Последний корабль Балтийского флота под Андреевским флагом

2 February
558 full reads
699 story viewsUnique page visitors
558 read the story to the endThat's 80% of the total page views
2,5 minutes — average reading time

Вечер 27 февраля 1920 года. Рейд мирного, спокойного Копенгагена. На рейде стоит британская эскадра, в составе дредноутов, крейсеров и миноносцев. Жизнь на эскадре идет мирно, нормально. Война окончена. Германский флот уничтожен и англичане — победители. И вот, среди этой обстановки, с моря без лоцмана из тумана появился маленький корабль. На гафеле его развевается Андреевский флаг. Это тральщик «Китобой», 120 тонн водоизмещения. У него всего две маленькие 47 мм пушки, годные для расстрела всплывших мин заграждения и 30 снарядов боезапаса. Командир его лейтенант Оскар Оскарович Ферсман. Экипаж - 26 офицеров, 1 кадет и 11 нижних чинов .

Командир Китобоя - Оскар Оскарович Ферсман
Командир Китобоя - Оскар Оскарович Ферсман
Командир Китобоя - Оскар Оскарович Ферсман

«Китобой» вырвался из Советской России — это последний корабль Балтийского флота, носящий Андреевский флаг. Он входит на рейд Копенгагена, ему никто не салютует. «Китобой» становится на якорь. На английском адмиральском корабле взимается сигнал: «Предлагаю спустить флаг и передать корабль в руки британских морских властей». В ответ, на «Китобое», одинокий горнист протрубил «боевую тревогу». Когда команда разбежалась по боевым постам, к двум жалким пушчонкам, на «Китобое» был поднят ответный сигнал: «Русский флаг спущен не будет. Предлагаю британской эскадре приготовиться к бою».

Некоторое время на английском корабле висел ответ «до половины». Наконец, поняли все. Сигнал разобран. Что будут делать англичане? Одного снаряда достаточно, чтобы пустить «Китобой» ко дну. На английском флагманском корабле подают катер к правому трапу. Командующий эскадрой едет лично на «Китобой». Он встречен, как старший на рейде, рапортом. Хотя лицо английского адмирала невозмутимо, его голос дрожит: «я предлагал нам, говорит он отрывисто, то что было приказано моим правительством. Теперь позвольте мне, от лица британского флота и от себя лично, выразить вам восхищение той доблестью, с какой вы защитили честь родного флага». С этими словами адмирал обнял и поцеловал командира «Китобоя».

Китобой в Копенгагене. Часовой – мичман В.И.Шигаев (второй выпуск Морского корпуса 1914 г.), на палубе в морской форме – лейтенант О.В.Вилькен (выпуск 1913 г.) и спиной в английской шинели – мичман Д.И.Ососов (выпуск 1915 г.), брат первопоходника И.И.Ососова, смертельно раненого под Екатеринодаром в 1918 году.
Китобой в Копенгагене. Часовой – мичман В.И.Шигаев (второй выпуск Морского корпуса 1914 г.), на палубе в морской форме – лейтенант О.В.Вилькен (выпуск 1913 г.) и спиной в английской шинели – мичман Д.И.Ососов (выпуск 1915 г.), брат первопоходника И.И.Ососова, смертельно раненого под Екатеринодаром в 1918 году.
Китобой в Копенгагене. Часовой – мичман В.И.Шигаев (второй выпуск Морского корпуса 1914 г.), на палубе в морской форме – лейтенант О.В.Вилькен (выпуск 1913 г.) и спиной в английской шинели – мичман Д.И.Ососов (выпуск 1915 г.), брат первопоходника И.И.Ососова, смертельно раненого под Екатеринодаром в 1918 году.

Дальнейшее пребывание «Китобоя» в Копенгагене было его триумфом. Командир был принят Государыней Императрицей Марией Федоровной. «Китобой» шел в Крым, где еще армия и флот генерала Врангеля боролись за честь и свободу России. Однако, пребывание «Китобоя» в Копенгагене затянулось до июня 1920 года. Командир «Китобоя» начал уже подготовку к выводу корабля на рейд для его подрыва. Кроме того были сделаны приготовления и в отношении устройства экипажа «Китобоя» в Дании. Только 5 июня англичане окончательно отказались от претензий на корабль. Когда «Китобой» уходил с Копенгагенского рейда в море, на судах английской эскадры ему отдавали честь, «как военному кораблю. На флагманском корабле, оркестр играл Русский Национальный гимн.

Небольшой корабль с постоянно ломающейся машиной, сквозь шторма и ураганы, не обращая внимания на попытки встречных французских военных судов его остановить в Проливах, дошел до Севастополя только 14 ноября 1920 года и встретил вереницу судов, увозящих остатки Врангелевской армии. Вместе с ними корабль отправился обратно в Константинополь, а потом – с оставшейся частью эскадры – в Безерту. Корабль служил под Андреевским флагом до 1923 года.

Ниже привожу информацию о дальнейшей судьбе некоторых офицерах "Китобоя":

  • Командир «Китобоя» Оскар Оскарович Ферсман ушел из жизни в Буэнос-Айрес е 22.05.1948.
  • Старший штурманский офицер лейтенант Оскар Викторович Вилькен, кавалер орденов орден Св. Станислава 3-й ст. с мечами и бантом и Св. Анны 3-й ст. с мечами и бантом - скончался в Копенгагене в 1933 году.
  • Вахтенный начальник "Китобоя" мичман Дмитрий Иванович Ососов скончался в Лос-Анджелесе в 1976 году.
  • Рулевой "Китобоя" (часовой на фото) Владимир Иванович Шигаев, кавалер орденов Св. Станислава 3-й ст. с мечами и бантом (за таранную атаку германской подлодки в 1915 году), Св. Станислава 2-й ст. с мечами и Св. Владимира 4-й ст. с мечами и бантом - скончался в Бельгии в 1943 году.

Спасибо, что дочитали до конца.

Если Вам понравился материал - обязательно подписывайтесь на наш канал и, пожалуйста, не забудьте поставить ЛАЙК!

Всего Вам доброго!