Русские моряки в войну 1877-1878 годов

28 February

19 января (старого стиля) 1878 года в Адрианополе было заключено перемирие между Россией и Турцией, положившее конец военным действиям в освободительную войну 1877—78 годов. Хотя главные, решающие события этой, беспримерной по своему альтруизму, борьбы, веденной нашим отечеством и происходили на суше, удивляя и побуждая каждого русского гордиться подвигами и жертвами, принесенными русской армией, но и славные русские моряки, несмотря на свою малочисленность и на скромную роль, выпавшую в ту войну на них, отметили свои труды геройской и самоотверженной работой, которой должен также гордиться всякий русский человек.

По условиям Парижского трактата, закончившего Крымскую войну, Россия лишена была права иметь военный флот на Черном море. Хотя, в 70-х годах, император Александр II -й и объявил, что не считает себя связанным выполнением этого обязательства, но воссоздать флот на Черном море ко времени войны 1877—78 годов просто не было времени и военного флота в эту войну, собственно говоря, Россия не имела. Для военных целей служили торговые и пассажирские суда, переделанные в военные и паровые катера, на которых и работали наши моряки. Между тем, турки имели военный флот на Черном море и броненосную флотилию из 8 броненосцев на Дунае. При таком неравенстве сил, конечно, ведение борьбы для русских моряков должно было быть чрезвычайно трудным и потребовать тяжелой, опасной и исполненной выдающегося геройства работы.

На Черном море деятельность моряков должна была проявиться в крейсерской войне против турецких торговых судов и транспортов и в действиях у Малоазиатских и Кавказских берегов. На Дунае же — в борьбе с турецкой флотилии, которая могла не только помешать переправе нашей армии через эту реку, но даже сделать переправу прямо невозможной. Для борьбы с турецкой флотилией морякам пришлось обратиться к тому оружию морской войны, которое появилось на свет только в последней половине XIX-го столетия, а именно к минам заграждения и самодвижущимся.

Наконец, при доставке строительного материала для наводки мостов через Дунай, моряки сплавляли этот материал по реке, частью под огнем турецких крепостей и, вместе с саперами, принимали участие в постройке мостов и их обслуживании после наводки.

Моряки были командированы на Дунай отдельными отрядами от 1-го Черноморского Его Императорского Высочества Генерал-Адмирала экипажа, от II -го Его Высочества Герцога Эдинбургского экипажа и от Гвардейского экипажа, общею численностью в составе 7 штаб-офицеров, 47 обер-офицеров и около 1.400 матросов.

Тотчас по прибытии на Дунай, команды моряков приступили к подробным и отважным рекогносцировкам реки и установка минных заграждений, имевших целью запереть турецкие суда на известных участках реки, с целью помешать им препятствовать устройству нами переправ. В случае приближения турецких судов к работам по установке заграждений, морякам приходилось производить на них отважные и исполненные невероятного риска атаки на паровых катерах, вооруженных примитивными шестовыми минами.

Эти атаки сопровождались геройскими подвигами моряков, из которых ограничимся упоминанием главнейших.

В ночь с 13 на 14 мая отрядом катеровъ: «Царевич», «Ксения», «Джигит» и «Царевна», под общим начальством лейтенанта Дубасова, в Мачинском рукаве Дуная, взорван турецкий однобашенный монитор «Сейфи». За этот подвиг отличившиеся офицеры лейтенанты Дубасов и Шестаков были награждены орденом святого Георгия 4-й степени, а император Александр II-й, в бытность свою в Бреилове, лично благодарил их и сказал: «Я горжусь Вами и в лице вашем всем моим флотом. Берегите себя, такие молодцы еще понадобятся. Да сохранить Вас Господь и на будущее время».

Утром 7-го июня, лейтенант Скрыдлов, на катере «Шутка» атаковал у острова Мечки турецкий пароход и, хотя взрыв не удался вследствие перебитых пулями проводов, но пароход и приближавшийся турецкий монитор, повернули назад к Рущуку и более не появлялись.

Боголюбов А.П. Атака катером «Шутка» турецкого парохода на Дунае
Боголюбов А.П. Атака катером «Шутка» турецкого парохода на Дунае

11-го июня, катера «Шутка» и «Мина» под начальством мичмана Нилова атаковали у Фламунды турецкую казематированную лодку и принудили ее уйти. Мичман Нилов за этот подвиг был также награжден орденом святого Георгия 4-й степени. Эти атаки навели такой страх на турок, что находившиеся у крепости Никополь две турецкие казематированные лодки (одна — атакованная Ниловым) совершенно перестали выходить из района крепости и, при взятии её нашими войсками, достались нам.

При совершении нашими войсками, в ночь с 14 на 15 июня, переправы у Зимницы-Систова, отряды флигель-адъютанта Шмидта и капитан-лейтенанта Тудера с пароходом «Анета» с двумя баржами и тремя паровыми катерами, перевозили войска на правый берег Дуная, причем, из перевезенных к вечеру 15-го июня, 30 тысяч наших войск, пароходом было перевезено более 20 тысяч.

27-го сентября, у Сулина, флотилия капитан-лейтенанта Дикова из двух буксирных колесных пароходов: «Опыт» и «Сестрица», трех винтовых шхун: «Ворон», «Утка» и «Лебедь» и 7 паровых миноносных катеров, вела бой с двумя турецкими броненосцами: «Хивзи-Рахман» и «Мукадем- Хаир», причем канонерская лодка турок: «Суна» взорвалась на нашей мине, а броненосцы прекратили бой и ушли вниз по Дунаю. За все эти подвиги капитан-Лейтенант Диков был произведен в капитаны 2 ранга и награжден орденом святого Георгия 4-й степени.

Не менее славною была деятельность наших моряков и на Черном море. Не ограничиваясь пассивной обороной наших черноморских берегов, русския суда, уступая противнику и в числе и в качестве кораблей, вели все время активную оборону, крейсируя в море, делая набеги на турецкие берега и, сведя, в сущности, на нет, всю турецкую блокаду.

Из отдельных славных эпизодов этой борьбы перечислим следующие:

В ночь с 30-го апреля на 1-е мая, пароход «Великий Князь Константин» под командой лейтенанта Макарова, атаковал 4-мя паровыми катерами турецкий пароход-фрегат и подвел мину под кормовую часть корабля, но мина, по неизвестной причине, не взорвалась. Отважные моряки вернулись в Севастополь, не имея ни убитых, ни раненых.

В июле месяце, в число активных судов на Черном море вступает пароход «Веста» под командой капитан-лейтенанта Баранова. Пароход этот считался наиболее удовлетворяющим условиям активной обороны в открытом море, но, тем не менее, был обыкновенным коммерческим пароходом, уступленным на военное время Русским Обществом пароходства и торговли и вооруженным 5-ю 6-дюймовыми мортирами, 2-мя 9-фунтовыми орудиями, 1-м 4-фунтовым, на элевационном станке, 4-мя скорострельными орудиями мелких калибров и минами.

10-го июля, «Веста» отправилась в крейсерство к берегам Румелии. 11-го июля, будучи в 32 километрах от Констанцы (Кюстенжде) «Веста» встретилась с турецким монитором и завязала с ним неравный бой, продолжавшийся 5 часов на весьма близкой дистанции. В результате, имея пожар над самой крюйт-камерой, имея одну мортиру совершенно уничтоженную, а другую подбитою, имея в корпусе корабля две пробоины, 2-х офицеров убитыми и 4-х раненными, палубу, заваленную осколками и разорванным человеческим мясом, «Веста» отвечала противнику выстрелом на выстрел, привела к молчанию большое орудие неприятеля на башне, а на попытку турок — таранить пароход, ответила подготовкой к атаке минными катерами. Турецкий корабль не выдержал и стал уходить. Преследование вести было невозможно в виду замеченного приближения других турецких судов и крайнего утомления экипажа.

За этот подвиг капитан-лейтенант Баранов был произведен в капитаны 2-го ранга, назначен флигель-адьютантом и награжден орденом святого Георгия 4-й степени. Этой же наградой были награждены и офицеры парохода: Рожественский и Перелешин.

13 декабря, пароход того же Русского общества пароходства и торговли «Росая», под командой флигель-адъютанта Баранова, у Пендеракли, захватил турецкий транспорт «Мерсину» с батальоном пехоты низама при одном штаб-офицере и 21 обер-офицере с табором новобранцев из башибузуков и черкес и всю корреспонденцию главнокомандующего турецкими войсками в Малой Азии — Мухтар-Паши.

Наконец, 16-го декабря, пароход «Великий Князь Константин» атакует четырьмя паровыми катерами на рейде Батуми турецкий трехмачтовый броненосец и катера выпускают в него две самодвижущиеся мины, который наносят броненосцу серьезные поражения. За этот подвиг капитан-лейтенант Макаров был произведен в капитаны 2-го ранга и назначен флигель-адьютантом, а лейтенант Щешинский, командовавший одним из катеров, выпустивших мину, — орденом святого Георгия 4-й степени.

Атака на Батумском рейд и взятие «Мерсины» произвели потрясающее впечатлите на турок и флот их, после этого, стал еще более пассивен.

Лучшим показателем геройской работы русских моряков может служить тот факт, что за кампанию 1877—78 годов матросов, награжденных знаком отличия военного ордена, несмотря на малое количество моряков, бывших вообще на театре войны, было до 400 человек.

Спасибо, что дочитали до конца.

Если Вам понравился материал - обязательно подписывайтесь на наш канал и, пожалуйста, не забудьте поставить ЛАЙК!

Всего Вам доброго!