БИТ
582 subscribers

Забытый основатель русского подводного дела

После русско-турецкой войны был создашь Минный офицерский класс в Кронштадте. Летом практические занятия производились на Транзундском рейде и при стрельбах минами Уайтхеда они часто тонули. Каждая мина стоила около 4.000 руб., что заставило начальство задуматься над созданием специального органа, могущего заниматься подъемом затонувших мин. Когда капитан 1 ранга В. П. Верховский был назначен начальником Минных офицерских классов, то он решил организовать водолазные курсы при Минном классе и создать таким образом кадр военных водолазов. Для воплощения в жизнь своей, мысли капитан 1 ранга В. П. Верховский привлек, в качестве инструкторов, портовых вольнонаемных водолазов и предложил молодым офицерам пройти месячный курс под их руководством. Желающими вызвались лейтенанты: Вирен, Кононов, Бострем, Иванов и другие. Спуски в воду под руководством невежественных инструкторов сильно разочаровали господ офицеров, и они доложили В. П. Верховскому о бесполезности подобных занятий, но последний не согласился с их мнением и предложил лейтенанту А. А. Кононову взять на себя организацию водолазных курсов. Лейтенант Кононов принялся за работу и, дабы поставить курсы на научную базу, выписал из заграницы все то, что было по водолазному делу, но, к сожалению, в этой области был очень скудный материал, но все же кое-что было получено. К себе помощником А. А. Кононов пригласил доктора Есипова. Был разработан проект создания Водолазной школы в Кронштадте и предусмотрена необходимость летом вести практические занятия в Бюркэ. Этот проект создавал организацию самостоятельного органа, не зависящего от Минных офицерских классов. Несмотря на то, что А. А. Кононов отделялся от Минных классов, В. П. Верховский энергично поддерживал реализацию проекта и лично взял на себя все хлопоты в С.-Петербурге. Ему удалось провести штаты и получить нужные кредиты, а также выхлопотать для школы помещение на якорном дворе около Артиллерийских офицерских классов, а для летних занятий — блокшив «Самоед». Главный Морской Штаб не согласился лишь на назначение лейтенанта А. А. Кононова на должность начальника школы, мотивируя свое несогласие тем, что на этой должности должен был быть штаб-офицер, а посему начальником школы был назначен ластовый подполковник Н. М. Оводов, его же помощником назначили лейтенанта А. А. Кононова. В 1895 году А. А. Кононов был произведен в капитаны 2 ранга и назначен начальником Водолазной школы.

Такими образом, благодаря настойчивыми хлопотами В. П. Верховского и энергичной работе лейтенанта А. А. Кононова, в июле 1888 года была создана самостоятельная Водолазная школа.

Анатолий Алексеевич Кононов
Анатолий Алексеевич Кононов

А. А. Кононов энергично принялся за создание школы, стараясь поставить ее на уровень Артиллерийских и Минных офицерских классов. Его хлопоты увенчались успехом и Главным Морским Штабом было разрешено поступать в школу желающими Строевыми офицерами флота. В штаты штабов командующих отрядами и эскадрами была введена должность флагманского водолазного офицера, в штаты судов 1 ранга — должность водолазного офицера, унтер-офицера и нескольких водолазов, а в штаты судов 2 ранга — должность унтер-офицера и трех водолазов. Для окончивших Водолазную школу офицеров были утвержден нагрудный знаки, аналогичный знакам минных и артиллерийских офицерских классов.

Водолазная школа получила для летних занятий, вместо блокшива «Самоед», учебное судно 2 ранга «Опричник», миноноску № 77 и, кроме того, были выстроены 24 мореходных водолазных бота по чертежам А. А. Кононова. Таким образом, образовался отряд судов, который имел возможность самостоятельно совершать плавания по Финскому и Рижскому заливами, где и производились практические занятая по водолазному делу.

Учебное судно "Опричник"
Учебное судно "Опричник"

До 1896 году водолазы могли производить работы исключительно на малых глубинах, не превышающих 10-12 сажень, ибо ни их одежда, ни их воздушный помпы не могли позволить водолазу опуститься на большие глубины. А. А. Кононов изобрел новую помпу и новый водолазный костюм, которые давали возможность водолазами опускаться на глубину до 35-36 сажень. Водолаз быль снабжен телефоном, что давало возможность водолазу сообщать на корабль, с которого он спущен, все то, что он видит и делает, а с другой стороны, он мог, будучи, под водою, получать приказания.

На «Опричнике» справа налево: мичман Григорьев (на световом люке), капитан 1 ранга А. А. Кононов; доктор Емельянов; инженер-механик Качалов (тогда механики были чиновниками); мичман Шидловский (стоит); мичман Паскин (сидит): греческого флота лейтенант Мелас; греческого флота доктор Ливадас и капитан 2 ранга Макс Константинович фон Шульц. В водолазной одежде боцманмант Арефьев
На «Опричнике» справа налево: мичман Григорьев (на световом люке), капитан 1 ранга А. А. Кононов; доктор Емельянов; инженер-механик Качалов (тогда механики были чиновниками); мичман Шидловский (стоит); мичман Паскин (сидит): греческого флота лейтенант Мелас; греческого флота доктор Ливадас и капитан 2 ранга Макс Константинович фон Шульц. В водолазной одежде боцманмант Арефьев

В 1896 г. А. А. Кононов составил и издал учебники водолазного дела. Это был первый серьезный труд в этой области, а посему его перевели на все иностранные языки и ими руководствовались на всех флотах мира.

Первая ответственная работа школы была прекрасно выполнена зимою 1896-1897 года. Поздней осенью крейсер «Россия», разворачиваясь на большом кронштадтском рейде, во время шторма и снежной пурги, выскочил на мель и плотно засел. При помощи буксиров его снять не удалось. Наступила зима. Было приказано Водолазной школе снять крейсер. Работа была чрезвычайно трудная, так как пришлось работать в декабре и январе подо льдом, спускаясь в проруби. Крейсер был снят в конце января и введен в гавань. Вторая работа была еще труднее. Нужно было снять с камней броненосец «Генерал-Адмирал Апраксин», выскочивший ночью, во время снежной пурги, на остров Гогланд. Опять пришлось работать зимой подо льдом. Трудность снятия заключалась в том, что приходилось взрывать камни, врезавшиеся в днище броненосца. Эту сложную и чрезвычайно деликатную работу водолазы блестяще выполнили и броненосец был снять с камней. За эти обе работы А. А. Кононов получил Высочайшую благодарность.

В 1896 г. на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде А. А. Кононов создал водолазный павильон, в котором был поставлен большой бак, глубиною в 4 сажени. Ежечасно спускали водолазов и для ознакомления публики читались популярные лекции по водолазному делу. Здесь впервые иностранцы познакомились с постановкой в России водолазного дела, после чего иностранные военно-морские агенты начали посещать Водолазную школу в Кронштадте. Некоторыми иностранными государствами было испрошено у нашего морского министра разрешение командировать своих офицеров для ознакомления с русской постановкой водолазного дела.

Нагрудный знак об окончании офицерской водолазной школы
Нагрудный знак об окончании офицерской водолазной школы

Действительно, в то время в России водолазное дело было поставлено на большую высоту и иностранным офицерам было чему поучиться.

В 1897 г. на Транзундском плесе утонул броненосец «Гангут». А. А. Кононов получил приказание поднять броненосец. Так как глубины были большие, то среди водолазов начал циркулировать слух, что на дне очень большое давление, могущее раздавить спустившегося водолаза. Дабы раз навсегда рассеять эти ложные слухи, А. А. Кононов лично спустился на дно и, осмотрев «Гангут», лежавший на правом борту, вынул водолазный нож, предварительно приказав себя подымать, и перерезал воздушный штанг, телефонные провода и подъемный конец. Какова же была растерянность наверху, когда вместо начальника вытащили только обрезанный шланг и провода... Все решили, что произошла катастрофа и смельчаки-водолазы вызвались спуститься для отыскания «трупа» своего начальника. Велико было удивление, когда внезапно на поверхность всплыла фигура пропавшего водолаза!.. Этот опыт, проделанный А. А. Кононовым над самим собою, окончательно доказал всем нелепость слухов о «верной» смерти на глубине в 20-22 сажень.

В 1899 г. А. А. Кононов создал в Морском музее в С.-Петербурге красивый отдел водолазного дела.

А. А. Кононов, работая по водолазному делу, будучи еще лейтенантом, задался целью создать подводную лодку. В конце 80-х и начале 90-х годов в США, Англии и Франции, а потом и в Германии над созданием подводной лодки работали многие, желая осуществить идею, так удачно брошенную Жюль Верном . В 1890 году первая маленькая подводная лодка была построена в России, и А. А. Кононов лично сам ее испытывал в Бюркэ . Так как в те времена еще не было двигателя внутреннего сгорания , то из обретенная и испытываемая подводная лодочка была снабжена велосипедным приспособлением, заменявшим собой моторы и приводимом в движение шестью матросами, а командир лодки, стоя в рубке, сам правил штурвалами горизонтальных и вертикальных рулей. В 1898 г. А. А. Кононов подал управляющему морским министерством подробный доклад о подводном плавании, указывая, что уже наступило время, властно требующее вывести подводное дело из стадии опытов на боевую арену и создать из подводной лодки тип военного корабля, зачислив его в состав строевого флота. Для реализации этого плана А. А. Кононов ходатайствовал о создании «Офицерского подводного и водолазного класса» и об образовании «Отряда подводного плавания и водолазно-спасательной партии». В этом доклад А. А. Кононов подробно указывал, что с 1890 по 1898 г. г. Россия начала сдавать свои позиции по подводному делу и заграничные типы подводных лодок обогнали своих русских коллег. Причину этого А. А. Кононов видел в несерьезном отношении высшего начальства к народившемуся новому типу оружия и в нежелании поставить подводное дело на прочный военный фундамент. А. А. Кононов энергично доказывал, что родившаяся подводная лодка в недалеком будущем превратится в могущественное оружие и займет крупное место среди военно-морских типов судов, а игнорирование подводного дела со стороны морского министерства является просто преступлением. Этот доклад вызвал бурю в морском министерстве» и А. А. Кононову пришлось выдержать генеральное сражение, получив достаточно попаданий весьма крупных снарядов большого калибра.

Таким образом, созданная в 1890 г. игрушечная подводная лодочка, послужила тем основанием, на котором выросло красивое здание русского подводного флота.

К сожалению, А. А. Кононову не удалось всецело посвятить себя подводному плаванию, так как на сцену выплыл пресловутый ценз, который заставил А. А. Кононова принять должность командира «Храброго», станционера на острове Крит, а потом А. А. Кононов был назначен командиром на «Цесаревич», но не успел его принять, так как получил специальную заграничную командировку, а потом был назначены командующим под брейд-вымпелом.

После А. А. Кононова начальником Водолазной школы был назначены его ближайший и многолетний помощник капитан 2 ранга М. К, фоны Шульц, который отказался от мысли создания офицерских подводных и водолазных классов, а ограничился исключительно водолазной сферой работы. Офицерские же подводные классы были организованы в Либаве совершенно отдельно от Водолазной школы.

В 1917 года А. А. Кононов не принял революцию, был контр-адмиралом Донской армии атамана Каледина (сам Анатолий Алексеевич был по происхождению казаком станицы Новочеркасской Черкасского округа Войска Донского, сыном войскового старшины Алексея Васильевича Кононова), в 1918 году организовал захват судов в Ростове-на-Дону. С 1920 года А. А. Кононов находился в эмиграции. Скончался в Курвилье (Франция) 8 июля 1944 года в возрасте 88 лет.

Спасибо, что дочитали до конца.

Если Вам понравился материал - обязательно подписывайтесь на наш канал и, пожалуйста, не забудьте поставить ЛАЙК!

Всего Вам доброго!