Четыре школы русской лаковой миниатюры

Искусство лаковой живописи зародилось в глубокой древности на Востоке. Согласно старинным манускриптам из Китая, известно, что изделия декорировали подобным образом две тысячи лет назад. В России промысел обрел популярность в середине восемнадцатого века, предварительно покорив практически всю Европу. На Руси работало огромное количество мастерских, специализирующихся на создании миниатюр, но сохранилось всего четыре.

История лаковой миниатюры в России

В нашей стране интерес к промыслу зародился во времена правления Петра Первого. Император постоянно путешествовал по загранице и периодически привозил оттуда интересные идеи. Впервые лаковая миниатюра была применена при оформлении покоев в Коломенском дворце.

Также ремесленники привлекались к декорированию Монплезира, расположенного в Петергофе. Например, «китайский кабинет» оформили с помощью лаковых панно в количестве девяноста четырех штук.

Благодаря налаженным торговым связям со Страной восходящего солнца в России появились табакерки из папье-маше, декорированные затейливой росписью в виде галантных сцен. Познакомившись с работой крупных мануфактур в Европе, император закупил партию лакированной мебели и привез в страну.

Также он пригласил с собой несколько местных умельцев. В 1757 году была организована первая Академия художеств, где обучали «лакирному делу». В это же время заработала фабрика на Урале, позже комбинаты появились в столице и многих провинциальных городках.

Начало массовому производству лакированной продукции положил купец Коробков, основавший в небольшом поселении Данилково (ныне Федоскино) комбинат по изготовлению козырьков для головных уборов военных (кивера). Он пригласил нескольких немецких мастеров и наладил бесперебойное производство лакированной продукции.

Первой разновидностью товара под «брендом» Коробкова стали недорогие табакерки. На них наклеивали бумажные гравюры, изображающие значимые для страны события.

После смерти основателя великого дела, управление фабрикой взял в свои руки его зять П. В. Лукутин. Он существенно увеличил объемы производства и добился высочайшего качества изделий. Начиная с 1829 года, лакированные товары из Данилково регулярно участвовали в зарубежных и местных выставках.

1830 – это период становления и творческих поисков лукутинских миниатюр, разработки инновационных технологий и вариантов декоративного оформления. При фабрике открыли рисовальную школу, лучших мастеров отправляли на обучение в Строгановское училище.

Федоскино

Как мы уже говорили, русская лаковая миниатюра в небольшом городке появилась благодаря купцу Коробову. После того как его дочь стала супругой Петра Лукутина, новый родственник принялся активно расширять ассортимент производства. Сюжеты для оформления выбирали близкие для народа: чаепитие, сказки и т.д. Миниатюрами декорировали столовые приборы, табакерки, солонки.

Отличительная черта федоскинцев – многослойность и красочный стиль. Мастерство художников можно сравнить с ювелирным делом. Для оформления шкатулок использовали орнамент «сканью», создаваемый из золотых и серебряных пластинок.

На создание одной коробочки уходило много времени. С момента начала работы над шкатулкой и до ее появления на рынке проходило несколько лет. Чтобы лак держался долго, его подсушивали под лучами солнца.

Палех

Умельцы-иконописцы из небольшого поселения занимались росписью Грановитой палаты в Кремле, Новодевичьего монастыря и храма Троице-Сергиевой лавры.

Неизвестно получили всемирную известность изделия палехских мастерских или нет, если бы не Иван Голиков. Потомственный реставратор и иконописец увидел в музее шкатулку из Федоскино. Решив попробовать собственные силы в данном направлении, мужчина создал лаковую миниатюру и представил ее на суд специалистам. Те по достоинству оценили работу.

В 1920 году шкатулки из Палеха стали обладателями престижной награды на Всесоюзной выставке художников. Много раз изделия принимали участие в показах, проходивших в Париже и Венеции.

В поселке наладили собственное производство, начали обучать подмастерьев. По предложению Максима Горького в Палехе открыли музей, разместившийся при Артели живописи.

Таким способом классическая техника темперного искусства прочно закрепилась на лаковых шкатулках. Образы, написанные золотыми красками на черном фоне, передавали потребителям сказки и былины, сохранив при этом изысканность облика русской иконы.

Мстёра

Поселение, расположенное во Владимирской области, обрело популярность в семнадцатом столетии. Известность Мстёре принесли умельца из Богоявленского монастыря. В обители создавали миниатюрные иконы. Позже священнослужители обучали навыкам промысла сельских обывателей.

С 1920 года на мстёрской лаковой миниатюре стали изображать бытовые сцены из жизни крестьян. Сменить направление деятельности ремесленники были вынуждены из-за запрета на иконы в результате Октябрьской революции.

К созданию шкатулок пришли не сразу, первоначально занимались росписью темперой изделий из дерева. Но они не пользовались большим спросом, а вот «коробочки», покрытые лаком, сметали с прилавков за несколько минут.

Умельцы из Мстёры придерживаются старообрядческих традиций иконописи. Они изображали на шкатулках персидские орнаменты, создавали узоры в голландском стиле. Мастера старались не использовать темный фон, по этому их продукция излучала свет и чистоту.

Холуй

Слобода была дарована Ивановской области князем Дмитрием Пожарским в честь освобождения Москвы от польских захватчиков. Предки современных умельцев писали иконы для Троице-Сергиевой лавры. В обители существовала традиция, всем паломниками на память дарили миниатюрные образы «Видения Богоматери преподобному Сергию».

Их созданием занимались живописцы из мастерских при монастыре и сельские художники, проживающие в Холуйской слободе. К середине девятнадцатого столетия здесь расписывали до двух миллионов икон.

После Октябрьской революции местные умельца, как и живописцы Палеха, стали заниматься декорированием шкатулок, ларцов, пудрениц. Сюжеты изображений были разнообразными: природа, архитектура, история, фольклор.

Со временем холуйские художники обрели собственный неповторимый стиль: объемный и лаконичный рисунок, крупные планы, минимум мелких элементов. Для оформления миниатюр брали сусальное золото с небольшим добавлением смолы с вишни.

Заключение

Русская лаковая миниатюра в наши дни гармонично объединяет в себе черты всех четырех центров. И хотя промысел зародился в Китае, наши умельцы достигли в нем невероятных высот, добавив в изделия частицу славянской души. Лаковая живопись – это уникальное явление в художественной культуре, которое нужно оберегать и хранить, как память о великих мастерах прошлых столетий.

Видеосюжет: Народные промыслы России – «лакирное дело».