Все, что нужно знать о национальных головных уборах

Важнейшим элементом повседневного и праздничного костюма русского народа являлся головной убор. Они непросто украшали наряд девушек и парней, но и могли многое рассказать о своих владельцах. По внешнему виду люди определяли семейный статус, возраст и положение в обществе. Каждая славянская губерния имела собственную моду и по-своему декорировала головной убор. Что не менее важно данная деталь костюма говорила об уровне достатка владельца.

Головные уборы русских девушек и женщин

Славянские барышни уделяли особое внимание этому предмету гардероба. Популярностью пользовался кокошник, по форме напоминающий головку луковицы. Для их изготовления брали плотную ткань, по краям пропускали бахрому. В качестве украшений для головного убора использовали речной жемчуг, поскольку он стоил дешево.

Помимо кокошника носили кику, ее форма напрямую зависела от региона. Например, тульские барышни щеголяли в «рогатом» головном уборе. Замужним женщинам предписывалось ходить в повойниках, напоминающих чепчик небольшого размера.

В зимнее время года барышни облачались в маленькие меховые шапочки или платки из шерсти. Царицы носили венец, оформленный одним или несколькими зубьями.

Повязки и тесемки

Классический головной убор, предназначенный для юных барышень. Они не прикрывали макушку, основная часть волос оставалась открытой. Маленькие девчушки на Руси носили тряпочные тесемки.
В старшем возрасте изделие из материи заменяли на повязку, в некоторых регионах ее именовали увяслом.

Головной убор полностью обхватывал лоб и крепился на затылке с помощью нескольких узлов. Для изготовления повязки использовали бересту, парчу или ленточки из шёлка.

Даже в древние времена каждая девушка хотела выделиться из толпы, поэтому придумывала оригинальное украшение для аксессуара: вышивку, декорирование стеклярусом или драгоценными камнями. Барышни из состоятельных семей могли позволить себе оформить повязку золотом.

В описи имущества одной из дочерей русского царя Алексей Михайловича встречается упоминание о «перевязочке, низанной жемчугом». Нередко можно было встретить аксессуар, налобная часть которого была изысканно украшена с помощью оригинального орнамента или символической фигуры.

Венчик

Еще одна разновидность головного убора на Руси – венец. Прародителем аксессуара является сплетение из цветков, которое часто создавали славянские барышни в летний период. Согласно древним поверьям, головной убор защищал хозяина от нечистой силы.

Для изготовления венца брали тонкую ленту из металла, шириной максимум два с половиной сантиметра. Также для создания аксессуара использовали бронзу и серебро. По внешнему виду головной убор напоминал повязку. Основным отличием были крючки для ленты, чтобы надежно зафиксировать аксессуар на затылке.

Часто для декорирования изделия применяли орнамент с поднятыми кверху зубчиками. На праздничные мероприятия барышни облачались в венчики, украшенные жемчужными нитями, которые свисали вдоль щек.

Платок, или убрус

Женские головные уборы на Руси поражали своим разнообразием, но наибольшей любовью у девушек пользовался этот аксессуар. В каждом регионе его именовали по-своему. Самые распространенные названия: полотенце, наметка, фата и т.п.

Убрус состоял из тонкого полотнища прямоугольной формы. Ширина головного убора достигала пятидесяти сантиметров, а длина была около двух метров. Один из концов платка декорировали вышивкой из шелковых нитей, серебра и золота. Его опускали на плечо и никогда не скрывали за верхней одеждой. Еще бы, прятать такую красоту!

Второй конец использовали для обвязывания головы, его скалывали под подбородком. В десятом веке поверх убруса было принято размещать набор ювелирных изделий и разнообразных украшений.

Спустя некоторое время аксессуар изменил форму и стал треугольным. Его скалывали обоими концами под подбородком либо завязывали фигурным узлом на макушке. В последнем случае требовались определенные навыки, которыми обладала не каждая барышня. Красиво оформленные концы спускали на плечи или спину. Подобная мода ношения платков пришла в Россию в восемнадцатом веке из Германии.

Ранее убрус обхватывал шею женщины, узел располагали на макушке и туго затягивали. Подобная методика получила название «головка».

Сорока

Аксессуар создавали из дорогостоящей парчи или бархата. Для декорирования головного убора применяли речной жемчуг или вышивку золотыми нитями. Молодые барышни надевали сороку в праздники и бережно к нему относились. Ведь на Руси изделие стоило больше чем породистый скакун.

Кокошник

Многих современников интересует происхождение название головного убора, который часто можно увидеть в наши дни на девушках. Носить кокошник тяжело, поскольку он имеет приличный вес. Несмотря на это нашим предкам было в радость облачиться в подобный аксессуар.

Свое необычное название женский головной убор получил от слова «кокош» (петух, курица). Отличительная черта изделия – гребень в передней части. Весь кокошник изготавливали из твердого сырья, чтобы он надежно держался на голове. Гребень располагался высоко надо лбом и был заметен с приличной дистанции. Для фиксации использовали ленточки, которые затягивали на затылке.

Изначально головной убор предназначался для женщин, связанных узами браками. Но спустя некоторое время его облюбовали и молодые девчата.

Кокошник обтягивали плотной материей или кожей. Для декорирования использовали бусинки, стеклярус, жемчужные нити. К убору крепили покрывало, выполненное из дорогой материи, на которую нанесен уникальный узор. Сверху носили фату или платок, сложенный в форме треугольника.

У простых граждан кокошник получи распространение в шестнадцатом веке, он стал прекрасной альтернативой кичке. Духовенство вело непримиримую борьбу с «рогатым» аксессуаром и запрещало посещать в нем церковь. Зато кокошник пришелся им по душе.

Позатыльник

Основной элемент головного убора под названием кика. Его создавали из бисера или парчовой ткани. Подвязывали под сороку, чтобы сзади прикрыть волосы.

Кичка рогатая

Один из самых древних головных уборов, восходящий к язычеству. Для славян рога символизировали плодородие, поэтому носить подобную кику могли лишь замужние женщины. Впервые надеть аксессуар девушка имела право после рождения ребёнка.

Кичку с рогами, достигающими в высоту тридцати сантиметров, носили на праздники и в будние дни. Чтобы убор хорошо держался, женщинам приходилось высоко поднимать голову. Отсюда и появилось слово «кичиться» – задирать нос.

Кика копытообразная

По внешнему виду изделие напоминает копыто или подкову. Налобную часть изготавливали из твердого материала и обтягивали богато украшенной тканью. Очелье крепили поверх основной шапочки с помощью лент, завязанных вокруг головы.

Считалось, что головной убор, подобно подкове, защищает от дурного глаза и несчастий. Аксессуар на торжественные мероприятия надевали все замужние дамы.

Сорока тульская

Оправдывая свое название, «птичий» убор делился на боковые части (крылья) и заднюю (хвост). Второй представлял собой многочисленные плиссированные ленточки, нашитые по кругу. В результате деталь изделия напоминала хвост павлина.

С аксессуаром соединяли яркие розетки, которые крепили сзади на поневу. Подобные вариации изделия дамы носили лишь в праздничные дни.

Сборник (самшура, моршень)

Головной убор был частью повседневного костюма. Низкий моршень по внешнему виду напоминал чепец. Высокий вариант аксессуара надевали на торжественные мероприятия, поскольку выглядел он богато и внушительно.

Для изготовления повседневной модели использовали дешевую материю, поверх накидывали платок. Сборник пожилой женщины было сложно отличить от простого чепца из черной ткани. Праздничные модели самшуры декорировали лентами и покрывали драгоценными камнями.

Кокошник псковский (шишак)

Аксессуар был часть свадебного наряда. Имел традиционную форму вытянутого треугольника, для украшения использовали шишки. Собственно, эти видоизмененные побеги, символизирующие плодородие, и дали название изделию.

Шишки нашивали на переднюю часть убора и украшали с помощью жемчуга. Поверх аксессуара накидывали белоснежный платок, вышитый золотыми нитями. По нижней кромке изделия пропускали сеточку из жемчуга.

Стоимость кокошника в те времена могла достигать семи тысяч рублей серебром, поэтому его хранили как семейную реликвию и передавали от матери к дочери.

Тверской «каблучок»

Был в моде на протяжении всего девятнадцатого века. Оригинальная разновидность кокошника. Надевали его исключительно на торжественные мероприятия. Для пошива аксессуара брали дорогие ткани: бархат или шелк. Изделие украшали драгоценными камнями.

Под «каблучок», напоминающий колпак небольшого размера, крепили поднизь из жемчуга. Она полностью покрывала волосы, поскольку сам головной убор «прятал» лишь макушку. Изделие пользовалось большой популярностью в Тверской губернии и стало его визитной карточкой.

Меховые шапки

В холодное время года барышни облачались в бархатные шапки с меховой оторочкой. Верхняя часть была выполнена из тканевой материи или клееной бумаги. Аксессуар шили в форме конуса, цилиндра или круга. Для украшения убора применяли камни, вышивку и речной жемчуг.

Шапки были очень высокими, чтобы в них не гулял ветер, внутри делали подкладку из атласа или легкой меховушки. Дамы очень бережно относились к аксессуару. Некоторые историки утверждают, что по завершении зимы дочери царя сдавали шапки на хранение в Мастерскую палату. Их размещали на болванках и накрывали чехлами.

Для изготовления зимнего головного убора брали мех лисицы, бобра или соболя. Молодые барышни предпочитали изделия с оторочкой из зайца или белки.

Треух

Женский головной убор позаимствованный у мужчин. Верх изделия покрывали материей, лобная часть опушалась. Чаще всего для этой цели использовали соболиный мех. В качестве декора применяли кружева или речной жемчуг.

Каптур

Еще один головной убор, предназначенный для холодного времени года. Наибольшей популярностью пользовался у женщин, потерявших мужей. Он прекрасно защищал от лютых морозов. По внешнему виду аксессуар напоминал цилиндр, отороченный мехом. Шапка полностью покрывала голову и лицо с двух сторон.

Для пошива аксессуара брали мех бобра, простолюдинам приходилось довольствоваться изделием из овчины. Сверху обязательно надевали повязку.

Традиционный мужской головной убор

В четырнадцатом веке все представители сильной половины человечества носили одинаковый аксессуар. Это были шапки, пошитые из меха, войлока или плетенки. По внешнему виду они напоминали колпак.

Бояре носили поярковые головные уборы, выполненные из дорогостоящей овчины. В зимнюю пору мужчины отдавали предпочтение шапкам-ушанкам, которые плотно облегали голову и закрывали уши от морозов.

В этом же столетии славяне впервые примерили тюбетейку. К ней пришли меховую опушку и создали новый русский мужской головной убор.

В пятнадцатом веке в обиход вошли шапочки небольшого размера, которые прикрывали только макушку (тюфьи). В это же время в моду вошла стрижка «под горшок», которая гармонично сочеталась с аксессуаром. При выходе из помещения поверх тюфьи надевали колпак.

Ближе к шестнадцатому столетию набрал популярность колпак. Это головной убор в форме конуса с широким меховым отворотом. На нем крепили пуговицы, именующиеся запоны. Для пошива аксессуара использовали бархат, войлок или поярку.

В семнадцатом веке мужчины присмотрелись к новому изделию – науруз. Это русский народный головной убор, являющийся разновидностью колпака. Шапка имела небольшие отвороты из меха, ее украшали кисточками и пуговицами.

В этом же столетии появилась муромка, характеризующаяся плоской и расклешенной тульей, по внешнему виду напоминающую усеченный конус. Шапка имела меховую оторочку, которую придерживала пара пуговиц. Для пошива аксессуара использовали бархат, шёлк или парчу.

После того как Петр Первый открыл окно в Европу, в гардеробе русских парней появились шляпы и парики.

Повседневные мужские шапки

За исключением вышеперечисленных моделей, которые предпочитали носить знатные особы, крестьяне останавливали свой выбор на следующих изделиях:

  • Барловка. Для пошива использовали барловые шкуры, имела круглую форму и небольшие околыши.
  • Бриль. Соломенная шляпка с полями и плоской тульей. Предназначалась для защиты от солнечных лучей.
  • Бурк. Старинный убор из лисьего меха, без ушей. Плотно прилегал к голове, имелся аккуратный околыш.
  • Ермолка. Шапка из шерсти овцы с конусообразной тульей.
  • Зырянка. Головной убор из сукна с четырехугольным дном.
  • Картуз. Фуражка из простого материала с небольшим козырьком.
  • Краган. Аксессуар в виде капюшона, пошитый из домашнего сукна.
  • Кубашка. Шапка с круглой тульей, изготовленная из серой овчины.
  • Малахай. Имела четыре клапана из меха или овчины и четырехугольный конец.

Головные уборы казаков и военных в расчет не берутся, поскольку это узкопрофильные национальные предметы гардероба.

Заключение

Русские народные головные уборы – это важная и неотъемлемая часть костюма. В современном мире люди вольны носить любой аксессуар в зависимости от настроения и погоды за окном. А вот у наших предков существовало несколько незыблемых правил в отношении данного изделия. Многие их старинных уборов до сих пор пользуются популярностью у молодежи, например, кокошник. Барышни с удовольствием надевают его на народные гуляния.

Из видеоролика вы узнаете историю происхождения кокошника.