Четыре на льдине и собака. Папанинцы на полюсе не были

254 full reads
395 story viewsUnique page visitors
254 read the story to the endThat's 64% of the total page views
5 minutes — average reading time
Картина художника В. Щеглова «На полюсе» (1939 г., бумага, гуашь).
Картина художника В. Щеглова «На полюсе» (1939 г., бумага, гуашь).
Картина художника В. Щеглова «На полюсе» (1939 г., бумага, гуашь).

21 мая 1937 года в 11 часов 35 минут самолёт под управлением Михаила Водопьянова коснулся льда в двадцати километрах от Северного полюса и после нескольких метров пробега по белому безмолвию замер. Открылся люк, и началась высадка первой советской дрейфующей научно-исследовательской полярной экспедиции, названной «Северный полюс-1» или просто СП, под руководством Ивана Дмитриевича Папанина.

Первые шаги

В экспедицию также вошли метеоролог и геофизик Евгений Константинович Фёдоров, радист Эрнст Теодорович Кренкель, гидробиолог и океанограф Пётр Петрович Ширшов, по совместительству выполнявший и роль врача. Справедливости ради следует отметить, что в географической точке схождения меридианов полярники первой экспедиции так и не были. Водопьянов её перелетел, поскольку там не было места для безопасной посадки, а при посадке использовал тормозной парашют.

Вопреки устоявшемуся мнению, первым бортом на льдину вблизи Северного полюса высадились не четверо полярников, а представительная делегация в составе: руководителя проекта Отто Юльевича Шмидта, лётчиков Водопьянова, Бабушкина, Спирина, Бассейна, бортмехаников Морозова, Петенина, Иванова, полярников Папанина, Кренкеля, Ширшова, Федорова и кинооператора Трояновского. Полёт флагманского четырёхмоторного самолёта АНТ-6-4М-34Р «Авиаарктика» не обошёлся без происшествий. Поднявшись в воздух в 04:52 мск. 21 мая, механики Водопьянова обнаружили течь антифриза из фланца радиатора третьего мотора. Морозов и Петенин вскрыли обшивку крыла и весь полёт при температуре -20С и встречном ветре голыми руками подкладывали тряпочку, которая впитывала охлаждающую жидкость, выжимали её в ведро, а из него насосом перекачивали обратно в бачок радиатора.

Предыстория

13 февраля 1936 года в Кремле на совещании об организации транспортных полётов Отто Юльевич Шмидт изложил разработанный план воздушной экспедиции на Северный полюс и создании полярной станции в его районе. На основании изложенного плана было принято правительственное постановление, поручившее Главному Управлению Северного морского пути («Главсевморпуть») организовать в 1937 году экспедицию в район Северного полюса и доставить туда на самолётах оборудование для научной станции и зимовщиков. Руководство экспедицией возложили на Шмидта.

Выбором места для промежуточной базы на остров Рудольфа Земли Франца-Иосифа весной 1936 года занялись лётчики Водопьянов и Махоткин. В августе к острову Рудольфа направился ледокольный пароход «Русанов» с грузом для строительства новой полярной станции и оборудования аэродрома. Руководил доставкой Папанин.

13 февраля 1937 года в Кремле Шмидт отчитался о проделанной работе и подборе участников экспедиции. Правительство дало согласие на участие в экспедиции самого Шмидта.

Мы строили, строили…

Уникальное жильё для полярников было создано на московском заводе «Каучук». Каркас палатки сделали из легко собирающихся алюминиевых труб. Стены — из трёх слоёв брезента, между которыми простёгано два слоя гагачьего пуха. Пол — надувной из плотной резины. Помимо непосредственно жилой зоны к палатке пристраивался тамбур. На ленинградском судостроительном заводе им. Каракозова из ясеня соорудили уникальные нарты весом 20 кг. Институт инженеров общественного питания заготовил пять тонн продуктов, поскольку планировалось, что зимовка продлится полтора года. В Центральной радиолаборатории в Ленинграде собрали две радиостанции — мощную на 80 ватт и аварийную на 20, источником питания которым служили два комплекта щелочных аккумуляторов, заряжаемых либо от небольшого ветряка, либо от динамо-машины с лёгким бензиновым двигателем. Имелся и ручной привод. Вес радиооборудования составил 500 кг.

Четыре четырёхмоторных самолёта АНТ-6-4М-34Р «Авиаарктика» и двухмоторный разведчик Р-6 (АНТ-7) официально были взяты в аренду у Правительства. Командиром лётного отряда назначили Героя Советского Союза Михаила Васильевича Водопьянова, флагштурманом экспедиции — Героя Советского Союза комбрига Ивана Тимофеевича Спирина.

Сквозь торосы и туманы

Флагманским самолётом управляли Водопьянов и Михаил Сергеевич Бабушкин. Вторым самолётом управлял Герой Советского Союза комбриг Василий Сергеевич Молоков. Третьим — Анатолий Дмитриевич Алексеев. Четвёртым — Илья Павлович Мазурук. Самолётом-разведчиком — Павел Георгиевич Головин.

22 марта самолёты оторвались от полосы Центрального Московского аэродрома имени Фрунзе и через 5 часов совершили посадку в 27 км от Архангельска, где колёса шасси техники заменили на лыжи. 30 марта перелетели в Нарьян-Мар. 12 апреля вылететь курсом на остров Рудольфа не удалось, гружёные под завязку самолёты вязли после оттепели в полосе. Пришлось оставить в баках топлива только до Новой Земли. До острова Рудольфа добрались лишь 19 апреля. 4 мая при благоприятных погодных условиях в 11:23 на разведку на полюс полетел самолёт под управлением Головина со штурманом Волковым, механиками Кекушевым и Терентьевым и радистом Стромиловым. В 16:32 по приборам достигли полюса, скрытого сплошной низкой облачностью. В 22:45 вернулись на остров Рудольфа. 12 мая на разведку на полюс полетел Р-5 Крузе с Дзердзеевским на борту, но в сплошной облачности лётчик потерял ориентиры и посадил самолёт вслепую на лёд. Головин на Р-6 доставил в район аварийной посадки топливо, еду и тёплые вещи. В ожидании лётной погоды они пробыли на льдине пять дней и вернулись только 17 мая. Шмидтом было принято решение послать флагманский самолёт и по его радиомаяку навести на посадку остальные. 21 мая самолёт Водопьянова достиг цели. 25 мая на полюс направились остальные самолёты. В 5:25 самолёт Молокова совершил посадку по соседству, но остальные самолёты лагерь не нашли, и сели кто где. 27 мая до базовой льдины добрался самолёт Алексеева. 1 июня закончили монтаж жилой палатки и приборов для наблюдений. Наблюдая характер дрейфа, Шмидт сделал вывод, что льдина будет дрейфовать к берегам Гренландии. 5 июня наконец-то прилетел Мазурук и доставил пса Весёлого. На станции собрались 45 человек и собака.

Официальное открытие станции «Северный полюс-1» состоялось 6 июня. Устроили митинг с пением «Интернационала» и подъёмом флага. В 3:42
7-го самолёты покинули льдину. К 9 часам все, за исключением Алексеева, которому не хватило топлива, сели на острове Рудольфа. 8 июня на помощь Алексееву с бензином прилетел Головин, и к ночи они вернулись на базу. 16 июня перелетели в Амдерму, где до 19 июня ждали колёса шасси, оставшиеся в Архангельске. А в это время Валерий Чкалов Георгий Байдуков и Александр Беляков на АНТ-25 пролетел над Архангельском, Землёй Франца Иосифа и Северным полюсом по направлению в Северную Америку.

25 июня в 2:24 вылетели из Архангельска, но до Москвы не дотянули, сели в Калинине (ныне – Тверь), заправились и в 5 часов дружно приземлились на Центральном аэродроме им. Фрунзе, встреченные членами правительства и направились в Кремль, где в Георгиевском зале Большого Кремлёвского дворца состоялся праздничный ужин и концерт.

Начало конца

В первые дни февраля 1938 года полярники дали радиограмму:
«В результате шестидневного шторма в 8 утра 1 февраля в районе станции поле разорвало трещинами от полкилометра до пяти. Находимся на обломке поля длиной 300, шириной 200 метров. Отрезаны две базы, также технический склад… Наметилась трещина под жилой палаткой. Будем переселяться в снежный дом. Координаты сообщу дополнительно сегодня; в случае обрыва связи просим не беспокоиться».

Спасать папанинцев направили лётчика Власова, пароход «Мурманец», а затем и ледокольные пароходы «Таймыр» и «Мурман», экипажи которых в нескольких десятках километров от берегов Гренландии за 70-й широтой 19 февраля сняли отважную четвёрку со льдины. За 274 суток дрейфа льдина преодолела свыше 2500 км.

По заслугам

За выдающийся подвиг в деле освоения Арктики всем четырём полярникам и лётчикам, доставившим экспедицию на Северный полюс, — А.Д. Алексееву, П.Г. Головину, И.П. Мазуруку и М.И. Шевелёву были присвоены звания Героя Советского Союза. Звания дважды Героев тогда не присуждались.

Научные результаты, представленные 6 марта Общему Собранию Академии наук СССР, получили высокую оценку специалистов.

Всем участникам экспедиции были присвоены учёные степени докторов географических наук. По окончанию экспедиции на вопрос, сколько требуется заплатить за эксплуатацию арендованных самолётов, в Правительстве заявили, что кинофильм «На Северном полюсе», снятый Марком Трояновским, принёс государству такой доход в валюте, что несколько раз перекрыл все затраты на экспедицию.

***

Интересная деталь. Руководитель полярной станции «Северный полюс 1» Иван Папанин, впоследствии контр-адмирал, доктор географических наук, академик Академии наук СССР, дважды Герой Советского Союза, награжденный девятью Орденами Ленина, не имел даже среднего образования. Он закончил всего четыре класса начальной школы, и уже работая в Наркомате связи, в 1931 году Папанин окончил курсы связи.

Уважаемые читатели! Благодарю вас за проявленный интерес.
Стараюсь откликаться на конструктивную критику. По условиям публикаций на Дзене, особо острые статьи и главы моей книги «Исправленному верить» доступны только подписчикам.
Дочитывайте, подписывайтесь, ссылайтесь и делитесь с друзьями. Ждите новые публикации о малоизвестных фактах нашей Истории!