Найти в Дзене

Кенгирское восстание

Проехав поперёк по карантинно-коронавирусной Украине, практически повсеместно слышал одну и ту же байку. Умирают украинцы не от коронавируса и не от «сопутствующих» заболеваний, а потому что «швыдка допомога» не едет к заболевшим другими болезнями. Согласишься, чтобы тебе поставили диагноз Covid-19 — приедут,
не согласишься — не приедут.
Причина: за коронавирусных медикам «скорой» премию платят, а за других больных — голую зарплату. Приходится соглашаться, иначе — смерть. А по статистике — всплеск заболевания.

Степлаг

К чему такая преамбула? Когда в ГУЛАГе ввели правило: конвойный, застреливший заключённого «при попытке к бегству», получал премию и отпуск, резко выросло количество пожелавших бежать, вернее, число убийств заключённых охраной. Но сколько верёвочке ни виться...

В Степлаге, куда входило 6 лагерей в казахстанских посёлках Рудник-Джезказган, Перевалка, Кенгир, Крестовский, Джезды и Теректы, «последней каплей» для многотысячного и разношерстного контингента осуждённых, стало очередное убийство в созданном на базе Джезказганского Спасозаводского лагеря для военнопленных №39 в Кенгире, где находилась вся администрация Степлага.

Зимой 1953-го охрана самовольно открывала огонь, убив несколько зеков, и в лагере назрел бунт. Чтобы усмирить «политических», 22 апреля
1954-го с Колымы в третье отделение по этапу прибыли 494 уголовника.
В Святое Воскресение 15 мая, вышедшая на встречу возвращавшейся с ночной смены на кирпичном заводе колонне женщин мужская колонна поприветствовала их «Христос Воскресе». Женщины дружно ответили: «Воистину Воскрес». Следом конвоир Калимулин (судя по фамилии, татарин), автоматной очередью «скосил» группу заключённых-мужчин.
В результате «пресечения побега» 13 человек, включая «уголовные элементы», было убито наповал, 33 зека ранено, из которых 5 впоследствии от полученных ранений скончались. Произошедшее впоследствии попытались представить как попытку проникновения в женскую часть зоны.

После смерти Сталина все ждали послаблений, прошёл слух о сокращении штатов лагерной охраны и количества лагерей, однако если в 1953 году в Степлаге содержалось 20 869 заключённых, то к 1954 году их число выросло до 21 090 (из которых 4021 женщина, после восстания, на 01.01.1955 — всего 10 481 — прим. авт.). Половину составляли «западенцы»: ОУНоцы, бандеровцы. Остальную — «лесные братья» литовцы, латыши, эстонцы, белорусы... поляки, немцы, коллаборационистсы, националисты, раскольники, сектанты... были и чеченцы, ингуши, армяне, узбеки, туркмены, а также турки, афганцы, монголы, много китайцев, один японец... американка Норма Шикман, венгр Ференц Варкони и испанец, хирург Хулиан Фустер. Русские составляли примерно 10%. Послаблений не последовало, зато офицерам лагерной администрации сняли надбавки за звания, но вымести обиду они могли только на зеках.

Могу работать, могу не работать...

Заключённые Степлага добывали уголь, медную и марганцевую руду, строили обогатительный комбинат, кирпичный завод, жилые дома в Джесказгане и другие объекты. Третье отделение состояло из трёх лагпунктов, окружённых единой огневой зоной и высокими саманными стенами: 1-го женского и 2-го и 3-го мужских. Между женским и 2-м мужским располагался хоздвор. 16 мая вместо выхода на работы разрушили забор между мужским и женским лагерями. И стали захватывать административные и жилые помещения охраны. Надзиратели спасались бегством, огневые точки на вышках не спасали. Попытки переговоров ни к чему не привели. 18 мая более 3000 узников штурмовали мастерские, продовольственный и вещевой склады. Они освободили из БУРа (барак усиленного режима — штрафной изолятор) 252 заключённых и полностью взяли женский и мужской лагеря под свой контроль. 16-го, 17-го и 18 мая лагерные надзиратели и охранники нанесли тяжкие телесные повреждения 35-и возмущённым заключённым. При этом лишь два вертухая получили лёгкие повреждения.

Восставшие потребовали от начальника Степлага, полковника Александра Александровича Чечева прибытия правительственной комиссии и справедливого расследования обстоятельств расстрела и других нарушений и злоупотреблений администрации.

Сорок дней

19 мая заключённые избрали «Комиссию» для участия в расследовании расстрела заключённых на хоздворе 17-го мая и ведения переговоров с правительственной комиссией, в состав которой вошли от 1-го лагерного пункта — Любовь Леонтьевна Бершадская и Мария Семёновна Шиманская, от 2-го лагерного пункта — Семён Тодевозович Чинчаладзе и Вагаршак Георгиевич Батоян, от 3-го — Капитон Иванович Кузнецов и Алексей Филиппович Макеев. Председателем комиссии избрали бывшего подполковника Красной Армии и коменданта Перемышльского лагеря военнопленных Капитона Кузнецова. И сформировали свою структуру управления лагерями, в которой были: отдел безопасности, сыскное бюро, комендатура и... тюрьма. Отдел пропаганды возглавил 39-летний этнический немец из Ленинграда Юрий Кнопмус, «контрразведку» — бывший лейтенант РККА и «власовец» Энгельс Слученков по кличке «Глеб».

Боевиками восстания стали молодые бандеровцы, чеченцы и примкнувшие к восстанию уголовники. После того, как администрация отключила электричество, инженером Анатолием Павловичем Кострицким из автомобильного стартера была сделана дававшая ток динамо-машина, вращавшаяся под воздействием струи воды. Напряжение в сети повышали при помощи самодельных трансформаторов. Динамики киноустановки стали передающими тарелками лагерной радиостанции. А радиолюбители из деталей медицинского аппарата УВЧ собрали коротковолновый радиопередатчик. Несколько раз по ночам с воздушных змеев на Джесказган сыпались листовки из лагеря. Но воздушный шар запустить так и не удалось — не хватило водорода.

В Кенгире выработался и собственный язык. Поскольку западных украинцев было большинство, а говорили они только по-украински и их понимали, среднеазиаты и иностранцы для общения учили именно «мову», принимая за русский и коверкая на свой лад для удобства произношения.

В подкрепление администрации из Караганды в Кенгир прибыло 100 солдат, а на переговоры из Москвы отрядили заместителя начальника ГУЛАГ МВД СССР генерал-лейтенанта Виктора Бочкова, а также министра внутренних дел Казахской ССР генерал-майора Владимира Губина.
20 мая, получив заверения в справедливом рассмотрении требований, заключённые пообещали и 21 мая вышли на работы.

После того, как Чинчаладзе самоустранился из состава «Комиссии»,
23 мая для руководства восстанием состоялись перевыборы и её расширение. От 1-го лагпункта избраны Анна Автономовна Михайлевич, Лидия Кондратьевна Супрун и осталась Шиманская. От 2-го лагпункта: Юрий Альфредович Кнопмус, Энгельс Иванович Слученков и Емельян Силович Суничук. От 3-го лагпункта: Артавазд Александрович Авакян, Капитон Иванович Кузнецов, вновь избранный председателем, и Алексей Филиппович Макеев, который 3 июня перешёл на сторону администрации, и на его место избрали Н.А. Сёмкина. Деятельность главы «Комиссии» постоянно контролировалось «конспиративным центром», на переговорах с заключенными и представителями администрации всегда присутствовал юрист, литовец Иозеф Кондратас. А руководитель лагерного хора Михаил Сорока сочинил «Гимн Кенгирского восстания».

Однако изменений не произошло, и 25 мая заключённые потребовали приезда в лагерь секретаря ЦК, пересмотра дел осужденных на 25 лет, направления «на колонизацию для свободного проживания в местах работы вместе с семьями», а не семейным — свободного общения с женской зоной и выхода в город два раза в неделю. На переговоры прилетел заместитель министра внутренних дел СССР генерал-майор Сергей Егоров и начальник ГУЛАГа генерал-лейтенант Иван Долгих, который распорядился отстранить всех виновных в применении оружия сотрудников.

20 июня министр строительства предприятий металлургической промышленности СССР Давид Яковлевич Райзер и министр цветной металлургии СССР Пётр Фадеевич Ломако направили служебную записку в Совет Министров СССР, в которой выражали недовольство по поводу беспорядков в Степлаге, так как из-за них срывался график добычи руды в Джезказгане. После этого председатель Совета Министров СССР Георгий Максимилианович Маленков обратился к министру внутренних дел СССР генерал-полковнику Сергею Никифоровичу Круглову с требованием навести порядок в лагере.

Начало конца

За 24–25 июня в Кенгире у лагеря было сосредоточено две вохровские дивизии в 16 000 человек и 98 служебных собак, пять танков Т-34 из 1-й дивизии внутренних войск МВД СССР и три пожарные машины с брандсбойтами. В 3:30 26 июня снайперы залпом «сняли» всех часовых на баррикадах, в жилую зону, стреляя из автоматов зажигательными пулями, вбежали бойцы штурмовых подразделений и пошли танки. Ожесточенное сопротивление было сломлено. По свидетельствам участников событий, было убито около 1000 заключённых, из которых 560 — женского пола, 2000 получили ранения. Однако официальные документы ГУЛАГа говорят о 46-и погибших: 37 во время штурма, ещё 9 умерло от ран.

Внезапно начавшийся столь редкий в этих местах ливень не смог смыть всей крови убиенных.

В восстании 16 мая — 26 июня 1954 года приняли участие более 5200
(по другим данным — 8000) заключённых, и 43% из них — женщины. Спустя 3 месяца после подавления Кенгирского восстания следствием было установлено, что
«в применении оружия не было необходимости».

***
Семеро лидеров восстания: Валентин Иващенко, Герш (Михаил) Келлер (наст. Василь Пендрак), Юрий Кнопмус, Капитон Кузнецов, Рябов, Виталий Скирук («Ус») и Энгельс Слученков были приговорены к смертной казни, однако в 1955 году Скируку и Кузнецову смертную казнь заменили 25 годами лишения свободы в исправительно-трудовых лагерях. Первого освободили в 1966-м, второго перевели в Карлаг, но в 1960 году освободили. Установлено, что смертный приговор был приведён в исполнение в отношении Кнопмуса и Келлера. Все оставшиеся в живых свидетели Кенгирского восстания дали подписку о неразглашении. Однако обменяный в 1956 году на советского разведчика заключённый Кенгира врач Ференц Варкони смог выехать в Западную Германию, работал там на «Венгерской Волне» «Радио Свободная Европа» и поведал миру о тех событиях. Информацию в «Архипелаге ГУЛАГ» растиражировал, правда, вольно или невольно исказив некоторые детали, Александр Исаевич Солженицын. Но кто ж сейчас его читает?

Уважаемые читатели! Благодарю вас за проявленный интерес.
Стараюсь откликаться на конструктивную критику. По условиям публикаций на Дзене, особо острые статьи и главы моей книги «Исправленному верить» доступны только подписчикам.
Дочитывайте, подписывайтесь, ссылайтесь и делитесь с друзьями. Ждите новые публикации о малоизвестных фактах нашей Истории!

Что-то пошло не так, и нам не удалось загрузить комментарии. Попробуйте ещё раз
Документы, вакансии и контакты