2189 subscribers

О зависти к итальянским школьникам

133 full reads
200 story viewsUnique page visitors
133 read the story to the endThat's 67% of the total page views
3,5 minutes — average reading time

Зависть, в данном случае, белая: зла я им не желаю, никакой радости от того, что у кого-то сдохла корова, не испытываю. К тому же, зависть эта ретроспективная: школу я окончил в раннем мезозое, в 1979 году, и в то время понятия не имел о том, как шло обучение итальянских сверстников. И дело не только в отсутствии пионерской организации с её дурацкими ритуалами.

Итальянские октябрята с ушками. Похожи на советских, только без звёздочек и не в униформе
Итальянские октябрята с ушками. Похожи на советских, только без звёздочек и не в униформе
Итальянские октябрята с ушками. Похожи на советских, только без звёздочек и не в униформе

Средняя школа в Италии — это не для мелко-ушастых 7-17 лет как в СССР, а для них же 11-14 годиков (всё, что до того — это начальная школа, а после — лицей). И, в отличие от советского Наркомпроса, итальянский учитывает, что они — ребёнки, пусть даже некоторые из их числа вполне в состоянии собственную ушастую мелочь наделать, если карманных денег не хватит на противозачаточные, как-никак — южане, а они созревают раньше.

Существенное отличие итальянской средней школы от российской в том, что здесь очень мало преподают литературу. Этот предмет считается специфическим и неподходящим для возраста 11-14 лет.

Дело в том, что не только Данте Алигьери, Умберто Эко и Бенито Муссолини Габриэле д'Аннунцио не писали для октябрят, но и Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Островский, не говоря уже о Чехове, Толстом и Достоевском, ориентировались совсем на иную аудиторию. Трудно даже припомнить авторов, которые годились бы для 11-14-летней малышни, разве что Гайдар (который Аркадий, а не Егор), Владимир Железников, Владислав Крапивин и Анатолий Алексин (он, правда, порой очень зануден). Барто и Мошковская для совсем мелких, каких видно только в электронный микроскоп на максимальном увеличении, Михалков, Маршак (детские вещи, а не переводы с британских языков) и Заходер — для первых трёх-четырёх классов, Пришвин и советский итальянец Бианки — для мазохистов или страдающих тяжёлой бессонницей. И процентов в 80 случаев мелким — даже 14-16-летним — просто непонятны причины, по которым герои произведений поступают тем или иным образом. Тем более, что образ жизни российского барина, барыни, барчука или барышни начала 19 века имеет очень мало точек пересечения с их собственным.

И вальсы Шульберта, и хруст хранцузской булки...
И вальсы Шульберта, и хруст хранцузской булки...
И вальсы Шульберта, и хруст хранцузской булки...

Помню, как сам подвис, когда в 8 классе задали домашнее сочинение на тему «Почему Пушкин утверждал, что Татьяна — „русская душою“?». Дело в том, что все персонажи романа в стихах, кроме мсье Трике — русские, и определение того, в чём Татьяна Ларина превосходит по этому параметру собственную сестру Ольгу (которая тоже, между прочим, не северная корейка или кореянка), своих родителей и няньку, Ленского, Онегина и даже уездного франтика Петушкова — задача не для 8-классника, да ещё и из союзной республики, где русские по ментальности несколько отличаются от российских (тем более, что в Азербайджане немалая их часть была потомками протестантов-молокан, а не православных). Хорошо, что в близлежащей библиотеке нашлась какая-то критика по теме, и удалось сделать rewrite той демагогии, которую критик накрутил по данному вопросу (именно демагогии, хождения вокруг да около, строгое доказательство более русской сущности Татьяны по сравнению с остальными героями произведения отсутствовало).

А дальше — вообще красота: мелких готовят к самостоятельной жизни, не задалбливая мозги чем-то лишним. А как с духмяными скрепками? А для этого есть семья. Итальянцы — народ семейственный, и основам католического благочестия научат дома, даже если батя — капореджиме в сицилийской мафии, а не ксёндз (впрочем, у ксендзов своих мелких не бывает, и их чада — это весь окормляемый приход).

Все лицеи в Италии профильные. Поэтому школьник в 14 лет должен очень хорошо подумать, куда идти учиться дальше. И школьники, и родители заверяют, что 14 лет — это слишком рано, чтобы принимать такие важные решения. Но государство считает иначе, и система не меняется десятилетиями. Тем не менее, к 14 годам пора бы определиться, не ждать же седины волос на теле...

Основные типы лицеев в Италии:

Классический лицей
(liceo classico)
Научный лицей
(liceo scientifico)
Лингвистический лицей
(liceo linguistico)
Художественный лицей
(liceo artistico)

Если девочка в 13-14 лет мечтает стать учительницей, ей, скорее всего, посоветуют классический лицей. Здесь кроме традиционных итальянского, английского или литературы обязательно будут философия, греческий и латынь. Причем углубленно. С томами Вергилия в оригинале.

В научных лицеях не отвлекаются на лирику, а штудируют алгебру или химию. Причем можно выбрать даже профиль научного лицея, в зависимости от того, хочет ученик стать врачом или инженером.

Художественный лицей предлагает школьникам познать тонкости изготовления скульптуры из гипса, освоить технику живописи маслом или поупражняться в графике. Заодно немало узнать о творчестве своих великих предшественников — от Леонардо (не ди Каприо, хотя он тоже итальянец) до Модильяни.

Лингвистический предлагает различные иностранные языки на выбор. Как правило, школьники-лингвисты изучают три иностранных языка, причем с обязательной языковой практикой в соответствующих странах, включенной в программу.

И это очень правильно: будущих ИТР, проктологов и научных исследователей не заколёбывают образом Евгения Корчагина в диораме украинского балетмейстера Чехова «Молодая гвардия на поднятой целине», а будущему дизайнеру модной одежды не вырабатывают комплекс неполноценности двойками за неспособность проанализировать функцию, используя производные, или написать уравнение реакции окисления меди разбавленной или концентрированной серной кислотой.

Советские октябрята, часть из которых — пионеры
Советские октябрята, часть из которых — пионеры
Советские октябрята, часть из которых — пионеры

Нам же в стародавние советские времена заливали через носовой зонд сборную солянку третьей свежести, вызывавшую несварение. Многие ли успешные выпускники советской школы помнят, не будучи физиками или электронщиками, что такое импеданс, не будучи математиками — производную функции f(x)=cos x, не являясь историками — повестку дня XVI съезда ВКП(б)? Про ароморфоз и причину образования муссонов (нет, это не разновидность мусса) я уже умалчиваю...