2189 subscribers

Об умении понимать прочитанное

591 full read
700 story viewsUnique page visitors
591 read the story to the endThat's 84% of the total page views
1,5 minute — average reading time

Неграмотных в том смысле, что не знают буквы и не умеют складывать их в слова, в наши дни, вроде бы, нет. По крайней мере, в России, за республики очень средней Азии судить не берусь, возможно, там в отдалённых кишлаках и остались те, кто букв не знает.

Но вот функциональная малограмотность, причём, среди защитников СССР, расцвела пышным цветом, несмотря на «самое лучшее в мире» советское образование.

Об умении понимать прочитанное

Простейший пример. Недавно я опубликовал материал о том, как пионеров приучали к гигиене в первой половине ХХ века. Гигиенический нигилизм был без всяких шуток наследием царского режима, об ужасах антисанитарии на селе писали этнографы до революции, причём ни разу не представители левых революционных партий. В 20-30-е годы шло массовое переселение в города, главным образом, из-за индустриализации.

И новые горожане привозили с собой скверные гигиенические навыки, которые могли привести к эпидемическим вспышкам. И не только могли, но и приводили. И тогда было решено гигиеническую пропаганду начать с мелких, которые с 1922 года были объединены в пионерскую организацию. И среди правил поведения пионеров были указания, которые кажутся в наши дни смешными из-за их абсолютной очевидности. Но для мелких (да и взрослых) в те времена они не были столь очевидными.

Грамотность нужна не только буквенная, но и функциональная...
Грамотность нужна не только буквенная, но и функциональная...
Грамотность нужна не только буквенная, но и функциональная...

Были и перехлёсты, например, ребёнкам запрещали играть в футбол. Но таковы были представления врачей того времени о вредности этой игры, и ЦК ВЛКСМ просто их продублировал. В дальнейшем, по мере развития науки, выяснилось, что футбол не столь уж и вреден, а местами даже полезен, как форма подвижного образа жизни, и порицать стали только тех пионеров, которые ради игры в него забрасывали учёбу (см., напр., повесть Носова «Витя Малеев в школе и дома», Витя и ещё один двоечник Шишкин именно так и поступали).

Кроме того, было отмечено, что санитарное просвещение достигло цели, и довоенные ребёнки не только сами стали соблюдать правила гигиены, но и обучили собственную мелочь, когда выросли и обзавелись ею. То есть, это была не ругань по адресу СССР, скорее, признание одного из несомненных его достижений. Ну, а дефекты формы внедрения этих знаний обусловлены уровнем развития медицины тех времён: научная доказательная медицина появилась не ранее 50-60-х годов ХХ века, до того хватало скоропалительных умозрительных заключений (например, о вреде яиц и сала, об обязательности супа во время обеда и о необходимости есть всё с хлебом — ни одно из этих утверждений не подтверждено научными данными).

Тем не менее, в одном из комментариев к тому посту (он был стёрт за невежливую, а проще говоря, хамскую форму ведения спора) какой-то альтернативно одарённый гражданин набросился на меня за ... очернение СССР, чего в том материале не были и поблизости. Был приведён просто эпизод из истории страны, в котором советская власть поступила довольно-таки правильно...

Судя по нику, этот гражданин имеет высшее математическое образование. Не знаю, какой он математик, может, это лично Григорий Перельман (хотя тот едва ли пользуется соцсетями и блоговыми платформами), но с пониманием прочитанного у него полный швах...