2189 subscribers

Пожар по телевизору? Нет, в телевизоре

365 full reads
573 story viewsUnique page visitors
365 read the story to the endThat's 64% of the total page views
5 minutes — average reading time
Мы купили телевизор
Под названием "Зенит"
Он работает отлично
Свет погас, а он горит
Советский фольклор

Эти воспоминания не мои личные, но довольно характерные для 70-80-х годов. Кто помнит, в советское время телевизоры (особенно ламповые) были очень пожароопасными. Сегодня это кажется странным, но тогда после окончания вещания, которое не было, как сейчас, круглосуточным, появлялась с ужасно резким звуком (специально чтобы разбудить задремавшего телезрителя) надпись "не забудьте выключить телевизор"

Пожар по телевизору? Нет, в телевизоре
Было мне лет 5 или еще 4. Где-то так. И был у нас цветной телевизор - тогда цветные телевизоры были далеко не у каждого, а отец телемастером в службе быта работал, поэтому, возможно, достался он, как говорится, "по блату". Наш дом находился прямо возле школы, куда через пару лет попозже стал ходить. И учился я уже в новом отстроенном корпусе - старый сгорел при пожаре, который я пятилетний наблюдал из окна.
То была предыстория, а теперь сама история. В тот вечер мама сидела на кухне говорила по телефону (любила она часами болтать с подругами), а я в большой комнате - которая отделялась от кухни большим коридором (в 5-ти летнем возрасте все кажется большим) включил телевизор (или мама включила мне телевизор, а потом пошла болтать по телефону - такую подробность помню смутно).

Короче смотрю я телевизор, даже помню что был хоккей (кто с кем играл? Не помню) и тут внутри задней крышки вспыхнуло. Я бегом на кухню к маме и кричу "Мама! По телевизору пожар!" Мама недовольная тем, что что я отвлекаю от такого важного занятия в ответ "так иди и смотри свой пожар" Я уже настойчиво тяну ее за руку "По телевизору пожар!" Мама нехотя отрывается от телефона и идет смотреть что там за пожар. Надо было видеть ее лицо, когда она поняла, что пожар не "по телевизору" а "в телевизоре", причем в прямом смысле...
Мама отключила его от сети, залила его водой. Что удивительно, через некоторое время папа - телемастер этот телевизор смог починить, и мы его смотрели еще некоторое время, пока папа не "достал" более новую модель телевизора...

Один мужик, увлекающийся старинной тёплой и очень ламповой электроникой, хотел приобрести себе уже в XXI веке старый советский цветной телевизор. Но потом вспомнил, что живёт в деревянном доме...

"Телевизоров у меня много, но цветного нет ни одного. Форумчане разохотили, захотелось чего-то тёплого, лампового, цветного :) Предлагают отличный Рубин, на живом 59-м кинескопе, но такой здоровенный гроб просто так разместить в доме довольно проблематично, придётся его "вводить в эксплуатацию" и использовать по прямому назначению. Дочка смотрит телевизор довольно редко, поэтому относительно своего не возражает: "Пап, выноси нафиг Томсон и заноси свой Рубин, я не против". И тут папа призадумался.

В 80-е годы мы жили в плотном квартальчике из десятка пятиэтажек, и я помню, что регулярно, два-три-четыре раза в год, в одной из квартир происходил пожар. В большинстве случаев, в толпе зевак можно было услышать перешёптывание: "Телевизор загорелся..." В подтверждение слухам, виновник пожара, очередной УЛПЦТ (Унифицированный Лампово-Полупроводниковый Цветной Телевизор) потом долго торчал на единственной на этот квартал мусорке, покорёженный и обугленный. Мой дед, будучи в те времена руководителем ОТК завода "Чайка", регулярно ездил по судам для улаживания споров с потерпевшими от таких пожаров. Сам называл нашу 714-ю Чайку пожароопасной, но несмотря на должность, сделать ничего не мог: "Конструкция утверждена, стандартизована и не допускает улучшений". При первой же возможности, ещё в 85-м году, он поменял её на свеженький, только с испытаний, 3УСЦТ (унифицированные стационарные полупроводниково-интегральные телевизоры цветного изображения).

К чему я вспомнил всё это. Мы живём в деревянном доме, и с Рубином придётся что-то превентивно сделать, иначе мне будет с ним очень неуютно.

Пожар по телевизору? Нет, в телевизоре

Нельзя сказать, что государству, которое в СССР владело всеми предприятиями электронной промышленности, в том числе и теми, что выпускали телевизоры, это было неизвестно, или что оно это скрывало. В 1984 году, то есть, до перестройки, когда всё тайное становилось явным, журнал «Радио» признавал, что в большинстве случаев советские телевизоры превращались в зажигательные боеприпасы бытового предназначения из-за недобросовестной работы трудящихся:

«Анализ случаев возгорания цветных телевизоров показывает, что наиболее часто они бывают в блоке строчной развертки, реже в блоке цветности и блоке коллектор. Причем загораются в основном платы из фольгированного гетинакса и текстолита из-за дугового разряда при пробое между соседними печатными проводниками, чрезмерного разогрева расположенных на плате элементов или плохого кон­такта после пайки в местах соедине­ния выводов элементов с фольгой.

По статистике плохая пайка при пе­чатном монтаже дает 65% всех отказов телевизоров. Существует несколько причин, вызывающих такую неисправность. Основная из них — недостаточная зачистка и лужение выводов элементов перед их установкой на плату (вспомним экономию времени на мебельном производстве путём забивания шурупов молотком, здесь — то же самое, скорость работы увеличивалась в ущерб качеству — прим. ЗпД). Кроме того, в результате вибрации и ударов при транспортировке телевизоров, в припое образуются микротрешины, приводящие к плохому контакту. То же происходит при длительном воздействии вибрации от работающих динамических головок.

Дефекты паек выявляются, как пра­вило, не сразу. Проходит довольно мно­го времени, в течение которого окисляются соединенные поверхности, в ре­зультате чего переходное сопротивле­ние контакта увеличивается. Это время значительно сокращается, если телеви­зор эксплуатируют при относительной влажности воздуха более 75...80%»

Были и дефекты самой конструкции:

«Известно, что применение умножите­лей напряжения позволило изменить конструкцию выходного строчного трансформатора с целью уменьшения напряжения на повышающей обмотке до 7...9 кВ. В результате появился трансформатор ТВС-90ЛЦ5, рассчитан­ный для установки и распайки выводов непосредственно на печатной плате. Трансформаторы такой конструкции устанавливали в телевизорах моделей УЛПЦТ-59И-10/11. Блоки с этими трансформаторами, к сожалению, ока­зались ненадежными, т. к. вывод по­вышающей обмотки в них подведен к одной планке с выводами 10—12 анод­ной обмотки и расстояние между ле­пестками на планке и платой не пре­вышает 12 мм. Возгорание платы не­редко происходит из-за пробоя между выводом 13 повышающей обмотки и пе­чатным проводником, соединяющим вы­вод 8 трансформатора с конденсато­ром СЗО». И далее журнал предлагал пользователям самостоятельно устранять такие дефекты после покупки устройства по схеме «после сборки довести напильником», как в известном советском анекдоте.

Ещё один дефект, заложенный на стадии проектирования: «Однако необходимо от­метить, что причиной возгорания корректируюшего трансформатора Тр2 бывает не плохое охлаждение, а недо­работка его конструкции. Стяжной хо­мут трансформатора изготовлен из стали. Поэтому, будучи помещенным в электромагнитное поле ультразвуковой частоты, хомут разогревается до темпе­ратуры плавления материала каркасов катушек 4--3 И 5—6 и нитки провода этих катушек начинают соприкасаться с хомутом, что приводит к пробою между катушками.

Такой пробой насту­пает не сразу, а после 3...5 ч непре­рывной работы телевизора. На экране в этом случае изображение уменьшает­ся и сильно искажается, принимая вид «волны». При осмотре трансформатора ясно видно оплавление каркасов около хомута». Далее — как всегда, совет по поводу того, как устранить этот дефект при помощи молотка, зубила и какой-то матери.

Ах, да, это ещё не всё: «Наблюдаются также случаи самовоз­горания платы резисторов нагрузок цветоразностных усилителей из-за близ­кого расположения печатных провод­ников, находящихся под напряжени­ем - 240 В и +370 В, что приводит к пробою между ними. Для предотвраще­ния пробоя рекомендуется в телевизо­рах моделей УЛПЦТ-61-II-10/11 и УЛИЦТ-61-II-13 удалить печатный про­водник на плате М5 от точки 17 до резистора R164 и заменить его проводом МГШВ, а в телевизорах модели УЛПЦТИ-61-II - проводник на плате У8 от точек 27. 28 до резисторов R95. RI02. RI33.

Необходимо напомнить, что наиболее тяжкие последствия при повреждении телевизоров происходят в тех случаях, когда включенный телевизор остается без присмотра». Ага, если включил зомбоящик, нельзя даже отлучиться от него по малой нужде — по закону подлости (он же закон Мэрфи) он загорится именно тогда...

Внести изменения в конструкцию и заменить пожароопасный печатный проводник на этой плате на провод МГШВ ещё на заводе, видимо, не позволяла религия.

Ещё одну причину пожаров с участием советских телевизоров указывали комментаторы одного из форумов радиолюбителей:

«Советские телевизоры перегревались и взрывались совсем по другой причине. Для предотвращения перегрева и возгорания электронных плат в те времена использовался только один антипирен, которым они пропитывались - ТБДП (тетрабромдифенилолпропан). В СССР он синтезировался только на одном предприятии - Небит-Дагском йодном заводе в количестве около 15 тонн в месяц, чего катастрофически не хватало даже на военную и космическую промышленность. Антипирен шел на стратегические предприятия в Тирасполе, а бытовая электроника снабжалась по остаточному принципу. Кроме того, в качестве среды для синтеза ТБДП в СССР по понятным причинам использовалась уксусная кислота, в остальном мире - спирт (причины понятны или требуют разъяснения?). Регенерация кислоты для дальнейшего ее использования в процессе для советских НИИ (головной НИИ в Caкu) стала невыполнимой задачей, что в огромной степени увеличивало себестоимость получаемого продукта вследствие его одноразового использования и порчи дефицитных титановых труб и оборудования. Это было самым вредным производством в СССР».

Цветные телевизоры были не только дефицитным товаром, но и дорогим — их цена достигала 4-6 средних зарплат в 70-е годы. И даже такое элитное изделие нельзя было выпускать с должными качеством и безопасностью. В этой истории в концентрированной форме продемонстрирована вся убогость советской индустрии товаров народного потребления, которая проявляла себя во всех изделиях, в диапазоне от детских сандаликов, натиравших ноги малышей до крови, до такой высокотехнологичной для своего времени npuблyды, как цветные телевизоры. И миллион плевков в морды тем, кто лицемерно осуждал желание граждан разжиться импортными товарами...