Промывка мозгов или кормушка для никчёмных? | Забористый план Даллеса | Яндекс Дзен
2189 subscribers

Промывка мозгов или кормушка для никчёмных?

1,9k full reads
3,8k story viewUnique page visitors
1,9k read the story to the endThat's 52% of the total page views
2,5 minutes — average reading time
Сдают экзамен три студента-медика. Первым вызывают американского студента, показывают ему два скелета:
- Что Вы о них можете сказать?
- Справа скелет женщины, умершей в возрасте 45 лет от рака желудка, слева скелет мужчины, умершего в возрасте 63 лет от инсульта.
Поставили 5 и отпустили. Вызывают немца, тот же вопрос.
- Слева скелет мужчины, умершего в возрасте 63 лет от инсульта, в течение жизни имевшего перелом левого бедра, справа скелет женщины, умершей в возрасте 45 лет от рака желудка, имевшей в течение жизни сотрясение мозга. Тоже отпустили с пятеркой. Вызывают советского студента.
- Что Вы можете сказать об этих скелетах?
Молчание.
- Ну поглядите на них, неужели Вам нечего сказать??
Молчание.
- Ну вспомните, чему Вас в институте учили!
- Господи, неужели это — Маркс и Энгельс??
Советский анекдот
Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Дух Святой коммунистической религии
Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Дух Святой коммунистической религии
Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Дух Святой коммунистической религии

Почему-то кому-то взбрело в голову, что если пичкать человека той или иной философской теорией, то он ею глубоко проникнется и станет преданным адептом данного учения. Именно этим подходом руководствовались советские власти, напичкав и без того насыщенную вузовскую программу глубоким изучением марксистско-ленинской философии во всех её разновидностях. О том, что тупое переписывание десятков страниц сочинений классиков и основоположников может вызвать лишь отвращение к их писанине (поскольку это убивало не только свободное время, но и отрывало часы от изучения профильных предметов, а также сна — а без конспектов на ряде кафедр не допускали до экзамена).

Красные попы наступали на те же грабли, что и попы дореволюционные. Среди тех, кто совершил революцию, было немало людей, которых в гимназии целых 8 лет пичкали законом Божьим ради воспитания в духе уваровской триады и допичкались до того, что, придя к власти, они показали клирикам всех конфессий и деноминаций, где именно зимуют наиболее злокачественные раки.

Советский антирелигиозный плакат
Советский антирелигиозный плакат
Советский антирелигиозный плакат

Надо заметить, что в средней школе всё то же самое, без лишних подробностей, круто замешанных на конкретно-исторических условиях Германии и Британии середины XIX века и Российской империи начала ХХ века, проходили за год, и на мой взгляд, этого было вполне достаточно, чтобы ознакомить человека с сутью учения и даже принять его, если основные положения попадут в резонанс с собственным настроем ученика, основанном на семейном воспитании и личном жизненном опыте. Если же не попадут, то убеждённым коммунистом его не сделает даже двойная доза конспектирования трудов главных марксистов-ленинцев.

О том, как накачивали идеологией студентов медицинских институтов, рассказал в своих мемуарах ныне покойный советский хирург Владимир Юльевич Голяховский.

Для будущего врача это скучно, хотя по молодости мы были не подготовлены к изучению практической медицины. Но мы понимали — это была подготовка к ней. Чего невозможно было понять — зачем нам так много и глубоко изучать основы марксизма-ленинизма?

Тогда мозги промывали не только по ТВ, но и на лекциях и собраниях
Тогда мозги промывали не только по ТВ, но и на лекциях и собраниях
Тогда мозги промывали не только по ТВ, но и на лекциях и собраниях

В медицинском институте было семь кафедр так называемых общественных наук: 1. Кафедра марксизма-ленинизма. 2. Кафедра истории Коммунистической партии. 3. Кафедра политической экономии.4. Кафедра диалектического материализма.5. Кафедра марксистско-ленинской философии и еще кафедры подобных отвлеченных коммунистических предметов. Такой «джентльменский набор» общественных кафедр был обязателен для всех высших учебных заведений.
В громадной нашей стране жила и благополучно питалась марксизмом громадная армия профессоров и преподавателей этих предметов, все — члены Коммунистической партии, все «идейно выдержанные и политически подкованные» (формулировка того времени для любого карьерного продвижения). Они и выглядели все почти одинаково: в строгих серых костюмах, всегда сосредоточенно-хмурые и все — без единой улыбки.
А при тех кафедрах были еще студенческие кружки, в которые партийный и комсомольский комитеты института очень рекомендовали записываться для более углубленного изучения предмета. По количеству учебных часов они занимали на первых двух курсах четвертую часть времени, а на старших курсах — шестую часть времени. Если студент пропускал занятия по основным предметам или «засыпал» зачет по ним, это было его заботой — надо отработать занятие и пересдать зачет. Но если он (или она) пропускал занятие по марксизму, а еще того хуже — не смог сдать зачет, то его поведение и идейный настрой разбирали на комсомольском собрании. После двух таких разборов провинившемуся выносили «выговор с занесением в личное дело». Это было зловещим сигналом — его могли исключить с плохой характеристикой, и тогда ни в какой другой институт его не приняли бы. Поняв это, мы вспомнили ту первую лекцию по марксизму! — неспроста нам внушали, что «без передовой советской идеологии нельзя стать хорошим советским врачом». Получалось, что без «передовой советской идеологии» вообще нельзя стать врачом.

Занятия на этих кафедрах были простой догматикой: без каких-либо объяснений преподаватели зачитывали текст учебника и требовали, чтобы мы его конспектировали. Основной книгой был «Краткий курс истории ВКП(б)» — единственный из учебников, который в избытке стоял на полках институтской библиотеки. «Святая святых» была четвертая глава этой толстой книги, в которой туманно излагались основы марксистской философии. Хотя преподаватели вслух не говорили, но намекали, что эту главу написал сам товарищ Сталин. Все годы мы мусолили ее на занятиях, уча почти наизусть (как магометане в школах-медресе учат свой Коран).

У меня есть рабочая гипотеза: это просто была кормушка для тех, кто в студенческие годы проявил повышенную лояльность к власти. Устроить всех в райкомы и обкомы не получилось бы: они всё же не резиновые. Если бы марксизм проходили коротко, чётко и по делу, без растекания по древу как мысью, так и мыслью, то преподавателей, профессоров и доцентов на подобных кафедрах понадобилось бы во много раз меньше...