Во многия знания многия печали | Забористый план Даллеса | Яндекс Дзен
2189 subscribers

Во многия знания многия печали

411 full reads
656 story viewsUnique page visitors
411 read the story to the endThat's 63% of the total page views
5 minutes — average reading time
Во многия знания многия печали

Тоскующие по советским временам порой напирают на то, что-де в те времена было ощущение безопасности и уверенности в завтрашнем дне. Но точно такое же ощущение будет у человека, сидящего на замаскированной под сундук бомбе с часовым механизмом — ровно до того момента, как она взорвётся под его задом. Он просто не в курсе существующей опасности, поэтому чувствует себе более чем уверенно.

Это ощущение власти нагнетали совершенно сознательно, скрывая от широкой публики весь негатив, даже тот, который никак не мог скомпрометировать общественный строй, поскольку от него не зависел. Например, Ашхабадское землетрясение 1948 года или действия маньяков — до перестройки было известно лишь о Ионесяне-«Мосгазе», и то, из-за излишней словоохотливости Никиты Сергеевича и его зятя Аджубея, редактора «Известий». Засекретил бы он эту серию убийств, узнали бы о ней только при Горбачёве.

Точно так же секретили и самые различные катастрофы, как природные, так и техногенные. Когда я был мелким в 70-е годы, меня всегда удивляло то, что, по сообщениям газет и ТВ, на Западе всё время что-то случается — то самолёт навернётся, то поезда столкнутся, то с завода утечёт какая-то шибко ядовитая xpeнь, то вулкан спалит целый город, то разрушительное землетрясение, то ураган с наводнением. А у нас — тишь да гладь и благорастворение воздухов.

Ладно, отсутствие техногенных катастроф можно было бы объяснить якобы высоким качеством советских средств транспорта и промышленного оборудования (хотя это не так) и высокой сознательной дисциплиной советских работников, что исключает человеческий фактор аварийности (а это было не так ещё в большей степени, водка и пофигизм существовали на территории СССР ещё со времён царя Гороха XLVII), но какому секретному номенклатурному аллаху молится советское руководство, чтобы он перенёс все возможные природные катаклизмы и даже котоклизмы за пределы СССР?

На самом деле, неприятностей случалось ничуть не меньше, чем за границей. Просто на сообщения о них налагался запрет. А когда самолёт навернулся прямо на детский садик где-то в Кёнигсбергской области в 1972 году, и от его обитателей остались только ушки да ножки, не только запретили писать и говорить об этом, но и срыли за ночь все развалины учреждения и разбили на их месте сквер. Даже электрички из Светлогорска отменили, чтобы замедлить работу сарафанного радио, не контролируемого Главлитом.

И когда при Горбачёве сняли ограничения на публикацию подобных фактов, создалось ложное впечатление о том, что при бровеносце в потёмках жили не тужили, а пришёл пятнистый, и всё посыпалось. Пользователь ЖЖ под странным ником Афанаризм собрал в своих публикациях катастрофы, природные и вызванные раздолбайством либо неисправной техникой за 1953-89 годы, и список растянулся на несколько постов. Приведу только те из них, которые произошли в последний год жизни Брежнева.

7 января
близ г. Геленджик (Краснодарский край) врезался в гору и разбился самолёт «Л-410 М». Погибли 18 чел.
8 февраля
катастрофа вертолёта «Ми-8» при испытаниях в Лётно-исследовательском институте (Москва): при отработке режима «на малом газе» произошёл пожар, в котором погиб лётчик-испытатель 3-го класса В.Е. Туровец. Его напарник, заслуженный лётчик-испытатель СССР Н.А. Бессонов, умер от последствий ожогов и травм месяц спустя.
16 февраля
на пути из Канады в СССР в 240 морских милях от побережья о. Ньюфаундленд в штормовую погоду затонуло советское грузовое судно ролкер «Механик Тарасов». Из 37 членов экипажа спасли лишь 5 чел.

«Механик Тарасов» терпит бедствие
«Механик Тарасов» терпит бедствие
«Механик Тарасов» терпит бедствие

17 февраля
крупнейшая авария в истории Московского метрополитена: обрыв эскалатора на станции «Авиамоторная». Эскалатор не выдержал тяжести людей и, набирая скорость, начал резкое движение вниз. Ни основной, ни резервный тормоза не сработали, за 110 сек. погибло (по официальным данным) 8 и серьёзно пострадало около 30 чел.

Во многия знания многия печали

Апрель
взрыв газопровода в 50 км от г. Тобольск — самое крупное ЧП подобного рода в истории СССР. В результате несоблюдения установленных норм строительства трубопровод вышел на поверхность, произошёл разрыв трубы и газ воспламенился. Огонь захватил и параллельный газопровод, в результате очень сильный пожар, хотя обошлось без жертв из-за безлюдности местности. Из-за аварии остался без газа г. Челябинск, но поврежденный участок был восстановлен в течение суток.

Во многия знания многия печали

6 апреля
из-за неисправности стрелки на станции Рутченково Донецкой железной дороги произошёл сход вагонов при приёме поезда на станцию.
8 апреля
на подводной лодке «К-123 Альфа» произошла авария (разрыв 1-го контура), которая закончилась выбросом 2 т жидкометаллического теплоносителя в реакторный отсек и распространением активности. Ремонт занял 9 лет и закончился заменой отсека.
4 мая
при переводе под 6-м вагоном стрелки дежурным по станции Салхино Закавказкой железной дороги сошли с рельсов 2 вагона поезда №183 Ростов-Ереван.
6 мая
в бухте Золотой рог г. Владивосток у причала №42 опрокинулся и лёг на грунт плавзавод «Александр Обухов», стоявший на 2 якорях и 9 швартовых. Погибли находившиеся на нём 10 моряков флота «Дальморепродукт».

Во многия знания многия печали

17 июня
потерпел катастрофу направлявшийся с подмосковного аэропорта в г. Североморск (Мурманская область) самолёт-лаборатория «Ту-134», оборудованный системой новейшего оружия (он был основным элементом разрабатываемой системы обнаружения подводных лодок). Погибли 15 чел., в их числе видные проектировщики, лётчики и испытатели военной техники — эта катастрофа не имела аналогов по числу погибших на испытаниях.
28 июня
под Мозырем (Белорусская ССР) разбился самолёт «Як-42». Причиной катастрофы стало разрушение и отрыв узла крепления горизонтального стабилизатора. На борту самолета находились 8 членов экипажа и 124 пассажира, все погибли.
6 июля
под Москвой cразу после взлёта падает самолёт «ИЛ-62», летевший в г. Фритаун (Сьерра-Леоне). Причина — ложное срабатывание сигнализации о пожаре, после чего пилоты пытались вернуться в аэропорт «Шереметьево», но не справились с управлением. Самолет рухнул в лес, погибли 80 пассажиров и 10 членов экипажа.
28 июля
прекратившая работу советская орбитальная станция «Салют-6» спущена в плотные слои атмосферы над Тихим океаном, однако из-за магнитной бури в неуправляемом режиме сошла с орбиты и 29 июля упала в горах Чили, что вызвало изрядный скандал на международном уровне.
31 июля
аварийная ситуация при проведении подземного ядерного взрыва «Рифт-3» в мирных целях в Иркутской области (16 км севернее областного центра): мощное истечение радиоактивных газов. Спустя 15 лет в годовых кольцах деревьев в районе взрыва был обнаружен даже уран-235, что свидетельствовало о присутствии в радиоактивном выбросе непрореагировавшей части ядерного заряда.
14 августа
в аэропорту г. Сухуми (Абхазская АССР) столкнулись пассажирский самолёт «Ту-134 А» и «Л-410 М». Причина — недисциплинированность экипажа последнего. Погибли 11 пассажиров и членов экипажа «Л-410», находившиеся на борту «Ту-134» не пострадали.
9 сентября
авария на 1-м блоке Чернобыльской атомной электростанции имени Ленина (Украинская ССР): в связи с проведением планового капитального ремонта проводился пробный пуск реактора. При подъеме его мощности до 20% произошёл разрыв одного из технологических каналов, повлекший за собой разрушение центральной топливной сборки, из-за чего случился выброс радиоактивных аэрозолей в вентиляционную трубу. Облако радиоактивной пыли накрыло площадь в несколько тыс. га в районе станции и г. Припять. Переоблучился ремонтный персонал. Население беспокоить не стали
(это, заметьте, произошло за 3.5 года до более печально известной аварии на ЧАЭС).
29 сентября
в Люксембурге терпит катастрофу «Ил-62», выполнявший международный рейс Москва-Люксембург-Гавана-Лима. Самолёт по неизвестным причинам отклонился от полосы при заходе на посадку, задел наземное сооружение и упал на землю. Погибли 13 из находившихся на борту 77 чел.
15 октября
опасная авария на Армянской атомной электростанции (г. Медзамор): взрыв генератора на 1-м энергоблоке. В результате пожара пострадал машинный зал. Общий ущерб составил около 1 млн. руб. (в ценах 1982). Большая часть персонала в панике покинула станцию, оставив реактор без надзора. Для ликвидации пожара потребовалось почти 7 часов, в тушении участвовали 110 работников пожарной охраны, также пришлось перебросить оперативную группу с Кольской АЭС (на самолёте).
20 октября
трагические происшествие в Москве: на стадионе «Лужники» после футбольного матча команд «Спартак» (СССР) и «Хаарлем» (Голландия) на Кубок УЕФА в давке погибли, по официальным данным, 66, по неофициальным — около 350 чел.; число пострадавших достигло 1000 чел. Это крупнейшая в истории СССР трагедия на стадионе.

Во многия знания многия печали

30 октября
ночью в г. Новосибирск при температуре –4°С начался моросящий дождь, что привело к быстрому образованию гололёда по всему городу. Наутро зарегистрировано множество ДТП с участием личного автотранспорта, городской транспорт на маршруты не вышел, а по обочинам дорог шли десятки тысяч новосибирцев, многие попали на работу лишь к полудню.
3 ноября
вторая трагедия в туннеле Саланг (Афганистан): при прохождении двух автоколонн военный грузовик столкнулся с автоцистерной. Согласно советской версии, это произошло в результате диверсионного акта, устроенного моджахедами. В пламени и от удушья ядовитыми газами погибло 64 советских и 112 афганских военнослужащих (западные источники называют цифры от 700 до 2000 чел.).

Тоннель Саланг
Тоннель Саланг
Тоннель Саланг

23 декабря
катастрофа самолёта «Ан-26» в аэропорту г. Ростов-на-Дону. Погибли 16 чел. — члены экипажей, проходившие курс повышения квалификации.
+
* мощные взрывы пыли прошлись по объектам Ачинского комбината хлебопродуктов, разметав строительные конструкции, оборудование, жертвами стали десятки работников элеватора.
* взрыв на шахте им. 50-летия Великой Октябрьской революции (Карагандинская область Казахской ССР), погибли 42 чел.
* более 40 смерчей возникли в Чёрном море и перенесли огромное количество воды на сушу. Пострадали посёлок Джубга и близлежащие населённые пункты Краснодарского края. В море были смыты дома, автомобили, деревья.

Точно так же большинство граждан не имели ни малейшего понятия о реальной ситуации в советской экономике (могли лишь смутно догадываться по таким косвенным признакам, как дефицит всего и вся, но дефицит этот начался ещё до установления советской власти, если все помнят, беспорядки, закончившиеся Февральской революцией, были вызваны дефицитом хлеба). И верили в стабильность своего будущего, которая — как стабильность, так и вера — испарилась при первой же правдивой огласке реального положения дел...