Йога Сутры Патанджали. Концентрация. Самадхи пада.

13 February 2020
Самадхи пада
Самадхи пада

Перевод Йога-сутры http://swamij.com/yoga-sutras-list.htm

Часть 1. Концентрация. Самадхи пада.

Что такое йога?

1.1 Теперь, после предварительной подготовки благодаря жизненному или другому опыту, начинается изучение и практика йоги.

1.2 Йога - это контроль (ниродхах, регуляция, создание каналов, мастерство, интеграция, координация, успокоение, затихание, оставаться в стороне) видоизменений (грубых и тонких шаблонов мышления) поля ума.

1.3 Тогда наблюдатель пребывает в Себе, отдыхая в своей Истинной Природе, которая называется Самореализацией.

1.4 В противном случае, в отсутствии Самореализации, Наблюдатель проявляется в принятии на себя формы видизменений поля ума, берет на себя идентичное этим шаблонам мышления.
Разум течет к множеству чувственных переживаний, которые у нас есть, а также к потокам воспоминаний и фантазий. Существование внешнего мира и воспоминаний не проблема. Скорее, чистое сознание ошибочно принимает тождественность этих шаблонов мышления. Таким образом, мы неправильно начинаем думать, что мы являемся одним и тем же с мыслями об объектах. Решение состоит в том, чтобы отделить видящего и видимое, переживающего и переживаемый объект, и это тема и практика йоги.

Не раскрашивание ваших мыслей

1.5 Эти грубые и тонкие шаблоны мышления (вритти) делятся на пять разновидностей, некоторые из которых окрашены (клишта), а другие не окрашены (аклишта).

1.6 Пять вариантов мышления для освидетельствования: 1) правильно знать (прамана), 2) неверно знать (випарьяя), 3) фантазия или воображение (викальпа), 4) объект пустотности, который является глубоким сном (нидра) и 5) воспоминание или память (смрити).

1.7 Из этих пяти есть три способа получить правильное знание (прамана): 1) ощущение-понимание, 2) умозаключение-логический вывод и 3) доказательство или устное общение с другими, кто обладает знанием.

1.8 Неправильное знание или иллюзия (випарьяя) - это ложное знание, сформированное восприятием предмета, отличного от того, чем он является на самом деле.

1.9 Фантазия или воображение (викальпа) - это шаблон мышления, который имеет словесное выражение и знание, но для которого не существует такого объекта или реальности.

1.10. Сон без сновидений (нидра) - это тонкая модель мышления, которая как объект существует в виде инерции, пустоты, отсутствии или отрицании других шаблонов мышления (вритти).

1.11 Воспоминание или память (смрити) - это умственные изменения, вызванные внутренним воспроизведением предыдущего впечатления объекта, но без добавления каких-либо других характеристик из других источников.

Практика и непривязанность

1.12 Эти мыслительные шаблоны (вритти) овладеваются (ниродха, регулируются, координируются, контролируются, успокаиваются, утихают) посредством практики (абхьяса) и непривязанности (вайрагья).

1.13 Практика (абхьяса) означает выбор, применение усилия и выполнение тех действий, которые приносят стабильное и спокойное состояние (стхитау).

1.14 Когда эта практика выполняется в течение длительного времени, без перерыва и с искренней преданностью, эта практика становится прочно укоренившейся, стабильной и прочной основой.

1.15 Когда ум теряет желание даже к объектам, видимым или описанным в традиции или в Священных Писаниях, он приобретает состояние полного (васикара) отсутствия желаний, которое называется непривязанностью (вайрагья).

1.16 Безразличие к тончайшим элементам, составным первопричинам или самим качествам (гунам), достигаемых посредством познания природы чистого сознания (пуруша), называется высшей непривязанностью (паравайрагья).

Усилия и приверженность

1.19 Те, кто достиг более высоких уровней (видхи) или знают непроявленную природу (пракритилайи), притягиваются в рождение в этом мире благодаря своим оставшимся скрытым впечатлениям от неведения и более естественным образом приходят в эти состояния самадхи.

1.20 Другие следуют пятиступенчатому систематическому пути:
1) верная уверенность в пути
2) направление сил в сторону практики
3) повторное воспоминание о пути и процессе успокоения ума
4) тренировка в глубокой концентрации и
5) стремление к истинному знанию, с помощью которого достигается высшее самадхи (асампраджната самадхи).

1.21 Те, кто следуют своей практике с интенсивностью чувств, энергичностью и твердой убежденностью, быстрее достигают концентрации и ее плодов, по сравнению со средней или малой интенсивностью.

1.22 Поскольку методики могут применяться медленными, средними или быстрыми способами, даже среди тех, у кого есть такая приверженность и убежденность, существуют различия в скорости прогресса, что приводит к девяти ступеням практики.

Прямой маршрут сквозь АУМ

1.23 Из особого процесса преданности и проникновения в творческий источник, из которого мы возникли (ишвара пранидхана), исходит неизбежность самадхи.

1.24 Этот творческий источник (ишвара) - есть особое сознание (пуруша), на которое не влияют окраски (клеша), действия (карма) или результаты тех действий, которые происходят, когда скрытые впечатления возбуждаются и становятся причиной этих действий.

1.25 В этом чистом сознании (ишваре) зерно всеведения достигло своего высшего развития и не может быть превышено.

1.26 Из этого сознания (ишвары) получали знания самые древние учителя, поскольку оно не ограничено оковами времени.

1.27 Священным словом, обозначающим этот творческий источник, является звук ОМ, называемый пранавой.

1.28 Этот звук запоминается с глубоким чувством смысла того, что он представляет.

1.29 Из этого воспоминания вытекает осознание индивидуального Я и устранение препятствий.

Препятствия и решения

1.30 Девять видов отвлекающих факторов приходят как препятствия неожиданных столкновений, на пути, и представляют собой физическое заболевание, склонность ума не работать эффективно, сомнения или нерешительность, отсутствие внимания к поиску предназначения самадхи, лень в уме и теле, неспособность контролировать желания обладать мирским объектами, неправильные предположения или размышления, неспособность достичь этапов практики и нестабильность в удержании уже достигнутого уровня практики.

1.31 Из этих препятствий также возникают четыре других последствия, а именно:
1) душевная или физическая боль,
2) грусть или депрессия,
3) нетерпеливость, неугомонность или тревожность и
4) нарушения дыхания при выдохе и вдохе.

1.32 Чтобы предотвратить или преодолеть эти девять препятствий и их четыре последствия, рекомендуется сделать ум однонаправленным и научить его фокусироваться на одном принципе или объекте.

Стабилизация и очищение ума

1.33 Во взаимоотношениях ум очищается благодаря воспитанию чувства дружелюбия к тем, кто счастлив, сострадания к тем, кто страдает, доброжелательности к тем, кто добродетелен, и безразличия или нейтралитета к тем, кого мы воспринимаем как безнравственных или злых.

1.34 Ум также успокаивается, регулируя дыхание, особенно при выдохе и естественном дыхании, которое возникает в результате такой практики.

1.35 Внутренняя концентрация на процессе чувственного переживания, осуществляемого таким образом, который ведет к более высокому, тонкому чувственному восприятию; это также приводит к стабильности и спокойствию ума.

1.36 Или концентрация на безболезненном внутреннем состоянии понятности и ясности также приносит стабильность и спокойствие.

1.37 Или размышляя о том, чтобы иметь ум, свободный от желаний, ум становится устойчивым и спокойным.

1.38 Или, сосредоточившись на природе потока в состоянии сна или на природе состояния сна без сновидений, ум становится стабилизированным и спокойным.

1.39 Или, размышляя или концентрируясь на каком-либо объекте или принципе, который может понравиться, или к тому, к которому человек имеет предрасположенность, ум становится устойчивым и спокойным.

Результаты стабилизации ума

1.40 Когда через эти практики, ум развивает мощь быть в твердой устойчивости c наимельчайшими и наибольшими объектами, тогда ум действительно становится подконтрольным.

1.41 Когда изменения ума становятся податливыми, ум становится похожим на прозрачный кристалл и, таким образом, может легко принять качества любого наблюдаемого объекта, будь то объект наблюдения, средство наблюдения или наблюдаемый объект в процессе погружения называемом самапатти.

1.42 Один тип такого поглощения (самапатти) - это тот, в котором есть смесь трех вещей,
1) слова или имени, следующим с объектом,
2) смысла или индивидуальности этого объекта и
3) знания, связанного с этим объектом;
это поглощение известно как савитарка самапатти (связанное с грубыми объектами).

1.43 Когда память или хранилище модификаций ума очищены, тогда ум не оказывает влияния на собственную природу, и только объект, над которым он размышляет проявляется сияющим впереди; этот тип поглощения известен как нирвитарка самапатти.

1.44 Подобно тому, как эта поглощенность действуют с грубыми объектами в савитарке-самапатти, также действует поглощеность над тонкими объектами, известная как савичара и нирвичара-самапатти.

1.45 Наличие таких тонких объектов простирается вплоть до непроявленной пракрити первоначальной природы.

1.46 Эти четыре разновидности поглощения являются разновидностями объектных концентраций (самадхи) и имеют семя объекта.

1.47 По мере того, как человек обретает мастерство в безмятежном потоке нирвичары, развивается чистота и ясность внутреннего инструмента разума.

1.48. Эмпирическое знание, полученное в этом состоянии, составляет основу мудрости и наполнено истиной.

1.49 Это знание отличается от знания, которое объединяется с доказательствами или через логический вывод, потому что оно напрямую связано со спецификой объекта, а не с этими словами или другими концепциями.

1.50. Этот тип знания, наполненный истиной, создает скрытые впечатления в поле ума, и эти новые впечатления имеют тенденцию уменьшать формирование других менее полезных форм привычных скрытых впечатлений.

1.51 Когда даже эти скрытые впечатления от знания, наполненного истиной, убывают вместе с другими впечатлениями, тогда возникает безобъектная концентрация.

Вся наша жизнь – игра, а люди в ней – актеры.
От себя добавлю.
Свами Рама рассказывал, как одного монаха попросили медитировать неделю на образ коровы в своей келье. Через неделю ему говорят: Выходи! Монах в ответ - Не могу выйти, мои рога в двери застряли. Человек настолько слился с модификацией поля своего разума (своими мыслями о корове), что стал себя действительно считать коровой. Вошел в образ по Станиславскому. Точно также происходит и с нами в обычной жизни.

Наше внимание можно направлять на разного рода раздражители и мы сливаемся с ними. Например в фашисткой Германии многие люди считали себя великими ариями. А великий арий рядом с русским крестьянином "посрать" не сядет. Свобода великого ария равна лишь длине арийского поводка, за который можно неплохо тянуть куда угодно. Иногда кто то может начать считать себя ковбоем Мальборо. Но для этого ему будут нужны сигареты...

Внимание человека к навязанному объекту медитации всегда подогревалось из вне. Практика йоги позволяет обрести свободу от равенства и братства. Вычистить навязанные модификации шаблонов мышления, которые мы почему то считаем собой.

Часть 2. Практика (Садхана Пада)