164 подписчика

Йога Сутры Патанджали. Накопление опыта. Вибхути Пада.

109 прочитали
Вибхути Пада.
Вибхути Пада.

Продолжение перевода Йога Сутры http://swamij.com/yoga-sutras-list.htm

Часть 3. Накопление опыта (Вибхути Пада).

Дхарана, Дхьяна и Самадхи.

3.1 Концентрация (дхарана) - это процесс удержания или сосредоточения внимания ума на одном объекте или месте, и это шестая из восьми ступеней.

3.2. Повторное продолжение или непрерывный поток этой единственной точки фокусировки называется поглощением в медитации (дхьяна) и является седьмым из восьми шагов.

3.3 Когда только сущность этого объекта, место или точка, сияет в уме, как будто лишенная даже своей собственной формы, это состояние глубокого поглощения называется глубокой концентрацией или самадхи, которая является восьмой ступенью.

Самьяма - инструмент утонченного

3.4 Три процесса дхарана, дхьянп и самадхи, когда берутся вместе на одном объекте, месте или точке, называются самьяма.

3.5 Благодаря овладению этим трехсторонним процессом самьямы свет знания, трансцендентного прозрения или высшего сознания (праджня) рассветает, освещает, вспыхивает или становится видимым.

3.6. Этот трехсторонний процесс самьямы понемногу применяется к утонченным планам, состояниям или стадиям практики.

Внутреннее выглядит как внешнее

Кожа рассматривается как граница: Кожа нашего тела обычно рассматривается как граница между внутренним и внешним; мир там, и мой взор находится здесь. В начале кажется, что успокоение тела, успокоение дыхания и работа с чувствами - это внутренние практики.

Граница систематически смещается внутрь: Однако сама граница восприятия смещается внутрь, когда мы движемся по ступеням медитации. Как только вы проходите мимо неподвижного физического тела и хорошо погружаетесь в осознание процесса дыхания, начинает казаться, что само тело является внешним или находится с наружи. Когда внимание перемещается дальше внутрь, за пределы дыхания и в чувственные процессы ума, вместе тело и дыхание становятся внешними или наружными.

Тело, дыхание и чувства являются внешними: Как только ум действительно начинает концентрироваться (дхарана, 3.1), граница восприятия между внутренним и внешним значительно смещается внутрь. Тело, дыхание и сами чувственные процессы, все три, кажутся внешними или наружными, в то время как мы находимся на проходе в более глубокие реальности, которые теперь кажутся единственными оставшимися реальностями, которые сейчас внутри или находятся здесь (3.7).

Медитация и самадхи становятся внешними: по сравнению с самадхи без семени-цели (нирбиджа), линия границы движется так далеко внутрь, что даже концентрация, медитация и низшие самадхи являются внешними (3.8).

3.7. Эти три практики концентрации (дхарана), медитации (дхьяна) и самадхи более сокровенные или внутренние, чем предыдущие пять практик.

3.8 Однако эти три практики являются внешними и не сокровенными по сравнению с нирбиджа самадхи, которое является самадхи, у которого нет объекта, ни даже оисточника-семени объекта, на котором происходит сосредоточение.

Свидетельствование о тонких перемещениях-переходах (внимания)

Что такое объект?: Мы обычно думаем об объекте как о чем-то, к чему вы можете прикоснуться или держать в руке. Однако объект не обязательно должен быть материальным в этом смысле.

Переход - это объект. Подумайте об автомобиле, который является материальным объектом. Когда он едет по дороге, возникает кинетическая энергия движения. Это движение само по себе также является своего рода объектом; это нечто не имеющее собственных молекул. Теперь представьте, что ваша машина либо ускоряется, либо замедляется. Изменение, смещение или переход сами по себе являются отдельным объектом, хотя и связаны как с автомобилем как объектом, так и с движением как объектом.

Мысли имеют переход: Подобно автомобилю выше, мысли также являются объектами. Однако мысли в области ума не только взаимодействуют друг с другом; они также приходят и уходят. Просто представьте на мгновение, что вы овладели этим процессом появления и ухода мыслей, переходов. Освоив сам процесс перехода, вы получите огромное понимание и мастерство над самими мыслями, а также над тончайшими внутренними переходами психического процесса. Эти тонкие переходы также являются самими объектами, предмет для исследования и наблюдения, кака оставаться в стороне через непривязанность (1.15).

Наблюдаются три тонких перехода: вы становитесь свидетелем не только мыслей, как мы обычно думаем о мыслях, но и процесса перехода того, как они приходят, существуют и уходят.

Ниродха: Вы становитесь свидетелем процесса перехода к мастерству над образцами мышления (ниродха-паринама, 3.9, 1.2), поскольку этот переход является объектом.
Самадхи: Вы становитесь свидетелем процесса перехода в более высокое состояние медитации (самадхи-паринамах, 3.11), поскольку этот переход является объектом.
Экагра: Вы становитесь свидетелем процесса перехода в однонаправленность ума (экагра-паринама, 3.12), поскольку этот переход является объектом.

Мастерство перехода приносит мастерство над мыслью: Овладев этими тремя типами переходных процессов, мастерство может быть достигнуто над всеми конкретными субъектами шаблона мышления, подверженными этим процессам. Это приносит мастерство над процессом жизненного цикла бесчисленных объектов поля ума. Самьяма была представлена как более тонкий инструмент (3.4-3.6), и этот процесс взаимодействия с переходами является тонким использованием этого инструмента. Таким образом, мы приходим к выводу, что очищение ума не означает детального психологического анализа каждой мысли, а овладение мастерством над полным жизненным циклом этих мыслей.

Позднее переходы выходят за пределы: Внутреннее путешествие йоги систематически сталкивается, а затем проходит слой за слоем опыта, каждый раз проходя через другой уровень невежества или авидьи (2.5). Несмотря на то, что мастерство тонких переходов, описанных в этом разделе, приносит такой новый уровень, это тоже только этап для опыта. На самых тонких этапах практики даже эти переходы выходят за пределы дхарма-мегахах самадхи. (4.32)

3.9. Этот высокий уровень мастерства, называемый ниродха-паринама, происходит в тот момент, когда возникает процесс сближения, схождения восходящей тенденции (устойчивое направление развития) глубоких впечатлений, убывающей тенденции и внимания самого поля ума.

Убрать из головы слушателей: Представьте, что вы находитесь в лекционном зале за несколько минут до того, как докладчик прийдет выступать. Все люди стоят вокруг лекционного зала, и комната наполняется громким шумом голосов разговаривающих людей. Вы наблюдаете и ухватываете вниманием все это, вашим умом, выдергивая ваши чувства то туда то сюда. Затем докладчик входит в зал, выходит на подиум и начинает говорить. Одновременно происходят две вещи: ваше внимание уходит от всех остальных людей и направляется на говорящего.

Мастерство над перемещенем-переходом (внимания): Перемещение внимания от людей в аудитории чем-то похоже на ниродха паринама (переход в приостановку-подвешенное состояние), а сопутствующий переход внимания, движущийся к говорящему, напоминает самадхи паринама (переход к поглощению, 3.11). Когда внимание постоянно остается на говорящем, это похоже на экагра-паринама (переход, когда одно и то же поглощение многократно возникает и спадает, 3.12). Это есть мастерство над процессом перехода-перемещения, которое так ищет йогин. Если вы овладеете этими процессами перехода, тогда вы овладеете всеми шаблонами мышления, которые в противном случае могли бы контролировать ваш ум, мысли, действия и речь.

Существует сближения, схождения с переходами: Самскары или глубокие впечатления естественным образом возникают через переходную фазу между неактивным и активным. Эти самскары также естественным образом возвращаются из активной фазы в неактивную. Когда происходит слияние (anyaya) внимания с восходящими и убывающими переходами, наступает высокий уровень мастерства. Это очень тонкий процесс самьямы (3.4-3.6).

3.10 Устойчивое течение этого состояния (ниродха-паринама) продолжается созданием глубоких впечатлений (самскар) от практики.

3.11 Мастерство, называемое самадхи-паринама, - это смещение-переход внимания, посредством которого стремление к все-направленности спадает, в то время как возникает стремление к однонаправленности.

3.12 Мастерство, называемое экаграта-паринама, - это смещение-переход внимания, посредством которого одна и та же однонаправленность возникает и постепенно спадает.

3.13 Эти три переходных процесса также объясняют три преобразования формы, времени и характеристик, а также их взаимосвязь с материальными элементами и чувствами.

3.14 Существует неявный, неописуемый субстрат или существование, которое является общим или содержится во всех других формах или качествах.

3.15 Изменение в последовательности характерных особенностей является причиной проявления различных результатов, последствий или эффектов.

3.16. Благодаря самьяме трехкратных изменении формы, времени и характерных особенностей приходит знание о прошлом и будущем.
Наблюдение за переходами-смещениями внимания говорит о прошлом и будущем: Если вы знаете текущее состояние трансформаций, связанных с формой, временем и характеристиками (3.13), то у вас также есть понимание прошлого, из которого они произошли, и будущего, к которому они эволюционирует. Вопрос в том, насколько у вас есть ясность о текущем моменте этих трех.

Представьте себе кастрюлю с кипящей водой: Представьте, что вы поставили кастрюлю с холодной водой на плиту, и вам стало интересно, сколько времени потребуется, чтобы вода закипела. Если бы вы знали природу текущей формы, временные факторы и характеристики, с которыми вы имели дело, вы могли бы рассчитать ответ (Конечно, принцип самьямы гораздо более тонкий). Если бы вы знали точную температуру воды, удельную теплоемкость огня, давление, теплопроводность чайника и другие подобные факторы, вы могли бы рассчитать, когда вода закипит (предположив, что вы поняли формулы).

Отпускание тонких способностей: эта сутра - первая из многих в главе 3, описывающая навыки, способности или силу, которые приходят с практикой. Мудрый йогин не ищет таких сил, но признает, что они приходят по пути. Там, где они неожиданно проявляются, их ценность заключается в раскрытии потенциальных окрасок влечения и отвращения (2.3) и авидьи (2.5), чтобы их можно было оставить нетронутыми (1.15-1.16). Сутра 3.38 ясно указывает на принцип отказа от таких сил.

Опыт Самьямы

3.17 Имя, связанное с объектом, сам объект, подразумеваемый этим именем, и концептуальное существование объекта, все три обычно взаимопроникают или смешиваются друг с другом. Благодаря самьяме на различии между этими тремя, значения звуков, созданных всеми существами, становятся доступными.

3.18 Через непосредственное восприятие скрытых впечатлений (самскар) приходит знание о предыдущих воплощениях.

3.19. Благодаря самьяме на мнении или представленных идеях приходит знание чужого ума.

3.20 Но лежащая в основе подпорка этого знания (мнения других людей в 3.19) остается неосознанной или недоступной.

3.21. Когда самьяма совершается на форме собственного физического тела, освещенность или визуальная характеристика тела временно исчезает и поэтому невидима для других людей.

3.22. Аналогично тому, как описано в отношении зрения (3.21), человек может приостановить способность тела быть услышанным, иметь тактильное восприятие, иметь вкус или запах.

3.23 Карма бывает двух видов: быстрая или медленная для проявления; Самьяма на этих кармах дает предвидение времени смерти.
Знание состояния кармы предсказывает результат: как и в примере с кастрюлей воды, если вы знаете точное положение самскар, глубокие впечатления, которые управляют вашими кармами (действиями), то приходит информация о будущем. В случае воды это связано с кипячением. В случае знания «здесь и сейчас» самскар и карм, наступает точное время наступления ухода, называемого смертью.

3.24. Самьяма на дружелюбии (и других отношениях из 1.33) дает крепкую силу этих отношений.

3.25 Благодаря Самьяме на силе слонов приходит аналогичная сила.

3.26. Направляя вспышку внутреннего света, высшей сенсорной деятельности, можно получить знания о тонких объектах, скрытых от глаз и очень далеких.

3.27 Самьяма на внутреннем солнце может познать знание многих тонких сфер.
Поиски солнца: Внутреннее солнце можно найти только в медитации. Оно доступен через канал сушумна, тонкий молочно-белый поток энергии, проходящий через центр чакр. Через медитацию в таких центрах, как сердце (анахата чакра) или пространство между бровями (аджна чакра), солнце в конце концов будет раскрыто. Очистить затуманенный ум, чтобы найти это солнце, - одна из ключевых причин всех различных практик йоги.

Сферы сознания и непривязанность: Сферы, зоны или вселенные огромны, и для ищущего Самореализации они встречаются и отбрасываются через более высокую непривязанность (1.15-1.16) и грацию. В комментарии к этой сутре мудрец Вьяса описывает семь таких сфер (многие из лучших переводов включают комментарий Вьясы).

3.28. Самьямой на Луне может быть познано расположение внутренних звезд.
Луна является отражением солнца: тот, кто не обнаружил свечение внутреннего солнца, может познать внутреннюю луну, которая является лишь отражением. Через самьяму (3.4-3.6) в этом отражении раскрывается знание внутренних звезд. В конце концов это приведет к поиску и достижению солнца. Как и в случае с солнцем, эту внутреннюю луну можно найти только в медитации. Звезды внезапно проявляются, и остаются без внимания благодаря непривязанности (1.15-1.16) и грации-благодати.

3.29. Самьямой на Полярной звезде может быть познано движение этих звезд.

3.30 Самьяма в пупочном центре, расположение систем тела может быть познано.

3.31 Благодаря Самьяме на области горла исчезают чувство голода и жажды.

3.32 Самьямой в канале черепахи, ниже горла, достигается устойчивость.

3.33 Благодаря Самьяме на корональном свете головы, видениями сиддхов мастеров могут прийти.

3.34 Или, благодаря интуитивному свету высшего знания, все может стать известным.

3.35 Практикуя самьяму на сердце, достигается знание поля ума (читты).

3.36. Наличие опыта приходит из представленной идеи только тогда, когда смешивается тончайший аспекта ума (саттва) и чистое сознание (пуруша), которые на самом деле совершенно разные. Самьяма на чистом сознании, отличном от тончайшего аспекта ума, открывает знание об этом чистом сознании.

3.37. Из света высшего знания об этом чистом сознании или пуруше (3.36) проявляется высшее, трансцендентальное или божественный слух, осязание, зрение, вкус и обоняние.

Что делать с этим опытом

3.38. Этот опыт, возникающий в результате самьямы, является препятствием для самадхи, но проявляется как навык или силы убывающего или мирского-искушенного ума.

Больше от Самьямы

3.39. Ослабив или отпустив причины собственного рабства и привязанности, и следуя знанию о том, как идти дальше в переходы ума, появляется возможность войти в другое тело.

3.40 В результате овладения уданой, восходящей прана-вайю, происходит прекращение контакта с грязью, водой, терниями и другими подобными объектами, что приводит к возвышению-восходу или левитации тела.

3.41 Владение саманой, прана текущая в области пупка, дает лучезарность, сияние или огонь.
Сияние или аура: благодаря владению самана вайю вокруг тела появляется сияние или аура.

Самана вайю - одна из пяти вайю. Она действует в области пупка, занимается пищеварением и дает возможность уму различать полезные и бесполезные мысли.

3.42. Благодаря Самьяме, над связью между пространством и силой слуха, приходит высшая божественная сила слуха.

3.43. Самьяма на отношениях между телом и пространством (акаша) и благодаря сосредоточению на легкости хлоака-ваты, проход сквозь пространство может быть получен.

3.44 Когда бесформенные шаблоны мышления проецируются за пределы тела, это называется маха-видеха, великое развоплощение - бесплотность. С помощью самьямы в этой внешней проекции завеса над духовным светом исчезает.

3.45 Самьямой на пяти формах элементов (бхут), как грубая форма, сущность, тонкость, взаимосвязь и цель-намерение, достигается мастерство над этими бхутами.

3.46 Благодаря этому мастерству над элементами, появляется способность делать тело атомарно маленьким, совершенным и неразрушимым по своим характеристикам или компонентам, а также придавать другим телам такие силы.

3.47 Это совершенство тела включает в себя красоту, грациозность, силу и адамантиновую-несокрушимую стойкость в принятии ударов судьбы.

3.48. Благодаря самьяме на процессе восприятия и действия, сущности, Я-ориентированности, коммуникабельности и целеустремленности чувств и действий достигается мастерство над этими чувствами и действиями (индриями).

3.49 Благодаря господству над чувствами и действиями (индриями) приходит быстрота ума, восприятие с помощью физических инструментов восприятия и овладение первопричиной, из которой возникает проявление.

Отречение, которое приносит освобождение

3.50. Хорошо упрочившемуся в понимании различия между чистейшим аспектом ума и самим сознанием, приходит господство над всеми формами или состояниями существования, а также над всеми формами познания.

3.51. С непривязанностью или отсутствием желаний даже для этого господства над формами и состояниями существования и всеведением (3.50), семена в корне этого рабства разрушаются, и достигается абсолютное освобождение.

3.52. Приглашения (заманивания) небесными существами, не должны вызывать в уме принятие предложения, либо улыбку гордости от получения приглашения, потому что повторное возникновение таких мыслей может создать возможность повторения нежелательных мыслей и действия.

Отклонение небесных приглашений: По мере того как проницательность становится все более тонкой, переживаются уровни тонкого царства, включая встречи с бестелесными или небесными существами. Они могут пригласить садхака (практикующего) испытать ощущения тонкого царства. Эти приглашения, переживания или силы являются отвлекающими факторами, которые блокируют (1.4) реализацию истинного Я (1.3), которое находится за пределами этого опыта. Поэтому приглашения отклоняются в духе непривязанности (1.15), как и другие тонкие переживания (3.38).

Большой опыт приносит большую привязанность: Думайте о приятных событиях во внешнем мире. Разве это не правда, что чем приятнее переживание, тем больше мы цепляемся за него и хотим повторить его? Одной из высот тонкого опыта является встреча и приветствие небесных существ, однако вы можете лично концептуализировать таких существ. Таким образом, это одно из самых сильных отвлекающих факторов, с которыми мы сталкиваемся во внутреннем путешествии. Мы можем почувствовать сильный внутренний отклик на предположение, что мы отворачиваемся от такого опыта. По этой причине важно, чтобы мы продолжали культивировать умение разбираться, чтобы правильно выбирать, по какому пути идти и что отпускать совсем (2.26-2.29, 3.4-3.6).

Дополонительная статья http://swamij.com/prakriti-purusha-sankhya.htm отличие между сатвичным будхи (интелектом) и пурушей - чистым сознанием.

Высшая проницательность через самьяму

Тончайшая проницательность-различение. Знание различия между чистейшим аспектом ума (саттвическим буддхи) и самим сознанием (пурушей) обеспечивает превосходство над всеми формами или состояниями существования, а также над всеми формами познания, как было описано ранее (3.50).

Это также приносит абсолютное освобождение: однако это различие между этим самым чистым аспектом ума (саттвическим буддхи) и самим сознанием (пурушей) приведет их к точке равенства. Это приносит абсолютное освобождение, независимость или свободу (кайвалья) (3.56).

Самьяма о моментах и ​​очередности: опыт приходит как кино, отдельные кадры идут последовательно, что создает видимость реальности. Благодаря самьяме в этом внутреннем процессе ментальной конструкции приходит более высокое знание (3.53).

Это относится ко всем типам объектов: этот процесс моментов и их очередности происходит со всеми типами ментальных объектов, независимо от того, насколько они грубые или тонкие. Самьяма практикуется со всеми этими типами или уровнями, в результате чего различия между объектами кажутся только похожими (3.54).

Трансцендентное знание и освобождение. Этот процесс тонкого различения приносит более высокое, интуитивное, трансцендентное знание (3,55) и приводит к окончательному освобождению или кайвалье (3,56).

3.53. Самьяма над моментами и их чередой дает высшее знание, которое рождается из проницательности-разборчивости.

Моменты и очередность: Опыт обычно приходит как фильм. Он проявляется как разворачивающийся процесс, тогда как на самом деле это независимые события. Это похоже на фильм, состоящий из множества независимых кадров, которые сосуществуют на одном барабане. Тем не менее, когда вы смотрите на эти кадры последовательно, то проявляются однородные и разворачивающиеся события или процессы.

За пределами моментов и очередности: Когда самьяма (3.4-3.6) выполняется на моментах и процессах очередности, раскрывается более высокое знание того, что действительно происходит. Приходит видение природы производства фильмов ума и фактически всего процесса создания. Это открывает дверь к реализации Истины (1.3).

Это относится ко всем типам объектов: В «Йога-сутрах», особенно в главе 3, есть много различных объектов, упомянутых для исследования и игнорирования, чтобы пройти мимо невежества (2.5) и ложных индивидуальностей (1.4) к истинному Я (1.3) , Тем не менее, каждый из этих объектов, независимо от его типа или тонкости, конструируется одинаково, являясь моментами опыта, объединяющимися в последовательности. Таким образом, этот процесс применения самьямы (3.4-3.6) к моментам и их очередности-последовательности является чрезвычайно тонкой и далеко идущей практикой, затрагивающей все возможные последовательности опыта или мышления.

3.54. Из этого знания проницательности (3.53) приходит осознание разницы или отличия между двумя подобными объектами, которые обычно не различаются по категории, характеристикам или положению в пространстве.

3.55. Высшее знание интуитивно и трансцендентно, оно порождено проницательностью; оно включает в себя все объекты в своем поле, все условия, связанные с этими объектами, и находится за пределами любой череды-порядка.

3.56 С достижением равенства между чистейшим аспектом саттвического буддхи и чистым сознанием пуруши наступает абсолютное освобождение, и это конец.

Часть 4. Абсолютная свобода (Кайвалья Пада)

Когда-то в институте была у нас такая легендарная дисциплина – сопромат, которой не то чтобы боялись, но сильно уважали. Это отразил даже студенческий фольклор в виде трех юморных законов. Первый: где тонко, там и рвется. Второй, с легким оттенком брутальности, о вращательном моменте пары сил: была бы пара – момент найдется. И третий, актуальный до невозможности, только мало кто врубается в него смолоду: всякое сопротивление временно.

В. Бойко. Cопротивление Материала.