Мандукья. Сознание и его фазы.

1 March 2020
Мандукья Упанишад
Мандукья Упанишад

АУМ означает высшую Реальность.
Это символ того, что было, что есть,
И что будет. АУМ отражает также то,
Что лежит за пределами прошлого, настоящего и будущего.
[1]

Мандукья - самая короткая из главных Упанишад. Шанкара заявлял, что если бы можно было изучать только одну Упанишаду, то это определенно должна была быть именно эта, и мы можем понять, почему. Своей краткостью Мандукья охватывает сущность мистической проницательности. Одна из четырех упанишад махавакьи, «великих высказываний», которые заключены в краткой форме, встречается во втором стихе: айам атма брахма, «Я есть Брахман». Вероятно, поэтому в более позднем тексте Рама говорит, что «одной Мандукьи достаточно для освобождения», хотя менее продвинутые искатели должны будут прочитать десять основных Упанишад, или тридцать две, или все сто восемь.

Двенадцать шлок Мандукьи вращаются вокруг фундаментального положения, лежащего в основе всего ведантического мировоззрения и мистики в целом: это единая Реальность (называемая Брахманом в Упанишадах) стала бесконечным разнообразием движущихся вещей, которые мы ощущаем вокруг нас во вселенной или внутри нас как различные состояния нашего собственного сознания. Область внутренних исследований формирует первый возможный путь из двух через эту основную идею, которая составляет этот текст. На этом пути мы проходим четыре состояния сознания, которые мы все испытываем: состояние бодрствования, сновидения, глубокий сон без сновидений, в котором покоится вегетативная нервная система, и наконец, неописуемое состояние сознания, которое текст называет просто турья, четвёртый. Подобно многим другим разделам в Упанишадах, эти стадии - шаги от повседневной реальности к высшему опыту. В этом конечном состоянии чувство «Я» временно приостановливается. Удивительно, но Упанишада говорит нам, что мы регулярно входим в это состояние, если бы только могли знать об этом: каждую ночь мы существуем «как кто-то, неосознанно ходящий взад и вперед по захороненному сокровищу» (Чандогья VIII.3.2). Так близко, но как далеко.

Как уже было сказано в первой строфе, высшая реальность с которой мы сливаемся в «четвертом» состоянии, также представлена ​​священным слогом АУМ. Таким образом, мудрый знает еще один путь через стадии бытия, где три «мира» или порядка реальности видны в звуках этого священного слога - А, У и М. Как это проявляется в необыкновенном мире.

Упанишада очень часто представляет нам несколько путей, подобных этому, через уровни реальности, напоминающие о том, что в Средние века называли Великой Цепью Бытия. Но Мандукья намекает, что есть способ взобраться на эту цепь. АУМ означает мантрам - форму священного произношения, подобную аффирмации, которое используется во всех основных духовных традициях, чтобы успокоить разум и осознать Реальность, к которой он относится. Согласно мандукья, все мантры возвращаются к АУМ, а затем даже к этой первородной энергии - к Брахману, конечной цели духовного поиска.

Итак, вначале Упанишада дает нам вдохновенную картину «того, что есть», заверяет нас, что реальность не ограничивается миром меняющихся явлений, а затем намекает на повседневный, выполнимый способ возвыситься до порядков бытия и вернуть наш возвышенный дом в неизменном. Шанкара восхвалял сжатую силу этой Упанишады.

Мандукья Упанишад

1 АУМ означает высшую Реальность. Это символ того, что было, что есть, и что будет. АУМ отражает также то, что лежит за пределами прошлого, настоящего и будущего.

2 Брахман - это всё, а Сущность - это Брахман. Эта Сущность имеет четыре состояния сознания.

3 Первое называется Вайшванара, в котором человек живет со всеми своими чувствами направленными наружу, осознав только внешний мир.

4 Тайджаса - это название второго состояния. Cновидение, в котором чувства обращенные во внутрь человека проигрывают впечатления своих прошлых поступков и настоящих желаний.

5 Третье состояние называется Праджня, глубокий сон, в котором человек ничего не видит и ничего не желает. В Праджне нет мыслей, нет разделённости. Но спящий не осознает этого. Пусть каждый станет сознательным в Праджне, и это откроет ему дверь в состояние постоянной радости.

6 Праджня, всемогущая и всезнающая, Обитает в сердце каждого как правитель. Праджня является источником и концом всего.

7 Четвертое - это сверхсознательное состояние, называемое Турья, ни внутреннее, ни внешнее, за пределами чувств и интеллекта, в котором нет ничего, кроме безмятежности, спокойствия, и наполненности блаженством. Это одно без второго. Это высшая цель жизни, которая должна быть реализована. Осознай его!

8 Турья представлена звуком АУМ. Несмотря на то, что оно неразделимо, у него есть три звука.

9 А означает Вайшванара. Те, кто понимают это, через владение над своими чувствами, получают плод своих желаний и достигают величия.

10 У обозначает Тайджаса. Те, кто понимают это, овладев даже своими сновидениями, утвердятся в мудрости. В их семье каждый ведет духовную жизнь.

11 М соответствует Праджне. Те, кто понимают это, успокаивая ум, находят своё истинное развитие и вдохновляют всех вокруг развиваться.

12 Мантрам АУМ означает высшее состояние Турья, без края, за пределами рождения и смерти, символ вечной радости. Те, кто знают АУМ как себя, становятся собой. Действительно они становятся собой.

ОМ Шанти Шанти Шанти.