Лучше быть «Тарзаном» , чем «Виктором».

16 February 2019

Языковые знания не передаются по наследству. Однако у человека имеются генетические детерминированные предпосылки к развитию речи. Они обусловлены определенными морфофункциональными особенностями, как центральной нервной системы, так и речедвигательного аппарата, которые отсутствуют у абсолютного большинства животных.

Человек осваивает кодирующую речевую систему в течение жизни. Какой язык он усвоит как родной, зависит от среды, в которой он живет, и условий воспитания. Существует критический период для освоения языка, который составляет от полутора до трех лет. После 10 лет способность к организации нейрональных сетей, необходимых для формирования центров речи, полностью утрачивается.

В 1799 году в лесу на юге Франции нашли мальчика, который жил там один. Этот ребенок, которого назвали Виктором, не был похож на человеческое существо ни в психическом отношении, ни физически. Он передвигался на четырех конечностях, питался как животное, кусал тех, кто к нему приближался. Мальчик был способен издавать лишь нечленораздельные звуки, не пытаясь вступать в общение со своим новым окружением, которое он рассматривал как препятствие к удовлетворению своих биологических потребностей. По мнению специалистов, поведение ребенка было следствием ранней и долгой изоляции от людей, они были убеждены, что путем надлежащего воспитания и обучения мальчика удастся адаптировать к обществу. Однако после пятилетних усилий исследователи были вынуждены признать, что им никогда не удастся достичь поставленной цели. К юношескому возрасту, Виктор научился понимать только несколько слов, мог прочитать некоторые из них, не представляя себе их значения.

Попытки приучить Виктора к общению потерпели полную неудачу: он так никогда и не смог научиться вступать даже в элементарные социальные отношения с людьми, а его сексуальное поведение было еще менее адекватным. Вплоть до смерти в возрасте 40 лет никаких заметных улучшений в его поведении не произошло.

Позднее, в разных странах находили и других таких детей. Большую часть этих «детей-волков» или «детей-газелей», обнаруженных в Индии, а также «мальчика-Тарзана», прыгающего с ветки на ветку, как обезьяна, в лесах Сальвадора, удалось перевоспитать. Чем моложе они были в тот момент, когда их находили и начинали с ними заниматься, тем легче удавалось вернуть их в общество людей. Все это подтверждает существование критического периода для обучения определенным социально значимым навыкам, не усваивающимся позднее, как в случае с Виктором, которого начали обучать лишь в 12 лет.