ЗАМОСКВОРЕЦКИЕ МАЙДАНЫ

9 November 2019

Замоскворечье считается оплотом купечества, и небезосновательно. Однако тут Титы Титычи в окладистых бородах и сапогах бутылками и их дети и внуки, получавшие образование в московском и лучших европейских университетах, не столько работали, то бишь торговали, сколько жили со чады и домочадцы. Основные-то торговые ряды, конторы и целые улицы магазинов и лавок были за рекой – сперва в Китае-городе, а потом и по всей Москве. Но несколько всемосковски известных майданов (тут никакой политики: майдан по Далю – площадь с базаром) было и в Замоскворечье. Однако уцелел из них только один.

Начнём прям с Москвы-реки. Она сама, замерзая зимой, становилась местом огромного великопостного торга. Помните у нашего земляка Ивана Шмелёва его описание? Особым почётом здесь пользовались грибы, основа многих постных блюд.

«Я слышу всякие имена, всякие города России. Кружится подо мной народ, кружится голова от гула...

- А вот, лесная наша говядинка, гриб пошел! Пахнет солевым, крепким. Как знамя великого торга постного, на высоких шестах подвешены вязки сушеного белого гриба. Проходим в гомоне.

- Лопасненские, белей снегу, чище хрусталю! Грибной елагаш, винегретные... Похлебный гриб сборный, есть протопоп соборный! Рыжики соленые-смоленые, монастырские, закусочные... Архиерейские грузди, нет сопливей!... Лопасненские отборные, в медовом уксусу, дамская прихоть, с мушиную головку, на зуб неловко, мельчей мелких!.. Горы гриба сушеного, всех сортов. Стоят водопойные корыта, плавает белый гриб, темный и красношляпный, в пятак и в блюдечко. Шатаются парни, завешенные вязанками, пошумливают грибами, хлопают по доскам до звона: какая сушка! Завалены грибами сани, кули, корзины...

- Грибами весь свет завалим...»

Теперь пойдём на Болотную площадь (я о ней уже писал вот тут: https://zen.yandex.ru/media/id/5c62df75e9ed8e00ac23f9ea/bolotnaia-ploscad-mesto-kazni-vseh-i-vsia-a-teper-i-staroi-moskvy-5c9fa7dfd959dc00b319abd7 ). Здесь несколько веков был Болотный рынок. Изначально – хлебный (место сырое, поэтому хитрюги-купцы быстро просекли, что, набирая в себя влагу, зерно становится тяжелее, а значит - дороже), потом – широкого профиля. Со временем здесь начали торговать и разнообразной снедью, и «промтоварами», в частности, кузнечными изделиями. Благо, река по весне была отличной транспортной артерией для подвоза продукции.

Периодически здесь же проходили и казни, и народные гуляния, и военные учения, - ну, как в «Том самом Мюнхаузене»: «Сначала планировались аресты. Потом празднества. Потом решили совместить». А 19 веке для здешнего рынка построил длиннющий строй лавок архитектор Быковский (про этого зодчего я рассказывал тут: https://zen.yandex.ru/media/id/5c62df75e9ed8e00ac23f9ea/bodalsia-bykovskii-s-buldozerom-5d7f4dccc05c7100ad8d05f1 ), но этот комплекс до нашего времени не дошёл.

Болотный рынок
Болотный рынок

Его снесли в 30-е при реконструкции Болотной площади. Что жаль, - даже несмотря на то, что торговцы Болотный рынок к этому времени ухитрились превратить в сущий гадюшник.

Дальше – Пятницкая, которая одно время звалась Ленивкой. Эта улица даже в названиях своих хранит отчётливый привкус торговых дел. Ленивкой (как и ныне здравствующая одноимённая московская улица, одна из самых коротких в городе) она стала из-за ленивого торга (это когда торговлю вели прямо с возов), который с незапамятных времён находился там, где сейчас стоит павильон станции «Новокузнецкая».

А до метроротонды (изумительных, к слову, пропорций) именно здесь стояла церковь в честь Параскевы Пятницы, давшей улице второе её имя (колокольня этого храма, кстати, сейчас изображена на брандмауэре одного из соседних зданий).

Святая Параскева считалась на Руси покровительницей торговли, так что её появление тут совсем не случайно: храм поставили рядом с торгом. Более того, многие пятницкие церкви строились так, что в цокольном этаже у них помещались склады с товаром, так что святая как бы ещё и купеческое добро берегла от воров и огня. В свете сказанного медленно хиреющий сейчас неподалёку в переулках рыбный рынок вполне можно считать последним эхом той бойкой экономической деятельности, которая царила на Пятницкой века назад.

Церковь Параскевы Пятницы
Церковь Параскевы Пятницы

Следующая торговая площадка Замоскворечья, - пожалуй, наименее известная, – около метро «Полянка». Здесь располагался Полянский рынок (до наполеоновского нашествия Полянку чаще звали Космодемьянской улицей, по не дошедшей до нас церкви, стоявшей в её начале, и лишь потом к ней пристало название урочища Полянка, которое испокон веков носил рынок). Сейчас на его месте школьное здание, стоящее через дорогу от церкви Григория Неокесарийского.

Память об этом торжище хранят лишь особнячки в Бродниковом переулке (назван в честь купца Бродникова), на Малой и Большой Полянках. Они все купеческие, на первых этажах у них были лавки и склады с товарами, и появились они тут, как раз обступая со всех сторон исчезнувший Полянский рынок.

Продолжаем наш воображаемый шопинг. Идём за Коровий вал. Это название тоже напоминает о делах торговых. Сюда, за крепостную стену Скородома, ставшую Садовым кольцом, во второй половине 18 века перевели животинный двор и рынок, с бойнями и всей сопутствующей мясному бизнесу антисанитарией. До этого он был на Мясницкой и (отчасти) на Болоте (оттуда мясные ряды после пожара в 18 веке тоже перебазировались, но сперва - в район нынешней площади Павелецкого вокзала, а уж потом, из-за запаха, к Коровьему валу). А ещё раньше, при Иване Грозном, и вовсе у самого Кремля, в районе Васильевского спуска. Позже небольшие мясные ряды с бойнями появились почти во всех частях Москвы (исключение составляли только заселенные аристократией окрестности Бауманки), но со временем их отовсюду повыселяли из-за запаха и антисанитарии.

Забегая вперед, скажу, что и за Коровьим валом основной московский мясной торг тоже не задержался очень уж надолго: во второй половине 19 веке его услали ещё дальше, в Калитники. И путём ряда превращений он стал Микояновским комбинатом, о чём я рассказывал тут: https://zen.yandex.ru/media/id/5c62df75e9ed8e00ac23f9ea/s-liuboviu-k-kolbase-5c6910ef1d345500ae2ee77e . Но век с гаком вокруг Мытной и в Конном переулке всё мычало, блеяло и ржало. На месте того, что зовут «Английским кварталом», и Морозовской больницы был Скотопригонный двор, бойни, мясные лавки.

А на месте кладбища опричников, ставшего в 20 веке стадионом «Красный пролетарий» (об этом - тут: https://zen.yandex.ru/media/id/5c62df75e9ed8e00ac23f9ea/kladbisce-oprichnikov-i-proletarskogo-entuziazma-5c965dce09356100b22041ea ) , а в 21-ом – недоскрёбами Sky House (строителя их сейчас, если не ошибаюсь, ловит полиция) находился рынок живого товара. Холодильников-то не было, поэтому будущие эскалопы и суповые наборы в тёплое время года приходили в Москву своим ходом.

А через Арсеньевский переулок (ныне ул. Павла Андреева), на месте сквера, где сейчас стоит памятник москвичам-жертвам бомбёжек (о нём – тут: https://zen.yandex.ru/media/id/5c62df75e9ed8e00ac23f9ea/tanki-v-gorode-5d4465acce44a000ad131f80 ), находился рынок дровяной.

Был рынок и на площади перед Павелецким вокзалом – Зацепский. Его снесли в 60-е годы. А торговля здесь шла с первой четверти 18 века. Потом туда, как я уже говорил, переселились было мясники с Болотной, но не прижились - переехали на Коровий вал. А остальная торговля осталась. Правда, при строительстве в 1900 году Павелецкого вокзала рынку пришлось потесниться, отполз правее. Тем не менее, он просуществовал ещё больше полувека, и последние его остатки снесли к 1970-му году.

Ну, и завершим мы этот обзор замоскворецких торговых точек на Даниловском рынке. Официально он был учреждён по историческим меркам совсем недавно, в 1963 году. Но дело всё в том, что соответствующее постановление московских властей лишь легитимизировало и без того стихийно существовавшее торжище (то, что нельзя победить, как известно, надо организовать и возглавить). И вот корни этого стихийного рынка уходят, судя по всему, в тёмную глубь веков. Они продолжают древнюю традицию ярмарок под стенами монастырей, в нашем случае – Даниловского. Долгое время он стяжал славу старейшего монастыря Москвы. Но теперь она несколько пошатнулась. Во-первых, потому что с ним по древности спорит Богоявленский, что на Никольской улице. А во-вторых, потому что в биографии Даниловского был переезд в Кремль в 14 веке по указу Ивана Калиты. А оттуда монастырь уже перебрался в Крутицы, став Новоспасским. А Даниловский на изначальном месте был возобновлён лишь при Иване Грозном. Но всё равно со своей более чем 700-летней биографией Даниловский выглядит весьма солидно. Как знать, может и торг при нём – немногим моложе?

Вот, кстати, парочка колоритнейших снимков, сделанных на Даниловке в 1959 году американским фотографом Энтони Стюартом, посетившим СССР в свите президента США Никсона.

От момента, когда были запечатлены эти кадры, до появления нынешнего «циркового» здания рынка, - архитектурно весьма интересного, - оставалось ещё 27 лет.

А до превращения его по современной моде не столько в торжище, сколько в фудкорт – больше полувека.

Уважаемые читатели! Если вы дочитали до этого места, и вам понравилось – не поленитесь, пожалуйста, нажать кнопку, на которой – ладонь с поднятым вверх пальцем. Это - лучший стимул и дальше вас развлекать моими текстами.

Ну, а если хотите не периодически читать что-то новенькое, подписывайтесь на мой канал в «Дзене»: https://zen.yandex.ru/id/5c62df75e9ed8e00ac23f9ea .