Недостатки речи и как научить ребенка говорить правильно !

Любые недостатки речи ограничивают общение ребенка со сверстниками и взрослыми и отрицательно влияют на формирование его как личности !

Речевой функцией ребенок овладевает постепенно, путем подражания произношению звуков и слов взрослыми; правильно произносить большинство звуков сразу он не умеет. Это так называемый период возрастного косноязычия. Чем раньше родители обращают внимание на правильное произношение звуков ребенком, тем быстрее оно формируется и нормализуется ! Ошибочно надеяться на самопроизвольное исчезновение недостатков произношения по мере роста ребенка , так как, если ничего не делать, они могут прочно закрепиться и превратиться в стойкое нарушение !

Занятия по исправлению нарушения произношения звуков строятся на основе следующих принципов : 1. Постепенность перехода от легкого к трудному. 2. Сознательность усвоения материала. 3. Учет возрастных особенностей.

Применение того или иного способа исправления дефектов звуков зависит от возраста ребенка : - Для ребенка от двух до четырех лет вначале важно общее развитие речи, т.е. накопление словарного запаса, уяснение смыслового значения слов и грамматических связей. В этом возрасте исправлять дефектные и закреплять правильные звуки можно в игровой форме, используя способность ребенка к подражанию и к воспроизведению услышанного ! В этот период очень важно какой образец речи слышит ребенок от взрослых, достаточно ли отчетлива и понятна их речь, нет ли у самих родителей нарушений произношения ( так как в этом возрасте ребенок все копирует ) В период формирования речи у ребенка, нельзя, чтобы родители искажали слова, разговаривали постоянно в уменьшительно-ласкательной форме ( фразы типа -"ой ти мой холесенький ), смягчали звуки и др. Так же речь кого-то из родителей может быть очень быстрой и ребенок просто не в состоянии усвоить слова отдельно друг от друга ! - У детей старше четырех лет, исправление произношения предусматривает осознание ими работы артикуляционного аппарата ( это речевые органы - язык, губы, зубы, ротовая полость и др.) Т.е. в этом возрасте при помощи подробного показа и объяснения , ребенок уже может понять что от него требуют и повторить необходимые упражнения ! Более раннее исправление звуков нецелесообразно из-за ограниченных возможностей ребенка (непонимание стоящей задачи, недостаточная сосредоточенность и настойчивость, внимательность и т.д.) Хотя стоит отметить, что все дети разные, и что недоступно одним, может с легкостью получиться у других ! Поэтому все таки стоит пытаться и пробовать !

Для того чтобы правильно понять и эффективно воздействовать на речевой дефект ребенка, необходимо обследовать его речь и выяснить какие он испытывает трудности, какие звуки произносит неправильно или не произносит вообще ! Как это выяснить мы рассмотрим в следующей статье !