Апелляционный суд рассматривает дело в считанные минуты. Есть ли в этом смысл?

Апелляция рассматривает дело обычно очень быстро. Если в первой инстанции спор, бывает, тянется несколько лет, то в апелляции все решается в одно-два заседания, причем длительность заседания редко превышает 30 минут.

Апелляция рассматривает дело обычно очень быстро.

У многих это вызывает впечатление, что судьи вообще в дело не вникают и никогда решения не отменяют. В действительности это не так.

Судьи второй инстанции (надо отдать им должное) зачастую (хоть и не всегда, к сожалению) обладают достаточной квалификацией, чтобы оценить принятое решение даже за столь непродолжительное время. Таким образом, явно необоснованные решения первой инстанции действительно отменяются апелляцией.

Самое главное - убедить судей в том, что решение содержит важные ошибки, а для этого нужно две вещи:

во-первых, решение и правда должно быть некачественным,

во-вторых, жалоба все-таки должна быть продуманной и убедительно написанной.
Как написать апелляционную жалобу, чтобы увеличить вероятность отмены?

С образцом апелляционной жалобы можно ознакомиться ЗДЕСЬ. Но скажу сразу, эта статья не является инструкцией, по которой любой желающий сможет написать хорошую жалобу. Сделать такую инструкцию невозможно, хотя в интернете постоянно предпринимаются подобные попытки.

За всю свою практику не видела ни одной апелляционной жалобы, написанной не юристом, которая не вызывала бы у судей улыбки и желания поиздеваться.

Происходит это потому, что неспециалисту сложно увидеть, что важно, а что не важно, на чем можно построить позицию, а на чем - нет, поэтому основной акцент часто делается на тех доводах, которые юристу кажутся просто смешными.

Тем не менее, о некоторых важных моментах, касающихся подготовки жалобы, все-таки имеет смысл сказать.

Судьи тоже люди, поэтому при написании жалобы применяются обычные правила общения с людьми: говорите четко, коротко и по существу, только тогда вас, возможно, услышат.

1. Каждый довод жалобы должен быть ответом на какой-то ошибочный вывод суда. Например, "Суд первой инстанции указал, что .... (стр. ___ решения ), однако он не учел....".

2. Доводы жалобы должны быть пронумерованы и логически выстроены, чтобы их было легче читать. Основные мысли каждого довода стоит выделить жирным шрифтом, чтобы судьи имели возможность быстро увидеть в жалобе именнно те положения, которые их заинтересуют и сосредоточиться на них.

3. Используйте максимально простые и понятные формулировки. Это трудно, но постарайтесь. Говорить просто о сложном - признак мастерства.

4. Самые важные доводы лучше расположить в начале и в конце, а в середине - что-то менее значимое.

5. Жалоба не должна быть слишком длинной: если доводов очень много, и сократить не удается, некоторые моменты можно даже опустить, однако решение об этом должен принимать юрист. В погоне за излишней краткостью можно "выплеснуть младенца вместе с водой".

6. Избегайте излишнего цитирования норм права. Многие адвокаты почему-то считают, что статью закона нужно переписывать целиком, но это видимо, делается для того, чтобы жалоба смотрелась "солиднее". В действительности, судьи, как правило, хорошо знают основные положения закона, с которыми работают, и в подобных подробностях не нуждаются. Изобилие текста, который нужно читать, их только раздражает. Ссылаться на закон, конечно, нужно, но обычно достаточно номера пункта и статьи, а так же краткого пересказа или сильно сокращенной цитаты, вписанной в предложение.

7. Если в жалобе Вы ссылаетесь на документы (а это стоит делать), то крайне желательно указать номер том и лист дела. Если в деле нет необходимых документов, придется обосновывать, почему Вы не приобщили их в первой инстанции.

8. Еще один важный момент, проверенный на собственном опыте. Юристы зачастую не советуют своим клиентам в суде говорить о справедливости и правде, а рекомендуют ссылаться на закон и судебную практику. И они, конечно, правы.

Однако судьи тоже не бездушные машины. Если решение явно несправедливо, то нужно попытаться донести это до суда. Главное, делать это нужно кратко и емко. Так, чтобы Вас услышали, однако, не перегружая жалобу излишней лирикой. Добиться нормального человеческого сочувствия со стороны суда - половина успеха.

Надеюсь, что эта статья поможет кому-то если не написать жалобу самостоятельно, то по крайней мере оценить то, что сделал для вас юрист. Желаю успехов.

Материал подготовила Татьяна Скворцова (тел., WhatsApp 8-908-080-00-35)

Более подробный первоисточник здесь