Если квартиранты что-то сломали. Как зафиксировать ущерб.

973 прочитали

Акт о разбитой чашке или потерянной ложке, разумеется, можно не составлять. Эта статья посвящена фиксации значительных убытков, причиненных квартирантами. Таких убытков, ради взыскания которых стоит мучиться с документами или даже судиться. Причем не имеет значения, покрывается ли нанесенный ущерб суммой обеспечительного платежа ("залога", оставленного квартирантом) или нет: ведь удержание залога тоже требует правильного оформления.

 Акт о разбитой чашке или потерянной ложке, разумеется, можно не составлять. Эта статья посвящена фиксации значительных убытков, причиненных квартирантами.

О последствиях невозвращения обеспечительного платежа без достаточных оснований, напишу в другом материале.

Что делать наймодателю при обнаружении значительных поломок или недостачи

ВАРИАНТ 1. ПОРЯДОК ДЕЙСТВИЙ, ЕСЛИ АРЕНДАТОР НЕ УКЛОНЯЕТСЯ ОТ ПОДПИСАНИЯ ДОКУМЕНТОВ.

1. Зафиксируйте порчу или утрату имущества письменно. Документ, описывающий найденные повреждения и их стоимость, можно назвать актом или описью. Специальной утвержденной формы акта о причинении вреда для таких случаев нет, важно лишь содержание. Можно писать от руки, но лучше заранее запастись бланком, с которым будете принимать квартиру при выезде квартирантов. Бумагу должны подписать обе стороны.

2. Включите в документ расчет суммы обеспечительного платежа, подлежащей возврату за вычетом убытков, если часть "залога" все-таки возвращается.

3. Дайте нанимателю расписаться в получении остатков денег. Можно оформить отдельную расписку или просто сделать запись о передаче денежных средств на своем экземпляре акта.

4. Если размер ущерба трудно определить "на глаз", пригласите оценщика. Это не обязательно делать в день подписания акта, можно немного позже. Во время обследования помещения оценщиком должны присутствовать все заинтересованные лица.

5. Если стороны договорились о рассрочке платежей, необходимо сделать соглашение, содержащее график погашения задолженности. Соглашение и акт можно объединить в один документ в целях экономии бумаги. Но обычно это неудобно.

ВАРИАНТ 2. ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ АРЕНДАТОР НИЧЕГО НЕ ПОДПИСЫВАЕТ

Порядок действий в подобных ситуациях не прописан в законе, но давно сложился в деловом обороте:

1. Причинителя вреда надо официально уведомить об обнаружении повреждений или недостачи. Даже если он сам все видит.

Уведомлять теоретически следует заказной телеграммой по месту регистрации.
Правда, у квартиранта часто нет адреса регистрации в вашем регионе. Кроме того, это затягивает процедуру. Заказная телеграмма в пределах области приходит на следующий день, а еще нужно предусмотреть время для явки на осмотр. Поэтому правильный способ не всегда доступен, и можно воспользоваться менее правильным.

Если арендатор возвращает ключи и, стоя рядом, демонстративно отказывается подписывать акт, напишите ему смс или электронное письмо с сообщением о выявлении недостатков имущества и требованием участвовать в осмотре. Разумеется, до этого вы не забыли вписать в договор, что переписка по смс и e-mail с использованием определенных электронных ящиков и номеров телефонов является юридически значимой. Не бойтесь выглядеть глупо, переписываясь с человеком, который находится в той же комнате. Впоследствии такая «глупость» может сильно упростить жизнь.

2. Позовите соседа (лучше двух или трех). В их присутствии опишите и сфотографируйте обнаруженные повреждения, по возможности снимите на видео. Документы и фотографии распечатайте, скрепите подписями соседей, распишитесь сами. На акте, составленном с участием соседей, напишите, что квартирант присутствовал при его составлении, но подписать отказался.
Если дружелюбных соседей рядом не окажется, позовите друзей. Нет и их - составьте документы сами.
Если под рукой нет оборудования для печати, смело пишите от руки, фотографии принесете соседям на подпись потом.

3. Обратитесь в оценочную контору. Если первичную фиксацию дефектов вы, как могли, провели, то на поиск оценщика можно потратить несколько дней. Дольше не тяните. Если по какой-то причине вы самостоятельно не оформили недостатки, вызывайте оценщика как можно быстрее.

4. О предстоящем визите оценщика арендатора опять же следует известить. Теперь уже лучше использовать заказную телеграмму, которую отправить по адресу "прописки" или другому известному адресу квартиранта с таким расчетом, чтобы она была получена за три дня до осмотра. Нет почтового адреса? Снова уведомляйте по электронной почте или с помощью СМС.

5. Оценщик осматривает квартиру, готовит фототаблицу и отчет об оценке. Явился ли квартирант, уже не имеет значения.

ВСЕ, ВЫ ГОТОВЫ К СПОРУ.

Удачи, и не попадайте в такие ситуации.

Материал подготовила Татьяна Скворцова

тел., WhatsApp 8-908-080-00-35, e-mail: practica74@bk.ru

первоисточник здесь