Как Советский ГАЗ-66 обидел Немецкий Mercedes

История отечественного автопрома – это не только тернистый путь инженерных решений, но и заимствование технологий у других стран автопроизводителей. На пути создания были удачи и неудачи, добавлялись свои уникальные разработки в подсмотренные узлы и агрегаты, и всегда результат заметно отличался от источника вдохновения, а зачастую даже превосходил.

Так получилось и в этом случае с легендарной "Шишигой" ГАЗ-66, которая появилась на свет с подачи небезызвестного немецкого вездехода Mercedes-Benz Unimog. Амбиции вкупе с точной формулировкой позволили использовать зарубежную машину для полета мысли Советских инженеров и дальнейшего развития конструкции не пытаясь повторить, а сделать что то свое.

Своим появлением грузовик обязан отцу-создателю инженеру-конструктору Александру Дмитриевичу Просвирнину. Начиная свой путь инженером-конструктором, его повысили до должности ведущего конструктора и заместителя главного конструктора по грузовым автомобилям. В 1958 году Просвирнин его назначили главным конструктором предприятия и пробыв на этой должности до 1987-го он уйдет на заслуженный отдых. Александр Дмитриевич оставил за собой наследие невероятных разработок – разные грузовики и их модификации, включая ГАЗ-52 и ГАЗ-53, "Волги" ГАЗ-24 и ГАЗ-3102, ГАЗ-13 "Чайка", ГАЗ-14 "Чайка", а также другие серийные и опытные машины.

"Шишигу" создал тоже он, а источником его вдохновения оказался Mercedes-Benz Unimog – в переводе с немецкого Universalmotorgerät "универсальное моторное устройство". Его начинка заставляла хорошо подумать.

Unimog разрабатывался в разрушенной после войны Германии, но составлял из себя не собранную наспех конструкцию из готовых решений, а оригинальный и совершенно уникально разработанный организм. Снаружи – минималистичный и практичный квадрат, но иновации и инженерные решение находились под практичным кузовом –это была скручивающаяся рама, портальные мосты и постоянный полный привод. Крепкий немец был крайне эффективным находясь на бездорожье, но по большей мере ориентированным на сельскохозяйственное применение, и не мог впечатлить большой перевозимой нагрузкой. В этом и заключалось особенность "Шишиги" от немецкого внедорожника – он изначально задумывался как грузовик-внедорожник, способный перевозить до 2 тонн полезного груза. Что осталось в советском грузовике от немецкого? Компоновка – это расположение кабины внутри снизу которой находился мотор, и мосты с блокировками дифференциалов.

Unimog использовался в качестве сельскохозяйственного автомобиля, а ГАЗ-66 был с большим уклоном для нужд армии, оба этих вездехода фигурируют на одном из исторических кадров во время испытаний. Советские конструкторы не стали копировать всю конструкцию, а пошли своим путем, использовав традиционную раму и обычные, а не портальные мосты как в Unimog хотя в них и присутствовали самоблокирующиеся дифференциалы. ГАЗ-66 пришлось довольствоваться подключаемым, а не постоянным полным приводом. Были и неудобства данной конструкции, сразу вспоминается крайне специфичное расположение рычага коробки передач, заставляющий водителя выкручивать руку. В это же время автомобиль мог похвастаться системой централизованной регулировки давления в шинах и такой особенностью как "половинчатой" развесовкой, что оценили в десантные войска – "Шишига" приземлялась на землю ровно без перекосов.

Создание первых опытных образцов произошло 1957 году, но его массовое производство началась лишь в июле 1964 года из-за неимения подходящего двигателя, которым в конечном итоге стала бензиновый V8 объемом 4,3 л. Признание ГАЗ-66 пришло сначала на столичной выставке в 1966 году, а годом позже на международной ярмарке сельскохозяйственной техники в Лейпциге, где автомобиль был удостоен Золотых медалей. ГАЗ-66 первый автомобиль СССР получивший Знак качества. А теперь самое интересное: ГАЗ-66 не производится уже два десятилетия, но его продолжают сравнивать в разных внедорожных тестах. "Шишига" едет, преодолевая крутые обрывы и суровые условия. Даже если заменить родной бензиновый двигатель, поставить другую коробку передач и раздатку и поставить шины низкого давления на алюминиевых дисках, то такой экспедиционный грузовик все равно будет ощутимо дешевле, чем его конкурент Unimog.

Это может вас заинтересовать

Зачем в СССР создали тепловоз-внедорожник
Самые длинные в мире автопоезда
СССР когда-то построили самый шумный авиалайнер в истории из атомного бомбардировщика

Оставляйте свои комментарии, ставьте лайки и подписывайтесь на Канал - ПОДПИСАТЬСЯ