Офшорные зоны в мировой практике ведения бизнеса в 2016-2019

Оффшор, или «налоговый рай»,- явление неизбежное в условиях высокого налогообложения. В III-IV веках римские налогоплательщики в массовом порядке устремлялись в варварские земли с целью избежать высоких налогов. В VII-VIII веках христианские налогоплательщики по той же причине переселялись на мусульманские территории.
По определению «налоговым раем» может считаться любое место, где деньги и доходы находятся в безопасности и не облагаются налогами либо налоговые ставки очень низкие. Первым «налоговым раем» в новое время стала Америка. Большинство переселенцев отправлялись туда, скорее спасаясь от налогов, а не по религиозным или политическим соображениям. К 1990-м годам многие стали считать оффшором США. Проценты, которые платили иностранным вкладчикам американские банки, не облагались налогом. Доходы иностранцев от повышения стоимости ценных бумаг - тоже. А когда американская налоговая служба предложила такой налог ввести, Конгресс ответил принятием специального закона, в котором прямо говорилось, что операции с акциями, осуществляемые иностранцами, налогообложению не подлежат, даже если эти операции проводятся через американского трейдера.
Багамы оставались популярным оффшором многие десятилетия благодаря отсутствию подоходного налога. В 1974 году американский миллиардер Говард Хьюз получил там вид на жительство и заодно купил роскошный отель во Фрипорте. Правда, в феврале 1976-го власти Багамских островов, решив воспользоваться присутствием многочисленных иностранных банков и корпораций, ввели специальный налог на все предприятия, принадлежавшие багамцам менее чем на 60%. Иностранцы стали покидать Багамы и перебираться на Каймановы острова, которые в качестве «налогового рая» заявили о себе в 1960-х годах. Там не было асфальтированных дорог, единственная связь с внешним миром - почта и телефонная линия через Ямайку - была крайне ненадежной. На островах действовало несколько офисов иностранных банков, и все они представляли собой убогое зрелище (например, офис Royal Bank of Canada размещался в бывшем складе). К 1990-м годам ситуация кардинальным образом изменилась. Более сотни иностранных банков имели офисы и штат сотрудников на Каймановых островах. Также были зарегистрированы и вели операции 525 банков, не имеющих офисов. Дороги получили асфальт, появилось множество роскошных отелей. В 2000-е годы уровень жизни на Каймановых островах был одним из самых высоких в мире (соответственно, резко выросли потребительские цены и стоимость земли). В 1960-е начал развиваться еще один оффшор, в то время считавшийся гораздо более перспективным, нежели забытые богом Каймановы острова. Это был Ливан, который называли «Швейцарией Ближнего Востока». Бейрут фактически являлся международным банковским центром, однако стабильным финансовым центром он не стал. Привлекательность Швейцарии как оффшора была связана с тем, что эта страна сохраняла политическую и социальную стабильность, осталась в стороне от мировых войн, имела валюту, привязанную к золоту и абсолютную банковскую тайну.
По данным Банка международных расчетов базирующегося в Швейцарии, на 2017 г.г. 10% мирового ВВП располагается в оффшорах. В Венесуэле, ОАЭ, Саудовской Аравии доля отправленного в оффшоры капитала составляет 65% ВВП, в России - 55%. В индустриально развитых странах - примерно 15% ВВП, где свои 0,01% граждан этих стран держат в оффшорах почти половину своих активов. В этом процессе вывода капитала выделяется Скандинавия (Швеция, Дания, Финляндия, Норвегия), где активы, отправленные в оффшоры, исчисляются всего несколькими процентами. За 2010-2017 г.г. радикально изменилась география оффшоров. Долгое время лидировавшая Швейцария быстро сдала свои позиции азиатским странам, прежде всего Гонконгу, который с 2007 по 2015 года увеличил количество привлеченных денег в 6 раз, а к 1995 году Гонконг по присутствию филиалов иностранных банков (их там насчитывалось уже 357) занимал 2 место в мире после Лондона.
Швейцария традиционно являлась страной - оффшором, куда например, непосредственно перед началом Второй мировой войны работники швейцарского оффшорного бизнеса предпочли эвакуировать деньги из Лондона. В 1920-е годы швейцарские банки стали предоставлять солидным клиентам оффшорные услуги прямо в Лондоне. Банковская тайна существовала в качестве обычной практики в Швейцарии с конца XIX века, но она подпадала под категорию гражданского права, и то не во всех кантонах . Поэтому оффшорным центром Швейцарию сделал закон 1934 года, который предусматривался очень низкий уровень вмешательства властей швейцарской конфедерации в дела банков, а 47-я статья закона говорила о банковской тайне и что любой работник банка и сотрудник банковского надзора будет оштрафован или подвергнется тюремному заключению сроком до 6 месяцев, если раскроет любую информацию. Поэтому деньги клиентов находятся под защитой швейцарской банковской тайны. Благодаря этому в банковский сектор было привлечено огромное количество иностранных вкладчиков, которым гарантировалась анонимность. Это существенный момент, потому что в то время немецкие и французские власти ввели контроль над валютными операциями с целью предотвратить отток капитала и уклонение от уплаты налогов. При этом они не брезговали шпионить за швейцарскими банками и находили возможным угрожать им санкциями.
В начале 2001-2005 г.г. Швейцария (а именно Цюрих и Женева) занимала 6 место по объемам финансовых операций и имела 7% мировых кредитных обязательств в иностранных валютах и 8% активов в этих валютах. Швейцарский франк оставался пятой по значению валютой в мире после доллара, евро, иены и фунта стерлингов. В 2003 году в Швейцарии действовали дочерние подразделения 148 иностранных банков (67 в Цюрихе и 50 в Женеве). В 2003 году Цюрих в качестве финансового центра управлял 35% мирового оффшорного капитала (на 2 месте шла Великобритания с 21%, дальше США с 12%). Естественно, кроме банковской тайны, оффшорный статус Швейцарии всегда поддерживало то обстоятельство, что в этой стране уклонение от уплаты налогов не является уголовным преступлением.
После смягчения ограничения на движение капитала почти во всем мире, Швейцарии стало почти невозможно конкурировать с финансовыми центрами в крупнейших индустриальных странах. Кроме того, в конце 1990-х годов по причине повсеместного падения темпов инфляции и растущей стабильности европейских валют (которая повлекла введение евро) снизилась привлекательность швейцарского франка.
По методологии МВФ под офшорной зоной понимается страна или территория, удовлетворяющая 3 критериям: 

1) наличие большого количества финансовых институтов, участвующих в основном бизнесе с нерезидентами зоны 

2) наличие финансовой системы с большим объемом внешних финансовых активов т обязательств, который намного превышает объем внутренних финансовых средств, используемый для финансирования внутренней экономики 

3) оказание ряда услуг зарегистрированным компаниям, в том числе нулевое и номинальное налогообложение, мягкое финансовое регулирование, сохранение банковской тайны и конфиденциальности. Юрисдикции с высокой степенью конфиденциальности подразделяются на 7 групп

1) Развитые страны (Бельгия, Германия, Исландия, Израиль, Италия,  Нидерланды, Португалия, Испания, США, Великобритания) 

2) Страны с развивающимися рынками (Венгрия, Россия, Уругвай, ЮАР) 

3) Азиатские офшорные зоны (Гонконг, Макао, Малайзия, Сингапур, Тайвань) 

4) Офшорные страны Карибского бассейна (Аруба, Багамы, Барбадос, Бермуды, Кайманы, Коста-Рика, Доминика, Нидерландские Антильские острова, Панама, Сент-Люсия, Сент-Винсент и Гренадины)

 5)  Офшоры Европы (Андорра, Гибралтар, Гренада, Гернси, Ирландия, остров Мэн, Джерси, Лихтенштейн, Люксембург, Мальта, Швейцария) 

6) Офшоры Ближнего Востока и Африки (Бахрейн, Кипр, Ливан, Либерия, Маврикий, Сейшельские острова, ОАЭ) 

7) Офшоры Океании (Мальдивские острова, Маршалловы острова, Науру, Самоа, Вануату).

Основными целями при использовании стран с офшорными режимами являются: снижение уровня налогообложения, защита финансовых активов за счет их размещения в экономически и политически более стабильных странах и территориях, оптимальное размещение финансовых ресурсов в целях их аккумулирования и накопления и снижение общего уровня коммерческих рисков.В современном мире есть высоконалоговые страны, предоставляющие различные льготные, налоговые режимы в отношении внутренних доходов юридических и физических лиц, и низконалоговые страны, имеющие высокие налоги в отношении резидентных компаний и низкие или нулевые налоги в отношении нерезидентных доходов. К примеру, в США, при высокой ставке налогообложения корпоративных доходов на федеральном уровне (39,2%) есть разные возможности снижения налогообложения на уровне штата, в том числе и до 0%, если корпорация зарегистрирована в штатах: Делавэр, Невада, Небраска и др. В штате Делавэр зарегистрирована 50% их 500 крупнейших корпораций США. Больше 50% американских крупнейших корпораций имеют дочерние структуры в налоговых убежищах мира (страны или территории с 0% или низким уровнем налогообложения иностранных компаний, ведущих деятельность за пределами страны регистрации). По методологии ОСЭР, вплотную занимающейся так называемой "вредоносной налоговой практикой" под налоговым убежищем понимается территория, используемая нерезидентами для уклонения от налогообложения в странах резиденции, на которой отсутствуют или действуют номинальные налоги на предпринимательские доходы (в том числе переводимые за рубеж). Законодательство или административная практика налоговых убежищ защищают из от эффективного обмена информацией между налоговыми властями о налогоплательщиках. Уровень прозрачности низкий. Самым крупным в мире налоговым убежищем с точки зрения количества зарегистрированных компаний являются Каймановы острова, на которые приходится 41% зарегистрированных офшорных компаний мира. Экономический эффект налоговых убежищ очевиден для предоставляющих территорий:более низкий уровень налогообложения стимулирует рост производства и производительности труда на основе предоставляемых стимулов для инвестирования, сбережений и инноваций. Низкие налоги сопровождаются высокими темпами роста иностранных инвестиций, занятости, производительности труда и соответственно уровня потребления. Низкие налоги существенно снижают уровень бедности в стране. Обычно среднегодовые темпы прироста ВВП налоговых убежищ в 2,5 раза превышают среднемировые показатели. Использование же посреднических структур (проводящих компаний) позволяет снизить налогообложение, в том числе до 0%, как у источника, так и в стране  резиденции посредника. Например, в течение  1991-2002г.г. в экономику Индии вкладывалось до 40% прямых зарубежных инвестиций из Маврикия. Причина этого связана с наличием межгосударственного соглашения об избежании двойного налогообложения между 2 странами, подписанного в 1984 году. Однако в 2000г. налоговые чиновники Индии пытались ужесточить контроль над такими потоками и объем инвестиций резко сократился. В целом только развивающиеся страны ежегодно теряют 200 млрд.долл.(2012 год) из-за оттока капитала в офшорные зоны, что приблизительно составляет 70-90% от данных цифр в качестве недополученных налоговых поступлений в национальные бюджеты, или данные суммы сопоставимы с ежегодной официальной помощью развивающимся государствам со стороны финансовых институтов мирового сообщества на многостороннем и двустороннем уровнях.Многие страны и территории не раскрывают данные о доле офшорного сектора в национальной экономике, но даже те статистические данные, которые имеются, позволяют говорить о его существенной доле. Так, доля офшорного сектора в экономике Гибралтара равна 30%, а Британские Виргинские острова-45% (на 2012 год). Доходы в бюджет от регистрации офшорных компаний составляют 25% ВВП Бермудских островов, 35% ВВП Лихтенштейна (2012 год). Показатели средне душевых доходов также очень высоки в странах с развитыми офшорными секторами: Каймановы острова-40 тыс.долл., Бермудские острова-25 тыс.долл., Барбадос-13 тыс.долл (2012 год). Экономические преимущества, получаемые страной за счет привлечения инвестиций, погашают уменьшение налоговой базы и налоговых поступлений за счет снижения налоговых ставок. Согласно теории, сокращение ставки налога на 10 п.п. (например с 30 до 27%), как правило, сопровождается ростом вкладываемых зарубежных инвестиций на 6%. Основные движущие мотивы использования преимуществ льготной налоговой практики корпоративными структурами и физическими лицами связаны с возможностью снизить уровень налогообложения, не показывать реальные источники получения доходов благодаря высокому уровню конфиденциальности и законодательству о банковской тайне, защитить свои интересы от нестабильности, нередко легализовывать полученные доходы.По оценкам журнала Economist, главный британский холдинг с 100 дочерними компаниями News corp.Investment, получив прибыль в 2011 году в 1,4 млрд. фунтов не уплатил корпоративный налог благодаря активному использованию стран с льготной налоговой практикой, в частности 60 филиалов компании зарегистрированы в таких налоговых гаванях как: Каймановы острова, Бермудские острова, Британские Виргинские острова, Нидерландские Антильские острова, имеющие законодательство о банковской тайне.Динамика объема частных нерезидентных депозитов в странах с высокой степенью конфиденциальности в 2002-2012 г.г. показывает, что США являются крупнейшим держателем офшорных депозитов с объемом более 3 трлн.долл., далее следует Великобритания, потом Каймановы острова и Швейцария, Германия, Люксембург.