ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ НА ВОДНОМ ТРАНСПОРТЕ И МЕТОДЫ ИХ РЕШЕНИЯ

Статья посвящена негативному влиянию водного транспорта на окружающую среду, а также методам уменьшения этого влияния и улучшения экологической обстановки.

Ключевые слова: Водный транспорт, окружающая среда и экология.

ENVIRONMENTAL PROBLEMS IN WATER TRANSPORT AND

THEIR SOLUTIONS

The article is devoted to the negative impact of water transport on the environment, as well as methods to reduce this impact and improve environmental conditions.

Key words: Water transport and ecology.

Разветвленная сеть речных путей, озер и морей является особенностью Российской Федерации. Тем не менее, водный транспорт играет важную роль лишь в регионах, в которых практически полностью отсутствуют альтернативные виды транспорта, либо в Европейской части РФ, где транспортно-экономические связи и речные пути совпадают как, к примеру, в Волго-Камском речном бассейне.

Общая протяженность 100 тыс. рек Российской федерации составляет 2,5 млн.км., из которых только пол миллиона пригодны для судоходства

Более того, за последнее десятилетие протяженность внутренних водных путей, пригодных для эксплуатации сократилась до 89 тыс.км., вследствие чего, с учетом всех возможных видов речных сообщений, дальность перевозки 1 тонны груза становится менее 200 км.

Различают магистральные и местные внутренние водные пути. Первые обслуживают как международные, так и межрайонные связи, которые обеспечивают перевозки людей и грузов между районами, в то время как местные обеспечивают связи внутри районов.

Окружающая среда загрязняется водным транспортом в следующих случаях:

1.При эксплуатации речных и морских судов (стабильное загрязнение биосферы эксплуатационными отходами);

2.При авариях (кратковременное загрязнение при авариях).

Основным источником загрязнения при эксплуатации речных и морских судов являются: судовой двигатель (судовая энергетическая установка); вода, которая используется для мытья грузовых танков; вода для балласта.

Каждая судовая энергетическая установка загрязняет отработанными газами атмосферу, из которой токсичные вещества попадают в реки, моря, океаны.

Большая часть судов мирового флота оборудована энергетическими установками. Лишь небольшую долю составляют суда с паротурбинной установкой, количество которых, в связи с меньшей экономической эффективностью, с каждым годом сокращается.

Основным загрязнителем водной среды является нефть и ее производные.

Процесс загрязнения происходит, как правило, при промывке емкостей танкеров с целью удаления ранее перевозимого груза. Промывочная вода с остатками груза сбрасываются за борт.

Более того, танкер, доставивший нефтегруз в порт назначения, отправляется в пункт загрузки порожним, но с целью обеспечения надлежащего уровня осадки и безопасного плавания данные суда заполняются балластной водой, которая загрязняется нефтяными остатками.

В результате аварий, роста перевозок, наливного тоннажа, в моря и океаны стало попадать все большее количество нефти.

Не стоит забывать и о загрязнении от буровых установок. Около 2900 скважин во всем мире добывают около 20% всего запаса нефти.

Специалисты посчитали, что в год в моря и океаны сливается около 11 млн. тон нефтепродуктов в следующем соотношении: с морских судов 28%, при этом доля танкеров составляет более 50%; со стоков рек 28%; с берега 16%; с судов, находящихся на стоянке в портах 14%; из атмосферы 10% и 4% из других источников.

Таким образом, одним из основных источников загрязнения являются суда, двигатели различных типов которых загрязняют как атмосферу, так и гидросферу. Однако понижение уровня загрязнения на суше сразу сказывается и на сокращении загрязнения водоемов.

По оценкам ученых загрязнение Мирового океана ведет к сокращению его производительности на 20-25%, при этом сельскохозяйственный урожай сокращается на эту же величину.

Используя данные по эксплуатации водного транспорта, можем оценить вред, наносимый окружающей среде.

Выбросы судовых двигателей, а также их несгоревшего топлива, испарения нефтегрузов принимают участие в окислительных реакциях и в конце концов превращаются в CO², который вызывает парниковый эффект и наносит непоправимый экологический ущерб водной среде.

Подсчет экологического ущерба окружающей среде от функционирования судовых энергетических установок отдельных видов показал значительное преимущество газотурбинных установок перед дизельными энергетическими установками.

Экологический и экономический ущерб от СЭУ составляет около 5% от вреда ГТУ. Окислительный азот, углекислый газ, окись углерода и газообразные углеводы, выбрасываемые СЭУ, наносят дополнительный экологический вред, поскольку принимают участие в создании парникового эффекта.

Необходимо принять во внимание, что тяжелые металлы, шум и вибрации двигателей также наносят непоправимый вред.

К основным мероприятиям по предотвращению загрязнения водного бассейна судами следует отнести:

1. Введение запрета по сбросу с судов ВВП загрязняющих отходов;

2. Создание международных документов по прекращению сброса с судов всех видов отходов и запрещения смывания нефтепродуктов и загрязненной ими воды в реках, морях и океанах в пределах установленных зон;

3. С целью обеспечения временного накопления отходов (с последующей их сдачей на сушу для обезвреживания и/или переработки) необходимо оборудовать суда специальными средствами и установками;

4. Гарантия сохранности нефтегрузов и топлива даже при аварийных ситуациях возможна при разработке, создании и введении в эксплуатацию новых конструкций судов.

Прекращение сброса различного вида мусора, а также очистка рек, озер и морей стали основными экологическими задачами в Российской Федерации за последние 20-30 лет.

Далее опишем методы ликвидации загрязнений, вызванных водным транспортом. На сегодняшний день существуют три метода очистки загрязнений водных путей, а именно:

1. Механический сбор мусора и нефтяных пленок с поверхности воды;

2. Химическое воздействие на нефтяные пленки;

3. Биологическое разложение пленок.

Механический метод является самым распространенным. Он отличается тем, что при данном методе обезвреживание происходит на береговых станциях.

Бондовые заграждения применяются в морских портах с целью заграждения вокруг танкеров, которые находятся под загрузкой или разгрузкой, либо для судов, которые принимают топливо.

Многие страны ведут разработку физико-химического метода удаления нефтяных пятен с поверхности воды. Сегодня созданы специальные химические реагенты – абсорбенты, которые распыляют на загрязнение виде порошка либо жидкости.

К сожалению, поглощая нефть, абсорбенты образуют новые, чаще всего токсичные химические соединения, которые оставаясь в воде, загрязняют ее.

Одним из химических реагентов, борющимся с разливами нефти относят диспергент – вещество, снижающее поверхностное натяжение пленки и разбивающее его на капли. В результате применения, которого, ускоряется разложение нефти, благодаря улучшению обменных процессов с атмосферой и проникновения солнечных лучей в воду. Однако, небольшая доля нефти, а также диспергента остается в воде либо опускается на дно.

На сегодняшний день существует как минимум три способа нейтрализации нефтепродуктов, которые попали в воду.

В первую очередь - очищение растениями, усваивающими загрязнители, которые содержатся в воде, включая углеводороды. Данный метод применим для биологической нейтрализации балластной воды в акватории порта.

Второй способ направлен на поиск и изучение существующих живых существ, которые способны на улавливание и переработку загрязнителей воды, включая углеводороды. Подобный функционал по фильтрации воды в процессе своей жизнедеятельности, по мнению биологов, могут выполнять раковины, а именно мидии, которые в сутки пропускают через себя до 70 литров воды. Возможность целенаправленного использования моллюсков и других подобных существ для очищения воды является единственной проблемой. Возможный моллюск-санитар обитает в Московском море.

Третьим способом является очищение анаэробными бактериями, способными к быстрому размножению на углеводородах в условии реки либо моря, и переработки загрязнителя в полезное или нейтральное вещество.

Проблема снижения загрязнения атмосферы от отработанных газов возможна при условии применения более «чистого» топлива.

К сожалению, свойства, получение и использование новых видов топлива, а также трудности связанные с внедрением, исключают возможность считать их реальными.

В то же время, использование аккумуляторной энергии для судов ВВП, типа «речной трамвайчик», с технической точки зрения реально, однако экономически не решено.

В результате проведенного исследования можем сделать вывод, что функционирование водного транспорта оказывает отрицательное воздействие на состояние окружающей среды. Однако не стоит уменьшать степень воздействия и других видов транспорта, которые загрязняют окружающую среду и вызывают высокий уровень шума и вибрацию, как следствие представляют серьезную опасность здоровью людей.

Необходимо системное воздействие на транспорт в целом, стремиться к устранению не геоэкономических проблем на транспорте, а причин данных проблем, находить оптимальное соотношение между потребностью общества и уменьшение отрицательного воздействия на окружающую среду