Маркировка товаров с 2019 года: последние новости введения идентификации

28 апреля минувшего года Правительством РФ было издано распоряжение 792-р — им регулируется обязательная маркировка товаров и устанавливаются сроки внедрения нового режима торговли. Под эгидой Минпромторга начал работу национальный проект по мониторингу товарооборота — государственная инициатива по борьбе с нелегальной и контрафактной продукцией на отечественном рынке.

Автоматизированная база учета и контроля движения товаров формируется в виде электронного каталога и содержит информацию о производителях, поставщиках, промежуточных оптовых закупщиках, точках продаж, перемещениях товаров и их продаже конечному потребителю. Такая система даст возможность наглядно оценивать активность рынка — предполагается, что доля отечественного производителя вырастет за счет вытеснения нелегальной торговли. Вторым основанием внедрения мониторинга является борьба с контрабандой — первоначальное включение определенных групп товаров продиктовано именно большим процентом незаконно ввезенной продукции (парфюмерии, медикаментов, покрышек и др).

Маркировка продукции с 2019 года: последние новости для бизнеса

Минпромторг инициировал не только введение маркировки, новости касаются также порядка и сроков начала работы по измененным правилам. Стоит отметить, что если в перечне товаров, подлежащих обязательной идентификации, установлен определенный срок включения в государственную программу, предприниматель вправе добровольно перейти на обновленный порядок торговли раньше такого срока. Все заинтересованные производители и поставщики могут подать заявку на включение в пилотный проект. Такая возможность выгодна тем, что:

  • позволяет практически оценить готовность собственного бизнеса к работе по новому стандарту;
  • дает возможность упорядочить внутреннюю работу и адаптировать бизнес к законодательным изменениям;
  • обучить сотрудников и постепенно подстроиться под последние новости в контексте обязательной маркировки.

Более того, тестовый период не предполагает ответственности за нарушения в работе — ни штрафы, ни иная ответственность не применяются к добровольцам от бизнеса.

Для включения в проект необходимо следующее.

  • Наличие зарегистрированного предприятия или индивидуального предпринимательства — учредительные документы подаются вместе с заявкой.
  • Техническое обеспечение — помимо онлайн-ККТ, каждая точка продаж должна быть оснащена 2D-сканером, а для синхронизации работы периферии и товароучетной системы должно быть установлено соответствующее ПО.
  • Регистрация в системе ЭДО — это необходимо для распознавания кодов и фиксации движения товаров.

Изменения в работе коснутся предпринимателей на спецрежимах. Теперь для ПСН и ЕНВД планируется введение ограничений — продажа маркированных товаров будет недоступна при указанных системах налогообложения. Пока соответствующий документ не принят на законодательном уровне, но о готовности его подписания официально сообщило Министерство финансов.

Так или иначе нововведения коснутся каждого предпринимателя, который работает с онлайн-кассами. Переход к работе с маркировкой сопряжен с необходимостью дополнительного оснащения торговых точек. Если магазин не использовал сканеров штрихкодов, то их необходимо приобрести — получаемый товар должен быть отсканирован и сверен с электронной накладной, которая сопровождает каждую партию маркированной продукции.

При продаже сканировать коды также необходимо — информация распечатывается на чеке и направляется оператору фискальных данных. Взаимодействие с налоговой по-прежнему происходит через ОФД, а отчетность по маркированным позициям передается в общую систему после подписания дополнительного договора с Оператором.

Маркировка шуб — последние новости торговли мехом

В режиме маркировки верхней одежды из натурального меха ничего не изменилось. Чипирование полностью оправдало изначально намеченные цели:

  • для государства — действенная борьба с подделками и нелегальным ввозом. Уже в первые 12 месяцев с момента внедрения КиЗ отечественный рынок получил органический прирост в размере 24 % вновь зарегистрированных ИП и юрлиц. Параллельно с этим было изъято более 10 000 единиц контрафактной продукции — торговля с нарушением правил была выявлена и пресечена Роспотребнадзором.
  • для бизнеса — борьба с демпингом и недобросовестной конкуренцией. Контрабандные товары объективно дешевле — пошлины не платятся, соответственно, и розничная цена ниже. Законопослушные продавцы не могут конкурировать в такой среде, для них налогообложение является основой формирования ценового диапазона.
  • для потребителя — гарантии качества. Опытным путем доказано, что покупатель склонен доверять товару с официальной маркировкой. Более того, простота проверки качества является дополнительным преимуществом — при помощи мобильного гаджета считывается код и на экран выводятся данные изделия: бренд и производитель, название, характеристики и ценность меха. В качестве альтернативы проверить покупку можно онлайн на официальной странице Федеральной налоговой службы.

Последние новости маркировки одежды с 2019 года

Аналогично чипированию шуб, законодатель вводит обязательную маркировку одежды с 2019 года и по последним новостям это коснется таких товаров:

  • кожаные изделия — одежда из прессованной кожи и рабочая экипировка также подпадают под идентификацию;
  • трикотаж машинного или ручного изготовления — свитера, блузы, кардиганы и аналогичные товары;
  • пальто (полупальто), пончо, куртки, плащи, лыжная одежда, спортивные куртки разной сезонности, а также аналогичные модели одежды.

Суть введения КиЗ для одежды с декабря 2019 заключается в установлении прозрачности рынка. Законодатель ставит перед собой цель по активному выведению предпринимательства из тени. Сама по себе идея личного потребительского контроля уже доказала собственную эффективность на меховых изделиях, поэтому такие новшества ожидаемы и логичны.

Маркировка обеспечивается мощностями ЦРПТ — новости от Оператора регулярно освещаются в прессе и доводятся до сведения налогоплательщиков с подробными разъяснениями и инструкциями.

Новости маркировки табака и сигарет

С марта 2019 немаркированные сигареты будут вне закона. Производителям необходимо:

  • установить считывающее оборудование и ПО для синхронизации работы сканеров с ККТ;
  • приобрести и настроить принтеры стикеров для продукции;
  • внедрить ЭДО — работа с системой электронного документооборота предполагает оплату, размер которой рассчитывается в зависимости от интенсивности торговли.

Оптовикам:

  • установить 2D-терминалы сбора данных;
  • получить усиленную КЭП;
  • зарегистрироваться в системе ЭДО.

Рознице:

  • установить сканеры штрихкодов и терминалы сбора данных;
  • освоить электронный документооборот.

Важно, что до 01.03.2019 генерация кодов бесплатна. Более того, если предприниматель перейдет на новый режим работы добровольно, а не с момента, когда маркировка станет обязательной, то в переходный период к нему не будут применяться штрафы за нарушения в идентификации товаров. Таким образом, государство дает возможность бизнесу практически освоить новый технологический процесс и полноценно адаптироваться к грядущим изменениям.

Маркировка шин с 2019 года — последние новости отрасли

С 01.12.2019 идентификация будет введена для торговли пневматическими покрышками. В штрихкод будет вноситься следующая информация:

  • страна-производитель;
  • непосредственно производитель и мощности производства,
  • организация-импортер;
  • дата производства и период эксплуатации шин;
  • сезонность и особенности использования при определенных температурах.

Как и для вышеперечисленных товарных групп, торговля шинами будет дополнена новой манипуляцией. При продаже кассиром будет сканироваться 2D-код — онлайн-касса зафиксирует реализацию конечному потребителю и параллельно с чеком данные передадутся ОФД. Оператор фискальных данных самостоятельно перенаправит информацию в базу маркировки.

Маркировка лекарственных препаратов 2019: последние новости фармацевтики

Маркировка лекарств на сегодня необязательна, последние новости Правительства по идентификации медикаментов датированы 24.01.2017 года. В постановлении № 62 указано, что нанесение штрихкодов на флаконы, ампулы, блистеры и коробки внедряется в качестве эксперимента. Так же, как и для любой продукции, добровольное включение в общегосударственную программу возможно при наличии зарегистрированного в законном порядке бизнеса, должного технического обеспечения торговых точек и регистрации в автоматизированной базе мониторинга лекарственных средств. Оператор ЦРПТ является единым органом контроля и учета движения медикаментов и его работа направлена на защиту прав потребителя. Планируется, что итогом перехода на новый порядок станет полное вытеснение с фармрынка подделок и контрабандных товаров.

Срок обязательного введения маркировки был продлен. Первоначальным моментом перехода был установлен 2018 год, но после принятия 425-ФЗ срок был пролонгирован до конца 2019.

Нововведения предполагают:

  • снабжение фабричных упаковок кодами идентификации;
  • синхронизацию информации с автоматизированной базой — данные о кодах и дате выпуска продукции в продажу заносятся в систему, которая обеспечивает возможность считывания 2D-изображений и контролирующими инстанциями, и гражданами.

Новости маркировки обуви

Пилотный проект по маркировке обуви переходит в ранг обязательного с 01.07.2019. До конца июня можно добровольно вступить в программу и адаптировать бизнес под обновленный порядок. Новые требования коснутся отечественных производителей, импортеров, оптовиков и представителей розницы.

Подлежит нанесению КиЗ продукция из таких материалов:

  • кожа;
  • замша, нубук и другие виды дубленой кожи;
  • текстиль, синтетические ткани и материалы;
  • фетр;
  • любые комбинации из приведенного выше списка.

Берцы и другая обувь специального назначения (в частности, военная) из этого перечня исключены. Также маркировать не придется войлочные и полностью резиновые товары.

Маркировка парфюмов и новости в идентификации духов

Духи и туалетная вода пока тоже маркируются на добровольной основе. Но стоит отметить, что крупнейшие отраслевики уже включились в государственную программу. В их числе Л’Этуаль, Ив Роше и представители Ассоциации оптово-розничной торговли.

Обязательным нанесение КиЗ становится с 01.12.2019 в соответствии с уже упомянутым Постановлением 792-р.

Маркировка пива акцизными марками: последние новости алкогольной отрасли

На текущий момент в России обязательной маркировке подлежит крепкое спиртное и вина. Однако законодателем планируется ужесточение требований к торговле алкогольной продукцией и нанесение КиЗ на пиво и пенные напитки, яблочный и грушевый сидр, медовуху. Поправки уже рассматриваются в Госдуме.

Актуальность внедрения системы мониторинга объясняется тем, что по данным Росалкогольрегулирования, из 20-ти единиц такого товара как минимум одна бутылка является контрафактной. Нелегальное и некачественное спиртное наносит вред здоровью граждан. Более того, незаконный оборот ежегодно ворует из бюджета до 50 млрд. рублей (по данным Росалкогольрегулирования).

Министерство финансов сообщает, что указанный законопроект проходит фазу доработки с участием представителей бизнеса. Объективно, даже оперативно внесенные поправки не смогут вступить в законную силу ранее третьего квартала 2019 года.

Внедрение инициативы актуально по ряду причин:

  • без использования акцизов легальные участники рынка не могут конкурировать с продавцами дешевой продукции — контрафактные напитки или продукция, ввезенная контрабандно, существенно дешевле;
  • без маркировки невозможно контролировать подпольные производства — мощности некоторых мини-заводов позволяют подделывать оригинальные этикетки настолько качественно, что визуально отличить оригинальный продукт от контрафакта невозможно. В этом случае единственным гарантом качества выступает 2D-маркировка.

Подытожив сказанное, можно сделать следующие выводы:

  • к 2024 году КиЗ будут использоваться для всех категорий товаров и с рынка будут вытеснены товарные единицы сомнительного качества и происхождения;
  • кассовая дисциплина останется прежней, но онлайн-ККТ необходимо оснастить считывателями штрихкодов — для занесения товаров в базу и фиксации продаж конечному потребителю;
  • ответственность за нарушение законодательства предусмотрена в качестве штрафов, конфискации немаркированной продукции и уголовной ответственности, но не применяется в тестовый период при добровольном участии в проекте государственного мониторинга.