Одна из лучших в мире коллекций русского авангарда представлена в Самарском областном художественном музее

19 August 2019

Относиться к авангардистскому искусству можно по-разному. Есть те, кто считают настоящим искусством именно его, есть те, кто не понимают этой специфики от слова "совсем". Однако спорить с тем, что это уникальное культурное явление, особенно в живописи и особенно в отечественной - вряд ли кто решится. Зародившееся на сломе веков и произведшее на свет великие имена, авангардистское искусство актуально и в наши дни. Так, по свидетельству работников Самарского областного музея, в лето Чемпионата мира по футболу иностранные гости в обход "классических" залов сразу стремились попасть на экспозицию авангардистских полотен. От соблазна не удержалась и я.

Коллекция, представленная полотнами 10-20-ых годов прошлого столетия, надо сказать, впечатляет. Неудивительно, что именно она - гордость музея, объехавшая практически весь мир.

Начну с имени, так или иначе находящегося на слуху - Кончаловский. Тот самый, у которого была дача под Обнинском (ныне находящаяся в запустении), который дед братьев Никиты и Андрона. Ну, все поняли.

П.П. Кончаловский. "Гора Кассис", 1913 год. Фото автора
П.П. Кончаловский. "Гора Кассис", 1913 год. Фото автора

С этой картиной произошла довольно забавная история. В музейных книгах она изначально обозначалась как "Пейзаж", по с публикацией серии рисунков Кончаловского, сделанных на юге Франции, стало ясно, что именно на ней изображено. Так картина получила новое название. Специалисты утверждают, и это правомерно, что пейзаж стал одним из лучших продолжений сезанновской цветовой и световой традиции. Очень яркое, светлое, цветное, "жаркое" полотно, в котором трудно углядеть признаки формализма, пропагандировавшегося группировкой "Бубновый валет". Кончаловский, к слову, был одним из ее основателей.

П.П. Кончаловский "Натюрморт с глоксиниями". Фото автора.
П.П. Кончаловский "Натюрморт с глоксиниями". Фото автора.

Вот этот натюрморт, как ни странно, написан более в стилистике художественного объединения авангардистов, чем предыдущий пейзаж. Форма здесь имеет первостепенное значение - от плоскостного до объемного изображения, от бледного до насыщенного оттенка. Считается, что это полотно состоит из двух композиционных слоев, верхнего и нижнего, и решенные в различной манере в плане формы, они тем не менее уравновешивают друг друга.

Не менее именитый автор-авангардист, известный также своими литературными экспериментами и дружбой с Владимиром Маяковским, чьи полотна висят в Самарском музее - Давид Бурлюк. Его отличительная особенность - нагрузка на контур, графичность, что опять же отсылает нас к форме как приоритету в авангардистском искусстве. До некоторой степени выбивается из общей стилистики полотен ("Волы", "Река Ай") портрет "Голова девочки" (второе название - "В розовом платочке"). Здесь контур вполне наполнен конкретным содержанием, вовсе не предполагающим вариативных трактовок. На этом полотне идейный товарищ и однокашник Маяковского, участник знаменитой группировки "Пощечина общественному вкусу" явил стилистику не менее знаменитого живописца М.Ларионова с его импрессионистическими штрихами-намеками. Картина, надо сказать, завораживает.

Д.Д. Бурлюк "Голова девочки", фото автора
Д.Д. Бурлюк "Голова девочки", фото автора

Еще одна жемчужина коллекции авангарда музея Самары - самая, пожалуй, известная после "Черного квадрата"работа Казимира Малевича «Жизнь в большой гостинице». Судьба этого полотна непроста: авторство Малевича при попадании картины в музей установлено не было. Только сосланный в тогдашний Куйбышев специалист из Эрмитажа допустил мысль о том, что картину написал основатель супрематизама. Однако стопроцентные доказательства его правоты появились еще позже - после работы над картиной с цифровым оборудованием. Именно оно вывело изображение подписи художника в низу картины.

К.С. Малевич "Жизнь в большой гостинице". Фото автора.
К.С. Малевич "Жизнь в большой гостинице". Фото автора.

Геометрия, явные архитектурные мотивы (а этот вид творчества был для Малевича приоритетным), колоссальная возможность трактовок и удивительно философское название полотна - вот основные особенности "Гостиницы". Видение изображенного автора подкреплено цветовой гаммой. Серость будней и цикличность темпа жизни - вот что показал и , наверное, осудил творец своим полотном. Впрочем, философское наполнение его творчества мало чем отличалось от понимания соратников по авангарду. Каждый из них добивался смены сценария, нивелирования традиций, приоритета формы над содержанием и возможностей многочисленных трактовок последнего в рамках любого из видов искусств. Разумеется, живопись представляла для подобных амбиций наибольшие возможности.

Среди экспонатов, составивших одну из лучших в мире коллекцию авангарда - "Компас" авторства Софьи Дымшиц-Толстой, одной из жен советского писателя А.Н.Толстого. Эта художница-авангардистка нередко работала с различными материалами и текстурами, выполняла свои объекты в нетривиальных техниках и, естественно, наполняла свои произведения глубоким философским смыслом. Возможно, на ее эксперименты с формой и содержанием повлияла учеба на философском факультете в Бернском университете. Дымшиц прошла тернистый путь в создании собственного стиля и достижения высокого уровня профессионализма: получив европейское образование, отучившись также у отечественных мастеров, она долгое время проработала в Наркомпросе, затем занималась организацией выставок, позже заведовала худотделом "Работницы и крестьянки", 6 лет была членом Союза художников СССР и много выставлялась.

С.И. Дымщиц-Толстая. "Компас" (песок, галька, холст и др.материалы). Фото автора.
С.И. Дымщиц-Толстая. "Компас" (песок, галька, холст и др.материалы). Фото автора.

Очевидно, что рассказать о всех полотнах, представленных в коллекции русского авангарда в Самарском художественном музее, невозможно. Каждый из авторов заслуживает отдельного материала и детального разбора художественного метода. В своих следующих статьях я обязательно продолжу рассказ об этой уникальной коллекции отечественного авангарда, а также о классических экспозициях Самарского музея. А пока лишь назову те имена, которые сформировали новую эстетику, определили вехи художественного творчества на несколько десятилетий вперед, "прорвали" серость и обыденность, как им казалось, привычной жизни и, что бесспорно - ощутимо расширили границы "понимаемости" искусства. И именно это - самая большая заслуга творцов-авангарадистов. Итак, в зале русского авангарда в рамках постоянной экспозиции "висят" А.В. Лентулов, М.В. ле Дантю, Г.Б. Якулов, О.В. Розанова, С.Я. Адливанкин, Е.М. Бебутова, М.И. Меньков, А.И. Кравченко. От себя добавлю - даже один этот зал стоит того, чтобы посетить Самару, и, конечно, главный ее музей.