"Африканский кот" немецкого спецназа

Сервал – дикий африканский кот. Он же, но "Сервал" – полноприводная разведывательно-боевая машина немецкого спецназа. Разработана по заказу командования сил специального назначения (СпН) сухопутных войск бундесвера (Kommando Spezialkräfte, KSK). Впервые представлена в марте 2003 г. на международной оборонной выставке (IDEX) в Абу-Даби.

Разведывательно-боевая машина "Сервал"
Разведывательно-боевая машина "Сервал"

В ходе оперативного развертывания контингента бундесвера в Афганистане KSK в 2002 г. указало на возникшую потребность в многоцелевом транспортном средстве для немецкого спецназа. Предназначенный для этой цели автомобиль "Вольф" (Wolf) оказался неподходящим. Так называемые высокоподвижные многоцелевые колесные транспортные средства (HMMWV) армии США, которые предлагались союзниками в аренду, также лишь частично соответствовали требованиям по своим внедорожным возможностям и полезной нагрузке.

В течение года компания Rheinmetall Landsystem в сотрудничестве с Binz GmbH разработала "Сервал" на базе модели Mercedes G270CDI, как версию легкобронированного автомобиля "Вольф". Другое обозначение "Сервал" – Wolf AGF.

Предназначение и конструкция

По своему оперативному профилю и ТТХ "Сервал" является универсальным многоцелевым транспортным средством сил СпН бундесвера, пригодным для выполнения задач разведывательного патрулирования большой дальности (Long Range Reconnaissance Patrol, LRRP).

"Сервал" - вид спереди
"Сервал" - вид спереди

Привод

"Сервал", или разведывательно-боевая машина (РБМ) оснащен 2,7-литровым 5-цилиндровым дизельным двигателем Common Rail Injection 270 мощностью 115 кВт (156 л.с.). Его экономичность и достаточная емкость топливного бака обеспечивают дальность хода по шоссе до 500 км (с дополнительным запасом топлива – до 800 км) и скорость до 120 км/час. Высокая удельная мощность 26,7 кВт/т гарантируют хорошую проходимость на труднодоступной местности.

В сравнении с автомобилем "Вольф" ходовая часть РБМ имеет повышенный клиренс и увеличенную колесную базу. В сочетании с шинами BFGoodrich машина преодолевает подъем до 60% и уверенно держит дорогу на пересеченной местности. Отмечается ее высокая износостойкость.

Оснащение

Дизайн "Сервал" отвечает потребностям немецкого спецназа в достаточном пространстве и полезной нагрузке. Открытая конструкция с каркасом безопасности обеспечивает быструю посадку/высадку экипажа и великолепную круговую обзорность. Защитой от непогоды служит брезент, размещаемый на каркасе и соединяемый с корпусом молнией. По сравнению с автомобилем "Вольф" ветровые стекла выполнены съемными, а кузов – удлиненным.

Стандартный экипаж включает четырех человек. Командир и водитель сидят спереди. Стрелок основного оружия стоит за ними в лафете. Еще один член экипажа размещается у заднего борта. При необходимости возможно оснащение РБМ дополнительными местами. Все сиденья имеют бронирование от мин.

Положение стрелка у заднего борта
Положение стрелка у заднего борта

Ременное снаряжение "Сервала" включает три системы: обычные ремни безопасности для экипажа (как в гражданских автомобилях), продольные ремни вместо дверей в передней части кузова и ремни для основного стрелка у лафета.

Две запасные шины РБМ хранятся в крытых отсеках по бокам кузова за передними сиденьями. За ними на каждой стороне машины смонтированы откидная панели, с дополнительными местами для хранения четырех топливных канистр или другого снаряжения. Аналогичная откидная панель имеется в кормовой части кузова. Общая полезная нагрузка без вооружения, но включая экипаж, составляет около 1,2 тонны.

Автомобиль имеет прицепное устройство, позволяющее подобно снегоходу или квадроциклу буксировать прицеп с дополнительным грузом. Грузовое пространство внутри кузова относительно невелико, но с обеих сторон есть большие скрываемые отсеки. Система освещения защищена решеткой. Спереди установлена электрическая лебедка.

Машина оборудована средствами GPS навигации и космической связи.

Первоначально для немецкого спецназа в Афганистане "Сервал" поставлялся с темно-оливково-зеленым камуфляжем. Позднее по стандартам НАТО провели необходимую адаптацию к пустынной местности.

Пустынный камуфляж
Пустынный камуфляж

При весе чуть более трех тонн и размерах 4,88х1,82х1,87 м "Сервал" пригоден для перевозки по воздуху. В транспортный вертолет CH-53 загружается один автомобиль, а в военно-транспортный самолет Transall C-160 – несколько. На этот случай на корпусе РБМ предусмотрено по две петли с каждой стороны. Перевозка возможна и на внешней подвеске с помощью специальных ремней.

Вооружение и средства самозащиты

В качестве основного оружия на РБМ "Сервал" в кольцевом лафете на крыше устанавливается 12,7 мм пулемет M2HB или 40 мм гранатомет. В дополнение к обычным фугасным и осколочным боеприпасам в боекомплект гранатомета входят выстрелы с раздражающим газом и дымовые гранаты.

Кольцевой лафет RLS 609K имеет электропривод, что позволяет удерживать цель в поле зрения без особых усилий, даже при ухабистой езде или крутом угле наклона. При транспортировке по воздуху лафет складывается.

Кольцевой лафет с 12,7 мм пулеметом M2HB
Кольцевой лафет с 12,7 мм пулеметом M2HB

Как дополнительное вооружение "Сервал" несет два 7,62 мм пулемета MG3. По одному впереди для командира, и сзади для тыльного стрелка.

В стандартной комплектации для самозащиты РБМ оснащена установками для метания дымовых гранат: 2х3 метательных чашки спереди и 2х2 сзади. В качестве дополнительного средства защиты возможна установка на капоте дымовой установки, несущей 2х5 пусковых чашек. Установка за доли секунды способна поставить стену тумана шириной 30 м и высотой три метра. Состав тумана усиливается раздражающими веществами.

Согласно публикациям, по заказу KSK Rheinmetall Landsysteme поставил для немецкого спецназа 21 машину.

Армия Швейцарии в 2006 г. заказала небольшое количество РБМ для своего разведывательного подразделения. В Швейцарии "Сервал" получил обозначение "Легкая разведывательно-вспомогательная машина" (LAUF), а в качестве вооружения – 12,7 мм пулемет 64/93 и 7,5 мм пулемет 51.

Подробнее о частях специального назначения бундесвера читайте на сайте "ИнВоен Info"