Какая разница между фандрайзингом и краудфандингом?

Малознакомые для большей части русскоговорящей аудитории понятия — фандрайзинг и краудфандинг — в действительности отражают явления, существующие уже довольно давно. О том, что это за явления и как они работают в современном мире информационных технологий, мы поговорим в этой статье.

Что такое фандрайзинг и краудфандинг

Краудфандинг — это метод сбора ресурсов (чаще всего денег) на реализацию какого-либо проекта или идеи, в котором принимает участие большое количество людей. При помощи коллективного сбора денег самые различные проекты находили и находят необходимое финансирование в ситуациях, когда другой способ искать нужные средства сложно или слишком долго. Если дословно перевести слово «краудфандинг» с английского языка, его значение — «финансирование толпой». Если использовать широко известный оборот русского языка, суть краудфандинга — «с миру по нитке».

Существует еще одно понятие, близкое по значению — краудсорсинг. Это слово означает коллективное решение проблемы или некой задачи в целом. Посредством этого метода множество участников, проявивших интерес к проекту, обсуждают и обмениваются идеями, принимают участие в реализации, что называется, кто чем может. С помощью краудфандинга происходит сбор именно материальных средств — денег и других ресурсов.

Изучив значение этого понятия, мы видим, что для человечества такое сотрудничество не ново. Посредством коллективного сбора средств возводятся храмы и памятники, издаются книги, собираются средства для благотворительной помощи, финансируются различные начинания. В прошлом краудфандинг работал посредством СМИ или благодаря «сарафанному радио». В век Интернета собрать необходимую сумму значительно проще, используя различные специализированные площадки для привлечения внимания большого количества людей, способных заинтересоваться идеей и оказать поддержку проекту.

Фандрайзинг — сбор средств, более распространенный в сфере бизнеса. С английского языка это слово так и переводится — привлечение средств. Суть фандрайзинга та же самая, привлечение денежных средств множества участников, однако проводится он организациями для осуществления своих бизнес-идей и проектов.

Чем отличаются фандрайзинг и краудфандинг

Несмотря на то, что оба понятия означают практически одно и то же явление, разница всё же есть. Фандрайзинг применяется в бизнес-проектах для финансирования стартапов и новых направлений. Краудфандинг в основном используется частными лицами или творческими организациями с целью поддержки проектов, связанных с искусством или сбором денег на благотворительные цели.

В рунете существуют различные площадки, предназначенные для сбора средств путем краудфандинга. Практикуется проверка подлинности проектов и программ, нуждающихся в финансировании, а также ограничение срока сбора денег. Условия могут различаться, но, как правило, срок устанавливается в рамках 60 дней и, если в течение этого времени необходимая сумма не собрана, все принявшие участие доноры получают свои средства назад. Примеры За всю историю существования человечества наверняка можно найти примеры краудфандинга и фандрайзинга. Но сегодня нас интересует, прежде всего, сбор средств именно путем интернет-технологий.

В качестве абстрактного примера можно привести режиссера, имеющего идею фильма и сценарий, но не имеющего средств для съемок. Используя площадки для краудфандинга, он дает описание своего проекта, давая возможность всем заинтересовавшимся принять участие в сборе средств. При этом в благодарность он может предложить им подарки — указание имен участников в титрах, бесплатную запись готового фильма на именные диски, предметы реквизита и т. д.

Один из известных примеров краудфандинга — сбор средств на создание Википедии. Ее основатель Джимбо Уэйлс объявил о запуске проекта и сборе средств, и время от времени акции краудфандинга возобновляются путем размещения на страницах знаменитой интернет-энциклопедии соответствующих баннеров, предлагающих всем желающим поучаствовать в сборе денег. Сторонними ресурсами для этой цели пользоваться не приходится, так как Википедия — один из наиболее посещаемых ресурсов в мире, поэтому в сборе средств обходится, так сказать, своими силами.

Можно вспомнить и такой известный пример краудфандинга в России — это финансирование фильма о Вещем Олеге, инициированного известным писателем-сатириком Михаилом Задорновым. Для сбора средств использовалась одна из интернет-площадок, собравшая нужную сумму для проекта и даже превысившая ее — требовалось собрать 1,3 миллиона рублей, а удалось собрать больше 2 миллионов.

Немало примеров можно вспомнить и в сфере благотворительной помощи нуждающимся — здесь активно используется не только интернет, но и СМИ. Одним из ярких примеров является проект «День добрых дел» на одном из телеканалов, задачей которого является сбор средств на лечение детей с тяжелыми заболеваниями, родители которых не в состоянии обеспечить такое лечение собственными силами из-за его чрезмерно высокой стоимости.

Еще один яркий пример — фонд «Подари жизнь», успешно собирающий средства при помощи своего сайта. Безусловно, в подобных проектах активно используются не только собственные сайты и специализированные площадки, но и социальные сети.

Также существует множество примеров сбора средств при помощи различных акций и публичных мероприятий. Например, с такими целями нередко используются ярмарки, средства от продаж на которых идут на финансирование проекта или программы. Помимо этого могут использоваться взносы за участие, например, в марафоне, часть вырученных средств при проведении аукционов, пожертвования посетителей фестивалей и т.д.

Оригинал статьи находится здесь: https://kredity-dlya-biznesa.com/startap/kakaya-raznitsa-mezhdu-fandrajzingom-i-kraudfandingom/