Не вздумайте это повторять, или как одеться книжной героиней

Не секрет, что я не только пишу о том, как и во что были одеты ваши любимые книжные героини - от Софьи Фамусовой и до Восьмиклассницы Цоя, но и сама коллекционирую подлинные винтажные наряды, часть из которых найдена на аукционах и блошинках специально под ту или иную литературную героиню.

Если вам кажется, что тут "нечего делать" - коль деньги есть, то и покупай, вы глубоко ошибаетесь! Это большой труд: выбрать нужное платье, обследовать лот, прочесть все описания, сопоставить с описаниями героини в тексте... Более того, на некоторые экземпляры денег может не хватить даже вскладчину у нас всех с вами. К примеру, подлинные платья известных домов мод (я даже не про Диор, а, к примеру, про Вийонне, которую знают далеко не все), стоят по несколько сотен тысяч. Правда, рублей.

Подлинные винтажные платья конца 1940-х (правое) и начала 1950-х (левое и центральное) из коллекции Аси Аладжаловой.
Подлинные винтажные платья конца 1940-х (правое) и начала 1950-х (левое и центральное) из коллекции Аси Аладжаловой.

Винтажная одежда - это вам не H&M: посмотрел последние тенденции, купил аналог, прослыл модником. Это уникальные экземпляры, зачастую существовавшие в единственном числе. До 1960-х годов одежду не покупали, а шили у портных. И даже если сотня портных пользовалась одной и той же выкройкой из ассортимента Butterick, то разнообразие ткани, уникальность фигур клиенток и видоизменение деталей делали каждое из этих платьев единственным. А из тех нарядов, которые отшивались партиями на фабриках, на сегодняшний день тоже осталось не так много штук на каждую партию. Их покупали на каждый день, и их сносили до дыр - первые владелицы или, к примеру, малообеспеченные, которым те передали свою одежду "доносить". Так что, считайте, и фабричные винтажные платья - на вес золота. Итак, первое, что надо усвоить коллекционеру, это то, что найти такое же, но с перламутровыми пуговицами - не выйдет. Бери то, которое подходит больше всего. Всё равно найти точь-в-точь, как на картинке, не выйдет. Ну, в 90 случаев из 100.

Вот, кажется, простой вариант. Бери и одевай героиню:

"Она была в темно-синем костюме и в крепких коричневых башмачках, длинный язычок которых, пройдя внутри, под шнуровкой, откидывался и, прикрывая шнуровку сверху, заканчивался кожаной бахромой". (В. Набоков "Подвиг", время описания Сони - 1920-21 гг)

Костюмы-тальеры из каталога готовой одежды Sears за 1921 год
Костюмы-тальеры из каталога готовой одежды Sears за 1921 год

Разочарую. Тальеры - одежда повседневная. Их носили ежедневно в течение сезона, и ежедневно же чистили от уличной грязи, которой и в 1920-х было довольно. Их почти не стирали, так как некоторые ткани давали сильную усадку, а некоторые могли линять. После нескольких стирок, скорее всего, костюм утилизировали или переводили в разряд "вещей похуже".

Вчера на сайте ebay я, к примеру, нашла лот с тремя одинокими жакетами 1930-х годов, юбки от которых давно сносились. Загляните в собственный шкаф: и у вас жакеты висят почти новенькие, а юбки и брюки к ним уже повидали виды.

А вот чудом уцелевшие пары на ebay если и есть, стоят дорого. Так, купленный мной повседневный дамский костюм 1940-х годов стоил на момент покупки дороже вечернего платья тех же лет. И ничто не сравнится с ценами на подлинные рабочие комбинезоны военного времени! Приходится признать: повседневная винтажная одежда - рыбка редкая, почти золотая. В прямом смысле слова.

Но бывают вообще загадочные наряды. Мой фаворит в этом плане - Селия Райдер.

"В Европе мою жену нередко принимали за американку из-за ее броской и элегантной манеры одеваться и своеобразно гигиенического характера ее красоты; в Америке же она обрела чисто английскую кротость и сдержанность" (Ивлин Во "Возвращение в Брайдсхед", время действия между 1923 и 1944 гг)

Детали платья середины 1920-х гг, купленного для образа Селии. Из коллекции Аси Аладжаловой
Детали платья середины 1920-х гг, купленного для образа Селии. Из коллекции Аси Аладжаловой

Если почитать оригинал, то красота там может быть не только "гигиенической", но и "здоровой". При этом невозможно обрядить героиню в "здоровый" хлопок и лён максимально аскетичного кроя из-за указания на "броскость и элегантность". Невозможны тут и рюши. Я выбрала для Селии кремовое скромное платье с лаконичной и в то же время выделяющейся отделкой. Жаль, однако, что именно СЕРЕДИНУ и КОНЕЦ 1920-х гг, к которым относится это платье, автор выпускает из повествования. А вот наряд на 1936-1938 года я пока для Селии не нашла. Зато уже найдены платья для обеих героинь романа на 1923 год!

Но это пусть пока останется тайной :-)

Подписывайтесь на мой блог "Мода в книгах", будем одевать и раздевать книжных героинь.