Важные нюансы мормышки с мотылем

Насадочная мормышка является поистине самой популярной приманкой при ловле со льда. Придумано множество разнообразных мормышек, отличающихся материалом, весом, расцветкой, размером, формой. А для чего так много?

Я подозреваю, что практически у каждого мормышечника этого балластного добра из свинца скопилось в достатке. И чего греха таить, не многое из этого бывало в воде последние 5 лет, а может, и больше. А если и попадало в воду, то ловило отнюдь не на пять с плюсом.

Именно поэтому хочется в этой статье поделиться своими размышлениями о том, какие из составляющих мормышки влияют на результат. Начну я, пожалуй, с пресловутой формы.

Форма

В ловле насадочной мормышкой привлекающим рыбу элементом является наживка. В нашем случае - это мотыль. А сама мормышка как таковая является лишь средством доставки мотыля в нужный горизонт, где стоит рыба, и вычурность формы ей абсолютно ничего не дает.

Мне неоднократно приходилось слышать рассказы различных рыболовов, что якобы на том или ином водоеме рыба предпочитает только какую-то одну форму мормышки, и на совместных с ними рыбалках (на этих водоемах) на практике опровергать эти утверждения.

Опытные мормышечники, прошедшие в своем «рыболовном развитии» этап увлечения различными формами, как правило, в конце концов останавливаются на одной — форме капли.

Конечно, и у нее есть различные вариации — она может быть длиннее или короче, иметь выемку (лыску). Такие своеобразные изменения в форме существенно меняют характеристику игры мормышки при различных движениях вниз или вверх, а также в зависимости от размеров и расположения.

Также вычурность формы придает множество индивидуальных характеристик такой приманке. А это не всегда в плюс, ибо понять и подобрать под нее проводку с необходимой частотой и колебаниями будет сложнее. И даже базовые приемы игры с различными вариациями могут не помочь. С каплей и дробинкой это проще.

Кстати, если на таких имеется еще и эта пресловутая «лыска», то игра становится еще интереснее. Их игра заметно отличается от простого дрожания, что удивительно сказывается на уловистости.

Мормышку в форме капли очень удобно держать пальцами при насаживании мотыля. Что касается размера мормышки, то он должен быть минимальным, чтобы мотыль выглядел наиболее естественно.

Однако при ловле на большой глубине или течении многие увеличивают вес и, соответственно, размер мормышки, что не лучшим образом сказывается на качестве и количестве поклевок (уловистости приманки).

Чтобы минимизировать размер, делать мормышки приходится из тяжелых материалов — свинца или еще более тяжелого вольфрама.

Мормышки из вольфрама по сравнению с аналогичным весом свинцовых мормышек, имея меньший размер, во-первых, менее заметны рыбе, а во-вторых, дают меньшее сопротивления при движении в воде, а значит, быстрее погружаются и превосходно работают при проводке.

Вольфрамовой мормышкой в форме дробинки или капли легче и проще добиться почти полной преемственности по игре при уменьшении или увеличении размера, чего трудно достичь со сложными планирующими приманками.

Это очень компактные формы, которые имеют большой объем при малой площади поверхности.

Существует только одно простое правило — если клев очень активный, значит, можно взять более крупную, а если клев капризный, то следует перейти на более мелкую приманку.

Мормышка и леска

Таблица зависимости глубины в месте ловли, предполагаемого размера рыбы, степени ее активности, диаметра лески и массы мормышки
Таблица зависимости глубины в месте ловли, предполагаемого размера рыбы, степени ее активности, диаметра лески и массы мормышки

Естественно, леска тоже должна быть минимального диаметра. На относительно толстой леске маленькая мормышка будет медленно погружаться, что скажется на скорости ловли. А игра станет нечеткой. Выполнение быстрых колебаний, которые порой очень необходимы для привередливой рыбы, абсолютно не получится.

Многие остерегаются использования лески диаметром менее 0,08 мм, ссылаясь на малую прочность и боязнь потерять дорогостоящие вольфрамовые мормышки. Я использую и более тонкую леску – даже диаметром 0,05 мм.

Скажу вам с большой уверенностью, если вы будете использовать леску проверенных мировых производителей, покупать только свежую (не залежавшуюся) леску, хранить ее в адекватных условиях, соизмерять силу подсечки, не давать ей налипать на окружающую лунку шугу, ловить на мормышки, оборудованные кембриком, и вязать прочные надежные узлы, то вы положительно оцените ее прочность при малом диаметре.

Особенно, следует обратить внимание на отверстие в мормышке, через которое вы продеваете леску. Отсутствие в нем кембрика приводит к тому, что леска врезается в острые углы плохо развальцованного отверстия мормышки, отчего потом легко рвется на вываживании даже некрупной рыбы или незначительной потяжке на зацепе.

Если мормышка лишена этих недостатков, то применение ее малых размеров, вкупе с тонкими лесками, однозначно поднимет уровень вашей ловли.

При ловле на стоячих водоемах выбор той или иной мормышки всегда строится на трех составляющих это глубина, вид и активность рыбы, ветер и даже температура. Чем сильнее мороз, сильнее ветер и больше глубина, тем крупнее использую мормышку.

Цвет мормышки

Из приведенных выше соображений цвет насадочной мормышки не особенно важен. Тем не менее накопленная статистика наблюдений говорит о присутствии роли цвета в реакции рыбы.

Я использую мормышки двух цветов — серого и черного. Самые невзрачные тона, но самые стабильные.

На мой взгляд, окуню еще по душе цвет золота и белого серебра, полированной меди. Однако однозначно об этом нельзя сказать, поскольку «выстреливают» эти цвета не на всех водоемах.

Плотва любит цвет белого серебра и черный. Это не говорит о том, что рыба совершенно будет игнорировать тот или иной цвет, но характер поклевок четко это отразит, особенно, при ловле неактивной рыбы.

Можете экспериментировать, а можно положиться на два однозначно рабочих цвета — серый и черный.

Крючок

Для мормышек чаще всего используют модели с загибами типа Кристалл и Абердин
Для мормышек чаще всего используют модели с загибами типа Кристалл и Абердин

Немаловажная составляющая мормышки — это крючок. Его функция состоит в хорошей проникающей способности при поклевке, удержании насадки и подсеченной рыбы. Помимо этого, он должен быть прочным, чтобы выдерживать пойманную рыбу и очень тонким.

Чем тоньше он будет, тем удобнее и быстрее насаживать мотыля. Ведь можно насадить так, что он просто-напросто вытечет и потеряет свою привлекательность. А упругость и прочность крючка должна давать возможность подтаскивать к лунке крупную рыбу (например, леща 1,5–2 кг весом).

Тонкий крючок обеспечивает также и хорошую проникаемость в ткани рта рыбы. Это важно, когда применяются тонкие растяжимые лески и выполняется резкая кистевая подсечка. Я использую чаще тульские мормышки, оборудованные крючками Owner и Kamasan.

Не забывайте о том, что крючок служит недолгое время. Постоянные контакты о челюсть рыбы, об лед затупляют жало крючка. Поэтому своевременный контроль и смена мормышки не даст шансы сойти или не засечься клюнувшей рыбе.

На реализацию поклевок будет влиять и вынос крючка из тела мормышки. Чем он больше, тем, на мой взгляд, лучше. Также повлияет на засекаемость (зацепистость) немного отогнутый наружу поддев.

Насаживание мотыля

Помимо самой мормышки, на количество поклевок и их реализацию влияет способ насаживания мотыля.

Многие думают, что кое-как насаженный мотыль или пучок мотылей всегда приведет к поклевке, однако это не так. Мотыль при насаживании не должен вытекать и в то же время гармонично сидеть на крючке, скрывая его жало.

После схода или нереализованной поклевки порой следует насадить заново мотыля. В противном случае рыба может насторожиться и не реагировать на ваши ухищрения с проводкой, как бы вы упорно не трясли мормышкой перед ее носом.

Я использую в основном пять способов насаживания мотыля. Выбираю я тот или иной в зависимости от размера рыбы, ее активности и предпочтения.

«За голову». Этот способ применяют большинство мормышечников. Личинку насаживают за голову навылет. Жало при этом остается открытым. А попробуйте его, закрыть, и количество поклевок возрастет заметно.

Насаживание мотыля «За голову»
Насаживание мотыля «За голову»

Такой способ я использую, когда ловлю подлещика и плотву на неподвижно лежащую на дне мормышку. Особенно, в глухозимье и по последнему льду, а также при ловле окуня от 70-80 гр. на активную игру.

При вялых поклевках настороженной рыбы этот способ заметно проиграет.

«Колечком». После продевания личинки мотыля через голову закрываем жало хвостиком личинки, образуя при этом колечко.

Насаживание мотыля «Колечком»
Насаживание мотыля «Колечком»
Этот способ использую, когда чересчур много холостых поклевок того же окуня и плотвы с красноперкой.

«Чулком». Это самый сложный способ насаживания мотыля. Не многие в силу своего плохого зрения или банального неумения владеют этим способом в совершенстве. Но я многим бы рекомендовал это попробовать особенно при ловле пассивной плотвы. Реализация очень высока.

Насаживание мотыля «Чулком»
Насаживание мотыля «Чулком»
При насаживании чулком, нужно надевать крючок во 2-й или 3-й сегмент и доводить его до хвостика, не выводя наружу.

«Спортивный». При этом способе первый прокол произвожу в середине тела личинки. Затем жало провожу внутри тела в сторону головы или хвоста.

Насаживание мотыля «Спортивным» способом
Насаживание мотыля «Спортивным» способом
Этот способ является основным среди спортсменов. Таким образом, происходит меньше холостых поклевок и не теряется привлекательность.

«За пояс». Это простое сквозное продевание мотыля за середину тела. Жало торчит наружу, а голова и хвостик свободно болтаются.

Насаживание мотыля  «За пояс»
Насаживание мотыля «За пояс»
Этот способ для быстрой ловли активного окуня и плотвы. Игра получается самая привлекательная.

Игра

Помимо самой приманки, немаловажное значение для ее уловистости имеет игра.

Придание темпа и ритма движения удочки сказывается на скорости и амплитуде колебаний мормышки. Передачи колебаний, придаваемых рукой, идет не напрямую, а через леску различной толщины и растяжимости.

Имеет значение длина и жесткость хлыстика, кивка, глубина и даже температура воды в лунке. Но эти менее важные составляющие мы пока опустим и поговорим конкретно об игре мормышки.

Если рыбы много и активность ее высока, то о каких-то нюансах игры говорить не приходится. Однако, как только все оборачивается совершенно иным образом, то задуматься не то чтобы захочется, а придется. Ну, или в противном случае списать все на давление, погоду и запуски спутников. Надеюсь, такого желания у нас не возникнет.

Любая игра, а точнее, колебания мормышки характеризуются чаще всего двумя параметрами — это частота и амплитуда.

Когда рыболов сталкивается с такими моментами, когда вокруг многие ловят, а он нет, то он пытается повторить за более успешными товарищами все действия. В том числе и сымитировать проводку. Однако даже скрупулезный подход не исключит факт индивидуальности. Ведь каждый все делает иначе, пусть и не так заметно на первый взгляд.

Так вот, различия в игре зачастую определяют успех. Именно поэтому скопировать те или иные движения не будут определяющими.

Вариации проводок каждого отдельно взятого рыболова будут различимы в восприятии рыбы. Ну, к примеру, спуск приманки происходит быстрее подъема или же колебания с небольшой задержкой в верхней или нижней точке.

Ведь часто рыболов соблюдает частоту, но не соблюдает постоянную амплитуду покачивания кивка. Непостоянство системы амплитуда-частота характерно для простых шумов, нежели для движущегося живого организма.

Именно поэтому нестабильность частоты отпугивает рыбу и не приносит поклевок рыбаку.

Это теория, которая подкреплена многочисленной практикой.

Помимо всего прочего характер игры мормышки должен соответствовать состоянию рыбы в тот или иной день и с периодом зимнего сезона. Как будет реагировать рыба на игру сегодня, завтра или послезавтра, вопрос большой, а вот с периодами более-менее ясно.

В начале зимы, когда рыба еще активна, а растворенного в воде кислорода хоть отбавляй, частота колебаний не должна быть высокой: на это время года приходится наибольшее количество поклевок на неподвижно висящую мормышку.

По перволедью вертикальное перемещение мормышки может быть быстрым, а амплитуда высокой.

В глухозимье, когда по причине недостатка кислорода в воде рыба становится вялой и малоподвижной, амплитуда колебаний мормышки должна быть наименьшей, а частота — наибольшей.

Что касается скорости вертикального перемещения приманки в это время года, то оно должно быть очень медленным.

По последнему льду с оживлением жизни под водой амплитуду колебаний мормышки можно увеличить, количество колебаний уменьшить, а вертикальную составляющую подъемы и опускания выполнять быстрее.

Необходимо также учитывать повадки той рыбы, которую собираетесь ловить.

Известно, например, что окунь охотнее клюет на мормышку, которая колеблется с большой амплитудой и довольно быстро передвигается по вертикали.

Совсем по-иному надо играть мормышкой при ловле леща и плотвы.

Он не станет за ней гоняться, поэтому поднимать и опускать ее необходимо медленно, амплитуда колебаний должна быть очень небольшой.

Часто бывает так: играющую приманку лещ не берет, поклевка следует в тот момент, когда игра прекратится, или несколько секунд спустя. Порой такое же пристрастие проявляет и плотва.

На водоеме необходимо опытным путем подбирать тот вид игры мормышки, темп и ритм ее движения, которые в данном конкретном случае принесут успех.

Поэтому единого правила и рецепта от бесклевья нет — есть лишь основные понятия и приемы, которые желательно знать.

Итак, об основных приемах игры мормышкой:

1. Мормышку быстро опускаем на дно, стучим ей о дно 3–4 раза. Потом натягиваем леску так, чтобы кивок был полусогнут, а мормышка не отрывалась от дна. От шевеления по дну поднимается небольшое облачко мути, которое замечает рыба и подходит к этой точке.

После 5-секундной паузы, если не произошла поклевка, можно медленно приподнять мормышку на 5–7 см с игрой, затем опустить на дно, выдержать 5 сек и вновь повторить удары о дно, в количестве 4–6 раз. Пауза после постукиваний может достигать и 2–3 мин. Особенно это по нраву лещу.

2. Опускаем мормышку до дна, приподнимаем ее на 1–3 см и начинаем медленный подъем с дрожью кончиком удильника в темпе 90–120 раз в минуту и амплитудой 0,5–1 см.

Через каждые 5 см останавливаем подъем и продолжаем игру на этом уровне, либо делаем паузу. Поднимаем на высоту до 70 см, затем опускаем для нового цикла. После 3–4 циклов темп ускоряем или же меняем лунку.​

3. Пошевелим мормышку на дне, постучим о дно 5–10 раз и начинаем игру в быстром темпе и с амплитудой 1–1,5 см и плавным подъемом. Подъем производите на высоту 50 см, затем пауза 2–3 сек, после чего опускаем мормышку до дна на согнутом слегка кивке. После 3–4 циклов следует изменить темп, уменьшить амплитуду и поднять мормышку выше.

4. Очень медленно опускаем мормышку от самой лунки на дно, без игры, но с 3–4 секундными паузами через каждые 30–50 см. После достижения дна производим медленный подъем без игры. Спустя 3–4 цикла этот прием можно провести с игрой маленькой амплитуды и высокой частоты — 120–300 в мин.

Темп колебаний можно и нужно менять в поиске лучшего на данный момент, но изменения следует вносить после окончания одного цикла. Изменения темпа во время подъема могут быть плавными. Если получился сбой с темпа, лучше снова начать подъем мормышки со дна.

5. Опускаем мормышку до дна, медленно поднимаем на 15–20 см, где в течение 15–20 сек придаете ей колебания, затем останавливаете на 3–5 сек. Если поклевок не последует, повторяем эту игру на другой высоте.

6. Мормышку кладем на дно, а через несколько секунд начинаем подъем на 15–20 см с игрой, затем снова опускаем на дно и опять начинаем подъем с мелким подергиванием.

7. Определив глубину, начинаем плавно без игры опускать мормышку. В 50–100 см над дном спуск останавливаем, выполняем игру. Мормышку опускают на 3–5 см и даем паузу в 2–3 сек, иногда во время паузы чуть-чуть ее покачиваем. Достигнув дна, пошевеливаем мормышкой, даем такую же паузу и медленно поднимаем до верхнего уровня, чтобы повторить цикл заново. Достаточно 3–5 циклов.

8. Подъем со дна производим медленно и все время плавно покачиваем кончиком хлыстика в темпе 10–20 раз в минуту с амплитудой 2–3 см. Останавливают подъем через 15–20 см на 3–5 сек.

Выше полуметра можно не поднимать. Спуск делаем так же, как и подъем. Шевелим мормышкой на дне и все время медленно передвигаем кончик хлыстика от края к краю лунки. Такая игра очень нравится подлещику.

Как говорилось выше, на игру влияют и множество второстепенных факторов. Это длина и жесткость хлыстика, кивка. В качестве последнего я использую только лавсановые кивки собственного изготовления. Каждый кивок подгоняю под определенный размер мормышки таким образом, чтобы при нагрузке мормышки кивок имел форму гиперболы.

Из 10 сделанных кивков рабочими оказываются 4–5. Это проверяется на водоеме. И не по количеству поклевок, а по способности выполнять желаемую игру. Длина тоже имеет значение. Если для ловли окуня и плотвы она составляет 4–6 см, то для ловли подлещика и леща — до 10–12 см. Это очень существенно сказывается на игре.

То же самое — глубина ловли. Чем глубже, тем больше будут поглощаться колебания. Параллельно длина лески и ее толщина за счет трения неизбежно сглаживает игру, превращая ваши изгаляющиеся колебания в слегка заметные шевеления приманки. В сильный мороз это трение увеличивается еще и из-за поверхностной температуры воды в лунке. Она становится вязкой как кисель.

Каждый мормышечник держит удочку по-своему. С опытом у каждого вырабатывается свой хват. Я часто замечаю у некоторых очень невыгодные для придания разнообразной игры положения рук.

Чтобы рука при игре уставала меньше, ее следует фиксировать на бедре, упираясь в него запястьем и скользя всем предплечьем по бедру (при условии что вы ловите с ящика). Таким образом, рука у вас будет уставать меньше.

Если же предполагается слишком активная игра мормышкой, удочку целесообразнее фиксировать двумя руками. Также одна рука опирается на бедро чуть выше колена, а другая, прижатая локтем к телу, придерживает и фиксирует другую руку.

Во время вертикального перемещения мормышки надо замечать, на каком уровне чаще следуют поклевки, и затем ловить именно на установленной глубине, изменив спуск лески или уровень положения удочки таким образом, чтобы было удобно фиксировать поклевку и делать своевременную подсечку.

Для придания высокой частоты колебаний я использую варианты:

  • соударение хлыстика с пальцем противоположной руки;
  • движение хлыстика между указательным и среднем пальцем другой руки с одновременным подъемом обеих рук.

Влияние оказывает и угол наклона удочки, хлыстика и кивка. При использовании аналогичной оснастки сменой этого угла с горизонтального на вертикальный и наоборот можно добиться совершенно разной игры.

При горизонтальном положении удочки упругость кивка сглаживает все движения, и игра получается более плавной.

Чем ближе положение удочки к вертикали, тем меньше реакция кивка — движения мормышки становятся более резкими.

Игра с опущенным вертикально и вниз кивком дает совершенно другие колебания, что нередко привлекает рыбу. Особенно часть этот прием проводки срабатывает при ловле плотвы и пассивного окуня.

Источник: http://fishinginrus.ru

Подписывайтесь на Рыбак Рыбаку. Рыбацкие Хитрости, ставьте 👍 До встречи!

Примечание:

Все материалы, размещенные на канале, получены из открытых источников и используются в некоммерческих целях.
    В случае неосознанного нарушения авторских прав, материалы будут убраны, после получения соответствующей просьбы от авторов или издателей.
    Если вы являетесь правообладателем данного ресурса и не желаете его свободного распространения, сообщите нам и нарушение будет устранено.