Resident Evil 1 обзор. Разбираемся в причинах популярности культовой игры в 2019.

Медиафраншиза, принадлежащая компании Capcom и созданная Синдзи под влиянием серии фильмов «Живые мертвецы» Джорджа Ромеро, как серия игр жанра survival horror. Первой в ней стала Resident Evil, выпущенная в 1996 году на PlayStation и впоследствии портированная на Sega Saturn и Windows. Суммарные продажи игр серии Resident Evil на июль 2012 года составили 50 млн. копий.
Медиафраншиза, принадлежащая компании Capcom и созданная Синдзи под влиянием серии фильмов «Живые мертвецы» Джорджа Ромеро, как серия игр жанра survival horror. Первой в ней стала Resident Evil, выпущенная в 1996 году на PlayStation и впоследствии портированная на Sega Saturn и Windows. Суммарные продажи игр серии Resident Evil на июль 2012 года составили 50 млн. копий.

Итак, давайте поговорим:

Моё сегодняшнее небольшое эссе посвящено культовой игре, которая стала прародителем целого жанра в мире видеоигр. Жанра survival horror, что переводится как «выживи в кошмаре». И надо отдать должное – кошмара в игре хоть отбавляй.

Resident Evil - на дворе стоит 1998 год. Racoon City был обычным городом, где жизнь шла своим чередом, а люди были уверены в завтрашнем дне. Но за минуту все изменилось. Город захлестнула волна террора, сопровождаемая кучами трупов и фонтанами крови. Полицейские участки буквально забиты рапортами от местных жителей, но никто не знает, что происходит на самом деле. Убийства продолжаются и становятся все более жестокими. Тела как будто съедены неизвестными существами. Полиция начинает прочесывать местность, а на расследование отправляется команда "Браво". Проходит буквально немного времени и связь с ними теряется. Что же там произошло? Пришло время обратится к лучшим из лучших - отряду "Special Tactics And Rescue Squad". Именно они отправляются на осмотр окрестностей города, где находят вход в таинственный особняк. Удивительно, но дверь внутрь открыта...
Resident Evil - на дворе стоит 1998 год. Racoon City был обычным городом, где жизнь шла своим чередом, а люди были уверены в завтрашнем дне. Но за минуту все изменилось. Город захлестнула волна террора, сопровождаемая кучами трупов и фонтанами крови. Полицейские участки буквально забиты рапортами от местных жителей, но никто не знает, что происходит на самом деле. Убийства продолжаются и становятся все более жестокими. Тела как будто съедены неизвестными существами. Полиция начинает прочесывать местность, а на расследование отправляется команда "Браво". Проходит буквально немного времени и связь с ними теряется. Что же там произошло? Пришло время обратится к лучшим из лучших - отряду "Special Tactics And Rescue Squad". Именно они отправляются на осмотр окрестностей города, где находят вход в таинственный особняк. Удивительно, но дверь внутрь открыта...

Пожалуй, сейчас мы не будем петь хвалебные псалмы и через каждую строчку писать, как игра хороша. Это и так все прекрасно знают. Позволю себе отметить лишь одно – Resident Evil 1 настолько хорош, что многие фанаты называют его лучшим в серии, и считают своим долгом время от времени повторно проходить данную игру.

Почему же это происходит? Чем игра пятнадцатилетней давности снискала всеобщую любовь? Неужели она действительно так гениальна, или это не более, чем дань традиции.… Давайте разбираться.

Задуманный продюсером Токуро Фудзивара как ремейк своей более ранней ужасной игры Sweet Home (1989), разработкой Resident Evil руководил Синдзи Миками . Он прошел через несколько редизайнов, первоначально задуманный как игра Super NES в 1993 году, затем как полностью 3D-игра от первого лица для PlayStation в 1994 году, а затем, наконец, игра от третьего лица с предварительно отрисованными фонами. Геймплей состоит в основном из действий от третьего лица с дополнительным акцентом на управление запасами, исследование и решение головоломок. Обитель Злаустанавливает множество условных обозначений, рассматриваемых в серии, включая схему управления, систему инвентаризации, систему сохранения и использование 3D-моделей, наложенных на предварительно отрисованные фоны.

Resident Evil был очень хорошо принят критически и коммерчески, и часто приписывают определение жанра ужасов выживания. С тех пор его называют одной из величайших видеоигр всех времен . Его успех породил мультимедийную франшизу, включая видеоигры, фильмы, комиксы, романы и другие товары. Игра получила выделенные порты для Sega Saturn, Microsoft Windows и Nintendo DS . В 2002 году для GameCube был выпущен одноименный ремейк с обновленной графикой, звуком и изменениями в геймплее и сюжете. Высокое разрешение ремастер игры GameCube был выпущен в 2015 году для современных платформ. Продолжение, Resident Evil 2, был выпущен в 1998 году, а приквел , Resident Evil Zero, в 2002 году.

Сюжетная линия:

Сюжет Resident Evil можно смело назвать стопроцентной штамповкой. Небольшая группа людей оказывается отрезана от остального мира и пытается найти путь к спасению сквозь толпы озверевших зомби. Мы видели это много раз (задолго до появления игры) в блистательных фильмах волшебника Джорджа Ромеро и кудесника Сэма Рэйми. «Зловещие мертвецы», «Ночь живых мертвецов», «Рассвет мертвецов» и прочие творения известных режиссёров культовых ужастиков уже знакомили нас с понятием словосочетания «живая мертвечина» или попросту «зомби».

Однако разработчики не стали ограничиваться столь банальным вступлением, и внедрили в игру небольшую изюминку, которая впоследствии переросла в главного злодея всего сериала. Разумеется, речь идёт об Альберте Вескере. Этот уверенный в себе молодой мужчина, который вёл себя подозрительно спокойно в наводнённом зомби особняке, интриговал игрока с первых секунд.

Колоритный отрицательный персонаж существенно скрасил игру и, в некоторой степени, очеловечил сюжет. Оказывается, мы боремся не с зомбаками (выполняющими лишь роль ширмы), а со вполне реальным человеком, который и заварил всю кашу.

Молодчага Альберт очень понравился фанатам и в последующих выпусках появлялся довольно часто, повсеместно выполняя роль серого кардинала, управляющего другими злодеями словно марионетками. Скажу более – когда сериал начал загибаться (отправной точкой начала конца стал Resident Evil 3), Вескер немедленно пришёл на подмогу. Он фигурировал в Resident Evil Code Veronica, Resident Evil 4, а в пятой части вообще исполнил главную роль, фактически вытянув игру из бездны второсортности на своих могучих плечах.

Без него в Resident Evil 5 от Резидента осталось бы только название, да перекачанный Крис Редфилд.

Итак, общий сюжет Resident Evil 1 хоть и вторичен, но всё-таки имеет оригинальные элементы…

Графика

Здесь разработчики также использовали некоторые хитрости. Вместо того чтобы прорисовывать трёхмерные локации, которые непременно оказались бы пустыми (мощей PlayStation One просто не хватило бы для воссоздания такого количества скатертей, тарелочек, тумбочек и рюшечек), ребята соорудили статичные задние фоны. Итог – прекрасная картинка, которая даже сегодня не вызывает кривой ухмылки.

Конечно, модели персонажей и противников смотрятся намного хуже, но … через час игры уже перестаёшь обращать на это внимание. А пятнадцать лет назад на такую графику просто молились.

Атмосфера

Атмосфера в игре находится на высочайшем уровне. Прекрасное сочетание напряжённо-мистической музыки, нехватки патронов и тёмных коридоров зловещего особняка. Бродить по пустым (не всегда) комнатам страшно даже сегодня! А что тут удивительного, если современные игры давно утратили способность пугать. Непрекращающийся экшн, обилие боеприпасов и стремительное движение по прямой как стрела сюжетной линии.

Другое дело, когда в слабенькой «Беретте» осталось четыре патрона, а впереди маячат две уродливые качающиеся фигуры, заслоняя своими облезлыми телами узкий проход.

Геймерам, впервые попавшим в тёмные коридоры особняка Спенсера, нервный тик обеспечен.

И самое главное. Если вы зачистили комнату или коридор - это ещё не говорит о том, что теперь там ВСЕГДА будет безопасно…

Оружие и противники

Говоря по правде, в игре нет обилия ни того, ни другого. Но тем ценнее то, что предлагают. Тем более что и здесь разработчики приложили свои интеллектуальные способности в нужное русло, внедрив толику оригинальности. Зомби, собаки, вороны, огромные пауки и даже Тиран – это я ещё могу понять. Гигантское мутагенное растение Plant 42, которое повсюду распустило свои вездесущие корни, также не вызывает сильного удивления.

Нечто подобное мы с вами видели в фильме Сэма Рэйми «Зловещие мертвецы», только там был оживший лес.

Гигантские мухи имеют малость общего с ученым из одноимённого фильма.

Но! Придумать инфицированную акулу в экспериментальном бассейне! Какими препаратами надо подзаряжаться, чтобы сознание додумалось до этого? А хантер! Нечто, напоминающее гибрид человека и доисторического ящера!

Именно хантер стал самим олицетворением раннего резидента и возглавил почётное первое место среди рядовых противников.

Видов оружия также немного. Нож, пара пистолетов, дробовик, гранатомёт и ракетница.

Однако боеприпасов к оружию ещё меньше. Даже не надейтесь перебить всех противников – замучаетесь искать пули, которых нет. А с ножом идти на зомби (не говоря уже о противниках посерьёзнее) решительно не рекомендую – вас сожрут за милую душу. Клинок в игре скорее для проформы. Максимум, что им можно сделать – это перерезать паутину гигантского тарантула, либо вскрыть себе вены, когда кончатся патроны для стрелкового оружия.

Учитывая небогатый арсенал, комбинация «оружие/противники» превращает игру в некое подобие тактической многоходовки. Вам нужно очень осторожно выбирать путь следования, по возможности стараться избегать встреч с врагами и беречь пули (особенно для мощного оружия) как зеницу ока. Учтите, что в игре нет чёткого количества выстрелов для умерщвления определённого типа врага. Те же самые зомби могут умереть и от четырех попаданий, и от восьми. А бывает, что даже одним метким выстрелом (очень редко) вы разнесёте ему голову, словно перезрелую дыню!

Казалось бы, что ещё можно придумать с таким крошечным набором вооружения. Но изюминка всё-таки есть. Если подпустить одного - двух зомби к себе поближе, и выстрелить из дробовика под углом вверх, в восьмидесяти процентах случаев из ста вы разнесёте им черепушки одним патроном.

Свобода передвижения

За что мы ещё любим Resident Evil 1? Ну конечно за полную свободу передвижения! Очень радует тот факт, что из самой дальней локации (скажем, из подземных лабораторий) можно вернуться в холл особняка, охотничий домик или заброшенные каменоломни, и спокойненько там пошариться.

В этой связи особенно приятно то, что создатели игры приложили все усилия, чтобы вы не остались в одиночестве и не заскучали. Игрока непременно встретят невесть откуда взявшиеся зомби и хантеры, щедро разбросанные разработчиками по пустующим коридорам и комнатам.

Головоломки

И последний момент, который дарит море радости игроку, особенно в момент первого прохождения – это многочисленные загадки и головоломки, которые сильно удлиняют прохождение и растягивают его на недели и месяцы. Пятнадцать лет назад, когда Интернета в России ещё не было, а знание английского языка находилось на уровне «Ду ю спик инглиш?», приходилось сутками сидеть перед экраном телевизора, сгорбившись над словарём, чтобы решить очередную головоломку.

Признаюсь, иногда это выводило из себя. Но зато какое море радости выливалось на тебя, когда задачка наконец-то решалась.

Сегодняшние игры уже не те. И дело даже не в разработчиках, а скорее в геймерах и навеянной моде на всё быстрое, красочное, зрелищное. Поставь современного игрока в тупик – и он просто-напросто отбросит игру в сторону и пойдёт в магазин за очередной безделушкой, а уже этим вечером на популярном игровом форуме обязательно выскажет своё субъективное фи.

Геймплей

Альберт Вескер (англ. Albert Wesker) — командир отряда «S.T.A.R.S». Джилл Валентайн (англ. Jill Valentine) — главная героиня игры, мастер по взлому замков.
Крис Редфилд (англ. Chris Redfield) — главный герой игры, бывший пилот ВВС.
Барри Бёртон (англ. Barry Burton) — бывший член спецназа, специалист по оружию и товарищ Криса.
Брэд Вайкерс (англ. Brad Vickers) — пилот.
Джозеф Фрост (англ. Joseph Frost) — специалист по транспортным средствам.
Отряд «Браво»:

Ребекка Чемберс (англ. Rebecca Chambers) — самый молодой член команды, медик.
Энрико Марини (англ. Enrico Marini) — заместитель командира.
Форест Спейер (англ. Forest Speyer) — снайпер и специалист по транспорту.
Кеннет Джей Салливан (англ. Kenneth J. Sullivan) — эксперт-химик.
Ричард Эйкен (англ. Richard Aiken) — профессиональный связист.
Эдвард Дьюи (англ. Edward Dewey) — основной пилот группы "Браво"
Кевин Дули (англ. Kevin Dooley) — сотрудник R.P.D. Во время миссии отряда "Браво" в Арклейском лесу пилотировал вертолет.
Альберт Вескер (англ. Albert Wesker) — командир отряда «S.T.A.R.S». Джилл Валентайн (англ. Jill Valentine) — главная героиня игры, мастер по взлому замков. Крис Редфилд (англ. Chris Redfield) — главный герой игры, бывший пилот ВВС. Барри Бёртон (англ. Barry Burton) — бывший член спецназа, специалист по оружию и товарищ Криса. Брэд Вайкерс (англ. Brad Vickers) — пилот. Джозеф Фрост (англ. Joseph Frost) — специалист по транспортным средствам. Отряд «Браво»: Ребекка Чемберс (англ. Rebecca Chambers) — самый молодой член команды, медик. Энрико Марини (англ. Enrico Marini) — заместитель командира. Форест Спейер (англ. Forest Speyer) — снайпер и специалист по транспорту. Кеннет Джей Салливан (англ. Kenneth J. Sullivan) — эксперт-химик. Ричард Эйкен (англ. Richard Aiken) — профессиональный связист. Эдвард Дьюи (англ. Edward Dewey) — основной пилот группы "Браво" Кевин Дули (англ. Kevin Dooley) — сотрудник R.P.D. Во время миссии отряда "Браво" в Арклейском лесу пилотировал вертолет.

Главный персонаж игры обладает ограниченным инвентарём, что создаёт свою специфику прохождения игры. Однако у Джилл места в инвентаре больше, чем у Криса на 2 ячейки (поэтому игра за Джилл гораздо легче, чем за Криса). Данное ограничение восполняется наличием в особняке больших сундуков, куда игрок может сложить ненужные на данный момент вещи. При этом, если игрок положил какой-либо предмет в один сундук, то он может взять этот предмет уже из другого. В инвентаре один предмет занимает одну ячейку. Таким образом, например, один ключ займёт столько же места, сколько и ракетница.

В игре присутствует обладающая определённой сложностью система использования «аптечек». Игроку попадаются травы трёх видов. Синяя трава — лечит игрока от отравления. Зелёная трава — восстанавливает около 25 % здоровья. Красная трава — сама по себе бесполезна, однако может быть полезна в смеси с другими травами. Травы можно смешивать друг с другом, что позволяет значительно экономить место в инвентаре. В одной смеси может быть не более трёх частей трав. Каждая трава вносит определённый вклад в действие смеси. Так, наличие синей травы в смеси обуславливает снятие отравления вдобавок к повышению здоровья. Смесь двух зелёных трав восстанавливает 50 % здоровья, как и 2 зелёные травы, принятые игроком по отдельности. Панацеей является смесь зелёной, синей и красной трав. Такая смесь полностью излечивает игрока и снимает отравление.

Кроме трав в игре есть и обычные, «синтетические» аптечки, спреи первой помощи, однако их использование снижает игровой рейтинг. Открыть некоторые секреты — такие как ракетомёт «M-66» можно только в том случае, если за всю игру не были применены такие аптечки. Использование же трав рейтинг не снижает.

Заключение

Вот мы и пробежались по ключевым моментам популярности игры Resident Evil. Как показывает сей обзор, успех был вполне предсказуем, хоть разработчики в него и не особо верили. Воссозданный римейк данной игры для приставки Nintendo GameCube только подтверждает это заключение.

Если вы являетесь закоренелым фанатом знаменитой саги, не стоит ограничиваться повторным прохождением RE Remake, RE Zero или Code Veronica. Постарайтесь выкроить в своём плотном игровом графике толику времени, и отдайте дань уважения старичку – игре Resident Evil, с которой и начался этот волнующий калейдоскоп вирусных приключений.

Так что, доставайте из чулана пылящийся дробовик,

cмазывайте барабан «Магнума»,

и … удачной ИГРЫ!