Скульптура Медуза с головой Персея - переосмысление мифа

Скульптура создана Лучиано Гарбати в 2008 году по мотивам мифа о Персее и Медузе. Думаю, многим с детства знакома эта история. Чудовищная тварь со змеями вместо волос обращает в камень все живое своим взглядом, а античный герой Персей с помощью зеркала и крылатых сандалий рубит ей голову, таскает эту голову с собой как оружие и в итоге спасает себе "даму в беде".

Лучиано Гарбати "Медуза с головой Персея"
Лучиано Гарбати "Медуза с головой Персея"

Лучиано Гарбати на данный момент, насколько получилось выяснить, 45 лет. Его статуя называется "Медуза с головой Персея", работе уже не первый год, но стоило автору ее сфотографировать и выложить в ФБ - понеслась волна репостов.

Дело в том, что скульптура изображает Медузу, держащую в одной опущенной руке меч, а в другой - срубленную голову античного героя. Гарбати очевидно отталкивался от привычного изображения Персея в работах других художников, отправной точкой стал триумф хваленной античной гармоничности человека - и красивый, и смелый, и сильный, и хитрый, и тварь победил, и чай не разлил. Пойдя от обратного, Гарбати изображает Медузу, победившую Персея, далеко не как триумфатора - в лице скульптуры напряжение, злость , решимость, руки опущены и Медуза не потрясает отрубленной головой как наградой. Чуть опущенный подбородок, взгляд исподлобья, отведенные назад крепкие плечи - эта дамочка шутки шутить не собирается. Голова Персея - с застывшем выражением удивления, даже какой-то обидой за такую "несправедливость".

За что я люблю мифы так это за то, как люди современности не устают играть с этим крайне прямолинейным видом словесного творчества. Люди обожают трактовать мифы всяким выебистым образом, вытягивая из вполне однозначной аллегорической формулы сюжета все новые условия и новые интерпретации. И я вовсе не против - меня это забавляет и развлекает. В конце концов, я "за" любую движуху с мифологией и фольклором, лишь бы люди ловили от этого слоя культуры тот же кайф, что и я. Совсем недавно обсуждали с Серафимой (привет, Серафим!), насколько древнегреческие мифы великолепны для воспитания детей. Только не дурацкие переложения мифов, а максимально аутентичные, следующие наиболее древним вариантам. Ведь сказки - это отнюдь не то, что несет в себе воспитательный элемент. Сказки куда полезнее для взрослых. А вот мифы - это наиболее подробные формулы жизни, актуальные, кажется, в любой отрезок времени человеческого существования. Вернемся к Медузе.

Напоминаю для двоечников: Медуза была обычной девушкой, которую возжелал Посейдон. Как это принято, Посейдон изнасиловал предмет своих мечтаний прямо в храме богини Афины. Афина обиделась на такое дело и наказала... Конечно, ну не бога ж океанов наказывать, вы что, смеетесь что ли? Она наказала Медузу, изуродовав ее красоту - обратив золотые волосы в змей, а соблазнительный взгляд заменив на умерщвляющий. Медуза бежала из родных краев к своим сестрам горгонам, где затаилась в лесах-пещерах и переживала, очевидно, не лучшие времена. А потом пришел Персей и убил ее, раскидав роли как "я - героический герой и совершаю подвиги, а ты - тварь опасная, мне за тебя очков респекта накинут".

Словом, даже в самом изначальном популярном варианте мифа уже вполне конкретно сквозит та самая полезная для детей воспитательная, расширяющая кругозор нотка. Если ты стал жертвой, то в норме вещей человеческое общество не будет тебе сопереживать и сочувствовать - ты станешь "чудовищем из леса" для одних и трофеем для других. Завирусилась эта скульптура по понятным причинам - женщины, девочки, девушки и все, кому не все равно на права человека, увидели в этой скульптуре торжество справедливости. Горькой, но хоть какой-то справедливости. Гарбати взглянул на миф с точки зрения современного, нормального, не обделенного сердцем человека - и подарил Медузе шанс на другой финал. Она сумела себя защитить от нападающего - и для нее это не "триумф", а победа в сражении за свое право на жизнь. Такая скульптура лично меня покорила именно гуманистическим взглядом на историю (чуть сентиментальным, конечно, но почему бы и нет). Для меня тут первостепенно именно утверждение права на существование. Вся фигура Медузы - это воплощенная готовность драться, защищаться, обороняться. Безусловно, тут важен факт того, что взят конкретный миф о женщине, которой страшно не повезло. О женщине. Вполне возможно, что Гарбати вовсе не стремился сделать из этой скульптуры что-либо поп-культурно-феминистическо-вычурно-оригинального. Но искусство на то и искусство, что, попадая в контекст, оно окрашивается новыми оттенками значений. И вот и выходит, что Гарбати одной скульптурой утвердил: женщина, символически представленная в мифе "чудовищем", это живой человек - и у этого человека есть фундаментальное право на жизнь, и этот человек свободен защищать свое право на жизнь, и никакие маскулинные концепты "победы над чудовищем" тут не играют роли. Ярость Медузы, которая видна даже при условии, что скульптура, конечно, не окрашена, настолько тронула сердца многих - очень многих! - людей, уставших стесняться своего существования. Уставших, что их воспринимают либо каким-то символом, образом, концептом, персонажем (читай: женой, дочерью, "девушка должна"/"мальчик должен", "это неестественно"/"это неправильно", "ты что же, урод?"), либо не воспринимают вовсе (читай: огромное количество людей, уверенных, что гомосексуальные люди или трансгендерные люди или интерсек-люди - это все где-то далеко, где-то в новостях, где-то "в пещере в лесу"). Я абсолютно далека от скульптурного искусства, но я уверена - далеко не каждый, кого покорила эта работа, прекрасно разбираются в этой сфере. Не нужно быть искусствоведом или скульптуром, чтобы оценить простой, жизнеутверждающий посыл этого произведения. Уставшие от постоянного, ежедневного осуждения, уставшие от каждодневной борьбы за свою свободу и свою жизнь люди так горячо восприняли эту "Медузу с головой Персея", потому как скульптура постулирует освобождение от древнего сюжета, предлагает другой - сюжет освобождения, сюжет силы. Не Медуза чудовищна, а то, как долгими веками мы, глупые и злые, судим, кому какая роль отведена. Ни одно живое существо на планете - НЕ чудовище, а уж человек, даже изуродованный трагедией, даже Господом Богом изуродованный, тем более.

#lucianogarbati #феминизм #медуза #скульптура