Что управляет людьми

В одном из произведений Орсона С. Карда описывается жизнь разумных существ с необычным способом существования. Когда они умирали, то становились деревьями. Столкнувшись с человеческой цивилизацией, они смогли переосмыслить свою жизнь, увидев ее "со стороны", и были поражены, что сама эта жизнь подчинена определенным правилам, не зависящим от их воли. Так, например, когда планете грозила экологическая катастрофа, эти разумные существа начинали войны. Большое число жертв давало большое количество деревьев, что спасало планету. Сама концепция, что на "разумный" вид может быть оказано воздействие такой силы, чтобы заставить убивать или умирать, независимо от желания самого разумного существа, кажется пугающей и подталкивает к изучению подобных явлений в отношении существующего разумного вида - нас.

Известный австрийский учёный - этолог Конрад Лоренц внёс огромный вклад в изучение поведенческой психологии человека, определяя его с точки зрения биологии - как стайное животное, коим наш вид, безусловно, является. Несмотря на все последние достижение человечества, включая: создание ИИ, генной инженерии, успехи в космической отрасли и т.д., человеческий организм, а в частности мозг, не так уж сильно отличается от мозга приматов, чтобы говорить о принципиальной разнице в восприятии окружающего мира. Конечно, эволюция вознесла наш вид на недостижимые другим животным высоты, подарив нам средство коммуникации - язык. Но реакции, которые так необходимы животным, чтобы выживать и размножаться, вполне присуще и нам.

Изучая агрессию, Конрад Лоренц пытался найти ее истоки в поведении тех или иных видов животных. Он предположил, что агрессия - это необходимый для существования механизм, который животное для чего-то использует. Но сложность была в том, что то, что мы сегодня определяем, как "агрессивное поведение", у животных является поведением обычным. Так, например, нападение хищника на добычу вызывает в нем не больше "агрессивности" чем у человека, готовящего себе кусок сочной курицы на мангале. Другой дело - определение своего места (ранга) животного в стае или на территории его существования. И вот тут природа сделал все, чтобы внутренние механизмы животного не давали ему спокойно существовать среди представителей собственного вида.

Очевидно, что присутствие двух особей на одной территории, предполагает разделение всех ресурсов этой территории на двоих. Это как есть из одной тарелки - чем больше едоков, тем меньше пищи. Организм же, основываясь на инстинкте самосохранения, должен защитить свое право на полноценное пропитание, отсюда и появляется механизм "отторжения" себе подобной особи, ради сохранения ресурса. При этом особи даже близкие по строению, но все же имеющие отличие от своего вида, будут вызывать меньше агрессии, что я мог лично наблюдать, следуя стопами австрийского учёного. Будучи счастливым обладателем небольшого аквариума, я заметил, что цихлиды разных видов, находясь в стрессовой ситуации и условиях ограниченного ресурса, предпочитают "атаковать" особей исключительно своего вида, несмотря на то, что другой вид отличается, разве что, цветом.

Однако, говоря о стайных животных, стоит учитывать, что таким видам, даже несмотря на нехватку ресурса, приходится, а иногда и необходимо, существовать вместе. В этих условиях для животного приобретает значимость его положения в стае, его ранг, статус. Очевидно, что чем статус выше, тем больше ресурсов будет доступно для животного, и тем больше у него будет возможностей для безопасного существования и размножения. В этих условиях проявление агрессии, как инструмента борьбы за положение, невероятно велико. Оно буквально "вшито" в поведенческие реакции живого организма. В научной терминологии это поведение определяется термином "внутривидовая агрессия".

Отражение подобных "животных" реакций легко можно найти в примерах человеческой жизни. Сам Конрад Лоренц, пребывая в лагере военнопленных, не раз замечал, как сложно долгое время находиться среди людей в замкнутом пространстве. Иногда, для достижения душевного равновесия, арестантам приходилось перенаправлять эту страшную силу на какой-нибудь предмет, чтобы накопленная агрессия не вылилась в конфликте с окружающими людьми. Эффект перенаправление агрессии так же хорошо изучен учёными и вполне находит свое подтверждение в животном мире. Так и человеку, чтобы погасить тяжёлый конфликт с близким, очень просто найти проблему извне, на которую и будет перенаправлена агрессия. В то же время, именно близкому человеку мы не готовы простить того, что запросто прощаем чужим.

С таким багажом реакций человечеству крайне непросто существовать с себе подобными. Особенно, если учесть, что человек - существо социальное, нуждающееся в постоянном обществе. И эта нужда проистекает не просто из каких-то придуманных правил, а есть эволюционная необходимость для полноценного становления его как особи, способной существовать в сегодняшнем мире. Совместно мы строим дома, города, страны, распределяем обязанности, стараясь улучшить условия жизни. Но куда деть агрессию, которая изначально даётся нам при рождении, в наследство от наших предков, и которая готова вырваться из нас в любой момент? Драки на парковках или в очередях, конфликты в семье или на работе, отношения к людям, чем-то неуловимо отличающимся от нас - продукт, заложенного в человеческой природе, механизма. Ведь понятно, что урбанизация, да и вообще прогресс, заставляют нас жить "плотнее" друг к другу, что повышает "глобальную агрессию" до нового - опасного уровня.

Человечество, как вид, обладающий исключительной возможностью уничтожить все живое вокруг, как никто ответствен за свое поведение. Но как человек может отвечать за себя, когда природой в нем заложен механизм безжалостного уничтожения себе подобных. Как можно рассчитывать на то, что оружие, способное сравнять все живое в один нерадостный ландшафт, никогда не будет применено под воздействием эмоций, если человечество даже не пытается учитывать свои "природные изъяны". Подобно тем несчастным существам, которых так хорошо описал Орсон С. Кард, мы бежим атаковать таких же, как мы людей, часто не понимая, зачем это делаем.

Очевидно, что есть определенные группы, которые представляют, как использовать подобные редакции для достижения своих нужд. Эти группы прекрасно представляют, что движет человеком. Они перенаправляют агрессию общества не просто "от себя", но в нужную сторону. Они используют человеческую энергию борьбы, как ресурс, для повышения собственного ранга. И этот "ящик Пандоры" уже нельзя закрыть, и попытки контролировать разбуженного зверя могут привести, разве что, к гибели самого дрессировщика. Агрессия подобна волку, которого сколько не дрессируй - в голодный год первым сожрёт хозяина.