Автомобили ВОВ. Крупповский башмак.

Говоря про автомобили вермахта, невозможно обойти стороной L2 H143, который иначе называли - крупповским башмаком. Крупп – знаменитая немецкая семья координаторов индустрии третьего рейха, ну, а башмак – из-за формы машины, которая напоминала ботинок. Подвеска двух задних осей – огромный успех сумрачного немецкого гения. Сконструировать и воплотить в жизнь подобную кинематику никто больше так и не додумался, однако, к сожалению, последующего становления модель не приобрела. Предназначение башмака - буксировка грузов, весом вплоть до 1 тонны. Быстроходные, проходимые, несмотря на то и не полноприводные, легковесные тягачи в составе авангардных частей прорывали защиту врага и сдерживали очаги сопротивления. Из-за немецкого педантизма и пунктуальности военная техника вермахта заложницей излишних правил и инструкций. Приблизительно таким образом выглядели инструкции по ремонту машин: чтобы демонтировать амортизатор, необходимо в ремонтной машине номер четыре, открыть шкаф номер три, выдвинуть ящик номер десять и так далее. У советского инженера, который много лет проработал в полевых условиях, такие рекомендации вызовут лишь недоумение и смех.

Колоссальное количество германских машин перешло на второй срок службы, но на этот раз в красную армию. По состоянию на 1 мая 1945 года из 664455 зарегистрированных в РКК машин, трофейными приобретениями считались 60600 автомобилей. Кинутые во время отступления машины основательно осматривали и уже потом решали, какие пойдут в утиль, а какие еще послужат красной армии. Используя запчасти нескольких поврежденных автомобилей, собиралась одна рабочая, на захваченных складах искали запасные части, стараясь сориентироваться в практических руководствах, с безгранично длинными германскими определениями. Чтобы правильно разобрать все инструкции, захваченных немецких шоферов и механиков советские офицеры старались не передавать командованию, а использовать в своих целях.

Наравне с восстановлением шло исследование неприятельских автомобилей. Первые примеры поступили в научный автотракторный институт зимой 1942 года из районов Волоколамска, Клина и Калуги. В период окончания войны некоторые офицеры и генералы советской армии пересели в реквизированы и легковые машины. В большинстве случаев это были старые wanderers, адлеры и опели. Когда шла демобилизация, возник огромный соблазн переправить в советский союз немецкий ваген. Трофейные автомобили предоставлялись в соответствии рангов, кому-то horch 853, кому-то 770 mercedes из канцелярии. Подобных автолюбителей частников оказалась не очень много, однако германские автомобили направлялись широким потоком в русские госучреждения.

К слову о трофеях: американские союзники так же не брезговали экспроприации машин высшего класса. В завершении рассказа о немецких машинах времен второй мировой войны, следует отметить, что главной проблемой Германии стало то, что уровень культуры производства был высоким, а вот традиций и опыта массового конвейерного производства не было, как, например, а США. Вторая мировая война – массовая война, для победы в которой необходимо было делать не на качество, а на количество. Ставка Германии на качество не сыграла, в результате чего вермахт потерпел поражение.