Кто в России настоящий хозяин платных дорог, и куда идут деньги за проезд

10k full reads
19k story viewsUnique page visitors
10k read the story to the endThat's 54% of the total page views
4 minutes — average reading time
Кто в России настоящий хозяин платных дорог, и куда идут деньги за проезд

Сейчас появились клоуны, которые снимают свои перебранки с кассирами платных дорог и вываливают эту муть в соцсети. Суть их претензий: им не дают договор с печатью и подписью на оказание платных услуг, значит, по их мнению, брать деньги за проезд права не имеют. Интересно, когда эти чудики в магазин за хлебом ходят или в автобус садятся, тоже договор в письменном виде требуют? И в общественную баню с ручкой ходят?

Если такой умный и грамотный – дуй в суд! Если судья пошлет, но все равно уверен в своей правоте – иди в высшие инстанции вплоть до Конституционного Суда. Спорь, аргументируй, доказывай. Высудишь – люди спасибо скажут. Вскроешь произвол на самом высоком уровне – станешь Че Геварой. Но нет, эти герои только с женщинами-кассирами грызню на пустом месте разводить умеют.

Вообще, в головах у людей по этой теме часто полная неразбериха. Кто и что где-то услышал, тот то и транслирует по принципу «слышал звон…» Дополняет что-то от себя и дальше усиливает путаницу. Конечно, знать все никто не обязан, но не нужно тогда пересказывать чушь. Госкомпанию «Российские автомобильные дороги» запросто сокращают до слова «Росавтодор» (хотя правильно ее называть «Автодором»), и начинают Росавтодору вдруг приписывать платники. Или легко ставят между ними знак равенства, цепляют на все это единый транспондер (а самые отъявленные - еще и систему «Платон»). Все это называют умным словом «концессия». И в путь.

Давайте распутаем весь этот узел, разложим по полочкам. Чтобы раз и навсегда понять, как устроена «кухня» российских платных скоростных дорог и где искать концы.

1. Что такое «Автодор»?

«Автодор» - это госкомпания с полным названием «Российские автомобильные дороги». Есть иные дорожные организации с похожими названиями, учебное заведение, которое готовит лифтеров и токарей, даже одноименный баскетбольный клуб из Саратова, но к современным скоростным дорогам они не имеют никакого отношения. В прошлом веке был предшественник ДОСААФ и он именовался «Автодором», но это тоже совсем о другом. Помните «Золотого теленка», проникновенную речь Остапа? «Покупайте лотерейные билеты «Автодора»! Все в «Автодор»! Улучшайте дороги!»

Но нынешний «Автодор» появился только в 2009 году, это государственная компания, которой передали в управление ряд автомобильных дорог. С целью их строительства, реконструкции, ремонта и эксплуатации на основе ГЧП – государственно-частного партнерства. Смысл ГЧП – строить дороги на государственные и частные деньги. Доля внебюджетного финансирования в инвестиционных проектах «Автодора» - 35%, это многие десятки миллиардов рублей.

Компания состоит из центрального аппарата и филиалов в разных городах России. Если вы слышали об «Автодор – Платные дороги» (они продают транспондеры) и еще ряде предприятий с подобными названиями, то они входят группу компаний, созданных ООО Управляющая компания «Автодор». «Автодор» в широком смысле - это группа компаний.

«Автодор» - это та самая контора, где совсем недавно сменился начальник. Был Сергей Кельбах, теперь Вячеслав Петушенко. Писали, что бывшего снял сам Медведев, в реальности прежний руководитель написал заявление, а Медведев сделал замену, потому что премьер по закону назначает и увольняет председателя правления «Автодора».

Запоминаем: «Автодор» - это государственная компания «Российские автомобильные дороги». Мосавтодор, ГБУ «Автодор»... - это все совсем другое.

2. А Росавтодор?

И это совсем другая организация. Федеральное дорожное агентство (Росавтодор, иногда используют аббревиатуру ФДА) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, в том числе в области учета автомобильных дорог. Федеральное дорожное агентство находится в ведении Министерства транспорта РФ. А в его ведении – федеральные трассы без платных участков. Например, М-10 «Россия». И другие.

Запоминаем: «Автодор» и Росавтодор – разные организации. У Росавтодора вообще нет платных дорог.

3. Все ли платные дороги страны имеют отношение к «Автодору»?

Нет, не все. Есть, например, ЗСД - Западный скоростной диаметр в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, несколько дорог регионального значения в Псковской области, они никак не связаны с «Автодором».

Трассы «Автодора» - это М-1 «Беларусь», М-3 «Украина», М-4 «Дон», М-11 «Москва – Санкт-Петербург», малая бетонка А-107 вокруг Москвы, дорога в « Домодедово». Есть еще ряд будущих проектов, но они пока не на слуху.

Запоминаем: у «Автодора» в управлении несколько дорог, далеко не все они платные.

4. Где «Автодор» берет на это деньги?

Из субсидий федерального бюджета, средств Инвестиционного фонда РФ, Фонда национального благосостояния, привлеченных внебюджетных средств, включая облигационные займы, средства частных инвесторов, личные и заемные.

Запоминаем: «Автодор» привлекает частные инвестиции в дорожную отрасль.

5. Что такое концессия?

Концессия - это одна из моделей государственно-частного партнерства, есть несколько таких схем: концессия, ДИС, операторское соглашение, корпоративное ГЧП.

Концессия – это вид договора о строительстве или реконструкции дороги, софинансировании затрат, содержании, ремонте и сборе платы, возможно, землеустроительных работах, подготовке территории, разработке проектной документации. Доля частного капитала высока - превышает 50%. Срок тоже большой – 20-30 лет, он зависит от жизненного цикла объекта.

Концессии имеют различия.

Концессионное соглашение с прямым сбором платы - схема, когда концессионер (частный инвестор) сам собирает плату за проезд. Назначает оператора, который и получает деньги за проезд с пользователей в течение оговоренного срока эксплуатации. А после этого дорога передается в собственность государству.

Концессионное соглашение с платой концедента. Тут уже выручка идет в доход концеденту (заказчику), а концессионеру возвращают инвестиции, делают платежи на содержание. Эта форма позволяет заказчику со стороны государства («Автодору») активно влиять на качество эксплуатации дороги при помощи денежных бонусов или штрафов.

Например, на основе концессии построен и эксплуатируется головной участок трассы М-11 «Москва – Санкт-Петербург» (км 15 – км 58), стоимость проекта - 66,1 млрд руб., в т. ч. объем частного капитала - 36,4 млрд руб. Там плата поступает в доход концессионера, в течение 30 лет он управляет дорогой. А реконструкция трассы М-1 «Беларусь» на участке км 33 – км 84 предусматривает концессию с платой концедента.

Запоминаем: концессия – это не просто частный владелец, а непростой механизм взаимодействия с государством.

6. Что такое ДИС?

ДИС – долгосрочное инвестиционное соглашение, еще одна модель ГЧП. Как и в случае с концессией, частный инвестор участвует в строительстве или реконструкции, софинансировании или даже проектной деятельности. Но внебюджетное финансирование не превышает 20-25%. И инвестор не может сам собирать плату за проезд, он получает плату концедента. Срок – от 22 до 30 лет. Такая форма будет применяться, например, при строительстве трассы М-3 «Украина» (участок км 65– км 124).

Есть еще одна разновидность ДИС - операторское соглашение. Здесь частная сторона не строит дороги, она занимается содержанием и ремонтом, организацией взимания платы и автоматизированной системы управления дорожным движением. И получает плату от государственного партнера. Такая форма используется на участках большой протяженности (200-400 км), на которых строительство или реконструкция уже завершены или близки к завершению. Срок – 10-15 лет. Это к тому, что народ часто возмущается, будто дорога старая, только шлагбаумы поставили, за что деньги берут?!

Запоминаем: государственно-частное партнерство – дело мудреное, есть всякие формы.

7. Кого называют «оператором дороги»?

Строить дорогу – одно, управлять дорогой и взимать плату – другое. Оператор дороги – организация, эксплуатирующая платный участок дороги и осуществляющая на этом участке сбор платы за проезд. На платных дорогах России нет единого оператора, потому что, как мы убедились, есть несколько моделей ГЧП. И инвесторы могут быть разными.

Один из операторов - ООО «Автодор-Платные Дороги» - является оператором Государственной компании «Автодор» по взиманию платы за проезд на ряде платных участков.

«Объединенные Системы Сбора Платы» (ОССП) – еще один оператор платных дорог в России, совместное предприятие ПАО «МОСТОТРЕСТ» и французской компании VINCI Highways. Управляет участком автодороги М-4 «Дон» в Тульской, Липецкой, Воронежской областях протяженностью 402 км, в том числе платными участками с 11 действующими пунктами взимания платы, а также платным участком c 15 до 97 км и с 258 до 334 км автомагистрали М-11 «Москва – Санкт-Петербург».

АО «Новое качество дорог» - это уже оператор дороги «Северный обход Одинцова» на М-1.

Запоминаем: оператор дороги и владелец дороги – разные понятия.

8. Так кого называют «владельцем дороги»?

Владелец - организация, владеющая платными участками автомобильной дороги, устанавливающая размеры тарифов и скидок за проезд по ним. Например, владелец участка «Новый выход на МКАД с федеральной автомобильной дороги М-1 «Беларусь» («Северный обход Одинцова») – АО «Главная дорога». А оператор этого участка, как мы выяснили, АО «Новое качество дорог».

Государственная компания «Автодор» - владелец дороги, в доверительном управлении которого находятся следующие трассы: М-11 «Москва – Санкт-Петербург» на участке км 58 - км 97, км 208 – км 334; М-4 «Дон» - от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска на участках км 21 – км 211, км 225 – км 260 и т. д.; М-3 «Украина» на участке км 124 – км 194.

Запоминаем: у разных платных участков дорог могут быть разные владельцы.

9. Вместо итога.

Так кто в итоге хозяин платных дорог?

Дороги принадлежат владельцам. Нужно отличать организации, выдающие транспондеры, от операторов и владельцев дорог. «Автодор» является владельцем не всех платных трасс и участков дорог, все зависит от формы ГЧП. Есть и иные владельцы, и будут появляться новые владельцы.

Куда идут деньги от оплаты проезда?

На эксплуатацию и ремонт платных дорог, а также на возврат средств, вложенных в строительство или реконструкцию дорог инвесторами. Которые после завершения сроков договоров передадут дороги государству.

Все эти вещи прописаны в федеральных законах и всяких правительственных постановлениях, включая введение платности на конкретных участках и даже методику и размер тарифов. Но можно и поспорить, если очень хочется.