Серо и Тонин: рассыпаться на элементарные частицы

15 October 2019
511 full reads
10,5 min.
713 story viewsUnique page visitors
511 read the story to the endThat's 72% of the total page views
10,5 minutes — average reading time

- «Sérotonine», Michel Houellebecq, Groupe Flammarion, 2019 -

"Он умер с оружием в руках за французских крестьян - что всегда было миссией французского дворянина"
"Он умер с оружием в руках за французских крестьян - что всегда было миссией французского дворянина"
"Он умер с оружием в руках за французских крестьян - что всегда было миссией французского дворянина"

Я решил написать рецензию на роман «Серотонин» Мишеля Уэльбека, хотя книга на русском, кажется, еще не вышла из печати. Тем лучше. Никто из литературных критиков РФ вам не расскажет толком, о чем эта книга. Раньше это было частью честной работы критика — неудивительно, как можно принять во внимание мнение человека о тексте, если не показано знание текста? — но теперь эту традицию похоронили. Они называют это «спойлер», и страшно нервничают — как кот, который пристроился пос@ать, и который видит приближающуюся собаку; ну или как Буриданов осел, давайте будем культурными людьми как себе их представляет портал Village — когда им нужно объяснить текст, не раскрывая содержания. Еще бы! Для этого нужен, как минимум, талант. Как максимум, прочитать сам текст. Но литературная критика в РФ давно уже — часть отдела маркетинга, причем с ударением на «е». Того, дурного, советского еще маркЕтинга. А маркЕтологам вроде Г. Юзефович, Л. Биргер или А. Наринской, чтением заниматься не обязательно. От него слепнешь и глохнешь. Лучше уж подр@чить — результат, как мы знаем из наставлений взрослых в советскую эпоху, тот же самый, но хотя бы, руки покроются волосами и зимой не понадобятся варежки, да и удовольствие получишь. Впрочем, тут мы вступаем в зону запретных удовольствий, а это другие авторы, поэтому давайте сразу о романе Уэльбека. Спойлер — в рецензии много спойлеров!


… «Серотонин» - история мужчины под пятьдесят, история, которая написана в неподражаемом стиле Уэльбека, история, которая начинается в Испании, на бензоколонке, где герой встречает двух молодых испанок, лет восемнадцати, пронзительно молодых испаночек, чьи влажные киски пышут жаром, как воздух Андалузии, что в Испании, где герой встречает этих девчонок, таких молодых девчонок. Жара, девчонки полураздеты, и просят героя накачать им колесо, что все вместе и делают. Это, по моему, самая сильная сексуальная сцена романа — спойлер: нет, я не шучу — способная надуть вашего приятеля или киску так, что хоть святых выноси. Никогда больше этих девушек герой не встретит, но воспоминание о них станет красной линией романа. Веди я книжный обзор в «Медузе», я бы написал «той нитью Ариадны, которая поведет героя в тупик инфернального Лабиринта его «эго», но я человек простой, отец мой не из привилегированных совписов, а простой офицер (спойлер - артиллерийский), я не получил место обозревателя в «Медузе» или «Горки» на кормление, поэтому скажу проще. Жаркий призрак этих двух шлюшек будет с героем до конца — спойлер, он умрёт (а что, в других книгах Уэльбека герой не умирает?) - как единственное, что способно вызвать хотя бы подобие эрекции. У героя проблемы с подругой-японкой, которой наср@ть на своего мужика, и которая все время селфится и инстаграммится. Вдобавок он находит видео, на котором японка трахается с кучей мужиков, и еще одно — там она развлекается с догом. Спойлер — нет, это не то, из-за чего «все завертелось»: герою наср@ть на японку, как и ей на него, так что он просто снимается с места, переводит все, что накопил (он неплохо зарабатывает, т. к. служил в госструктурах Франции, занятых сельским хозяйством, французы любят еду, и для них это очень важно) на отдельный счет, и скрывается, не заплатив за дорогую квартиру в престижном районе. Японке останется или вернуться домой или заняться проституцией. Вот такой привет Луи Фердинанду Селину, который, бедняга, все беспокоился, что «жёртая ласа поколит мил евлопейца». Нет, голубчик, французские благоразумие и скупость не покорит даже эскадра камикадзе! А еще это привет всем, кто следит за личной жизнью Уэльбека, женатого на азиатке с 2018 года, правда, она не японка, а уроженка Шанхая, которая моложе Мишеля на 20 лет.

Но хватит совать нос в грязные culot — румыны смешно переиначили это благородное слово в «килоць» - Уэльбека и пройдем за нашим героем в номер в отеле, ведь наш приятель занялся тем, что сейчас модно называть «флеш-беками». По-русски это воспоминания. Герой вспоминает всех женщин своей жизни — вряд ли Уэльбек читал «Молодых львов», но если что, привет единственному выжившему из них, драматургу Майклу, который вспоминает всех своих баб (что трахнул и нет), лёжа в окопе — которых у француза-то было немного. По-настоящему он любил одну, они жили вместе пять лет, а потом он трахнул какую-то мулаточку, которая приехала согласовывать доступ «камамбера» на рынок Англии, и попался на глаза подружке. Так человек на ровном месте потерял любовь всей жизни, и в этих эпизодах Уэльбек предстает перед нами тем, кто он есть — тонким лириком, нежным, печальным человеком, который «предал любовь и потому заслуживаю за это смерти». Как тут не вспомнить «но если я не понял любви, то к чему мне понимать остальное» из его же «Платформы». Понятно, что этот человек никакой не мизогинист, шовинист, и какой там еще «-ист», которым нам его пытаются представить: как поклонники Мишеля, так и его противники. О противниках говорить не буду. Мне довелось разговаривать с дамой, которая «не читала Уэльбека, поскольку предубеждена против этого автора — по слухам, он мизогинист». Я, после этого, перестал жать ей руку, потому что по слухам, она больна лепрой. Спустя месяц дама поинтересовалась у меня, в чем дело, мы переговорили, выяснили, что заблуждались оба, посмеялись... в общем, ложечки нашлись, но осадок, кажется, остался. Так что она по-прежнему не читает Уэльбека, а я — стараюсь не касаться неприкрытых участков её тела (спойлер — я вру, что принял сан Совершенного в возрожденной церкви катаров, а Совершенным не позволялось касаться женщины, только разве что через платок). В общем, те, кто не любят Уэльбека — страшные идиоты. Но еще хуже «поклонники», особенно, из России...

… Мы все знаем, что Европы и старой доброй Америки Рейгана больше нет. Старый Континент и США захлестнули волны чернокожих мигрантов, пида@асов и феминисток, которые загнали белого мужика под шконку и выпускают только лишь убрать парашу да похлебать баланду ложкой. Задача не из простых! Ложка ведь у белого мужика в Штатах и Европе - дырявая. Одно спасение, где-то в Гиперборее, за великой стеной, скачет в США и Европу войско гогов и магогов на белых медведях, чтобы протянуть руку помощи и спасти Европу от проклятых цветных мигрантов, пида@асов и зловредных мокрощёлок. Это ежедневно рассказывают своей аудитории сотрудники RT и ОРТ (я знаю, что этот канал переименовали 15 лет назад, но мне с@ать — прим. М. В.) - каналов, один из которых возглавляет смуглая приезжая женщина Маргарита Симонян, а другой — белоснежный и без единой морщины 74-летний Константин Эрнст (я знаю, что он моложе, но мне ср@ть - М. В.), которого клеветники, безо всяких на то оснований!, называют крипто-геем. Нет никаких сомнений, что вся эта рать, ведомая, будем говорить прямо, цветной мигранткой и любителем древнегреческой любви, возьмет новый роман Уэльбека на щит, выкрикивая чушь про «гибель Европы». Это даст им возможность еще раз почувствовать себя интеллектуалом! А еще сделают они это из-за того, что в «Серотонине» фоном главной истории идет рассказ о гибели — спойлер, нет, на самом деле, трансформации — сельского хозяйства Франции. Пропаганда уродует душу, плавит мозги и уродует физически— хоть на Улицкую взгляните - и пропагандистам трудно понять, из-за чего Уэльбек так делает. Многим кажется, что он и впрямь озабочен сельским хозяйством Европы:-) Ну, что же. Если и озабочен — то примерно так же, как и генной инженерией в «Частицах» и «Возможностях острова». Никак. На самом деле, Уэльбек художник, а на полотне всегда должен быть фон. А фон должен выглядеть естественно, вот почему Уэльбек и выбирает самые «острые и злободневные» темы современности, на которые ему, понятное дело, ср@ть. Человек ставит пьесу и хочет, чтобы вы ему поверили, поэтому ему нужны правдоподобные декорации. Понятное дело, Отелло у него будет душить Дездемону в пышной венецианской постели, а не на койке корабля А-32, летящего к Альфа Центавре. Художник в качестве материала берет всегда то, что дает ему окружающая среда. Кроманьонец не мог рисовать в пещере Ласко маслом или гуашью, а Леонардо да Винчи не мазал руки золой, чтобы оставить отпечаток на камне. Впрочем, я говорю такие общие и понятные всякому умному человеку вещи, что меня блевать тянет, словно «Медузы» почитал.


… Вернемся к нашему герою. Он умирает, причем по-настоящему, так как у него клиническая депрессия, которая не то, чтобы лечится, но смягчается антидепрессантами, которые напрочь убивают половое влечение. Не надо гуглить! Спойлер — здесь описан нормальный процесс старения. Чем человек старше, тем меньше у него половых гормонов. Природа щедро отсыпает нам их в долг, а после 30 лет берёт обратно с процентами. Болезнь героя Уэльбека — это метафора умирания, которое происходит с каждым из нас, включая вас, читающего (-ющую) эти строки. Когда интерес к сексу угаснет полностью, останется положить зубы на полочку. Как животное, вы закончились. Выход — разве что, записать мозг на диску и сунуть в другое тело, но мы же не об «Элементарных частицах» пишем. Герой понимает, что очутился в Ловушке-22, похлеще той, в которой барахтался старина Йоссариан (ассириец, хотя бы, баб драл во время отпуска). Вдобавок, из-за приема антидепрессантов он толстеет и тупеет: пузо растет, взгляд мутнеет... короче, наш герой все больше становится похож на редактора журнала «Знамя», литбюрократа Чупринина. А это значит одно. Конец близок. Герой предпринимает путешествие по Франции, чтобы увидеть всех, кто был ему дорог, включая старого друга по учебе и любовь всей жизни. Это нормальное желание для человека, подвести итоги. Особенно, если их подводишь, путешествуя по Франции на своем автомобиле и с 200 тысячами евро на счету:)

Что же видит наш герой? Сначала он встречает в Париже дурную бабу — типичную блогерку, поэтку, и актерку, из тех, что в Москве меняет свой труд пиар-менеджера на уроки гитары (спойлер — страдают х@ней) - которая жила с ним несколько лет в юности. Одна разница, баба была «актрисой». Бабоньки-активистки, внимание! Найдите эпизод, это ваше будущее. Когда-то баба, вместо того, чтобы честно признать свою пустоту и несостоятельность и переехать к герою на север - он отлично зарабатывал и имел глупость предложить это - отказалась, объяснив это «актерской карьерой в Париже». После этого она провела 20 лет на пробах - «ты достойна лучшего, подруга!.. сядь на лицо режиссеру!..» - но, говоря образно, отсос@ла. Причем даже не кому-то конкретному, а самой системе пост-капиталистического общества, которое превращает человека в товар на две недели. «Звездный час» бабы случился, когда её сняли — во всех смыслах — для какой-то второстепенной постановки, и она (баба) решила, что будет лежать на витрине всегда. Какая самонадеянность для пакетика чипсов! И вот, в свои сорок пять, располнев и спившись — слава Богу, есть роскошные апартаменты в Париже, но их придется продать, чтобы на что-то жить — баба с удивлением находит себя полуголой, на коленях перед тем самым чуваком из прошлого, который и предлагал ей просто и без затей сос@ть, когда попросят, в тихом доме, увитом плющом (место силы сексиста и мизогиниста Мастера из романа сексиста и мизогиниста Булгакова).

...

Продолжение статьи - на странице литератора Лоринкова на платформе Патреон. Подписывайся и читай вдоволь: https://www.patreon.com/posts/35597380

PS Принципиально выступаешь против платного контента в интернете, читаешь Маркса и Энгельса? Поступи, как "левый"! Организуй Коллектив и оформи подписку с одним паролем на весь коллектив (для 10 человек плата составляет 30 центов в месяц, 100 - 3 цента, 1000 - 0, 3, 10000 - 0, 03 цента).

PPS Нет 30 центов в месяц? Напиши на vlorch@gmail.com, попроси текст в подарок, получи его, и, дружище, бросай работу издательстве Эксмо и АСТ!