Учим детей читать. Этап 2. Звуки (буквы)

Начало обучения 3-6 лет. Время прохождения блока не ограничено. Если ребенок взрослый (5-6 лет), первый блок можно пропустить и начать с этого.

Материал:
Плакат №1 - разрезная азбука.
Плакат №2 – алфавит.
Пазл №1 – буквы из частей.
Пазл №2 – подбираем букву.
Фото с сайта https://wuzzup.ru - Плакат №2 Алфавит
Фото с сайта https://wuzzup.ru - Плакат №2 Алфавит

Цели и задачи:

- развить интерес у ребенка к обучению через игру и познание окружающего мира;

- пополнить словарный запас и расширить общее мышление;

- привить нужные навыки через игру и подражание взрослому.

К концу обучения на этом этапе ребенок должен уметь отделять первый звук в словах, знать все буквы алфавита, называть их без помощи картинок. Просить взрослого почитать ему книгу. Проявлять интерес к буквам вокруг – находить их на вывесках, общественном транспорте, упаковках товаров и т.д. Собирать пазл, подбирать букву к каждой картинке.

Методические рекомендации:

Упражнение 1: Расскажите ребенку, что все слова, которые мы произносим состоят из букв и звуков. Покажите на плакате №1 (образец плаката в первом этапе), что рядом с каждой картинкой стоит буква: «К» - кот, «А» - арбуз и т.д. Как и на первом этапе начните с 5-7 картинок, потом увеличивайте их число по мере усвоения. Не пытайтесь на первых порах спрашивать у ребенка «Где «А»?». Наберитесь терпения – всему свое время. Здесь нужно научиться отделять первый звук в слове. Это очень важный навык. Если ребенок его освоит – это показатель того, что он готов читать!

Упражнение 2: Определять на какой звук начинается слово. Слова – все, что мы видим вокруг. Загадывать можно по очереди – взрослый/ребенок. Важно проговаривать слово четко, буквально по слогам, делая акцент на первый звук, помогая ребенку отчетливо его услышать. Например: М-ма-ши-на, на «м». Слова на согласный звук лучше подбирать такие, чтобы за первым согласным следовал гласный, тогда ребенку будет бесспорно легче его услышать.

Упражнение 3: Придумывать слова и называть по очереди на определенную букву. Например, на «А» - астра, арбуз, аист, аметист и т.п. Не бойтесь называть некоторые слова, пока еще не знакомые ребенку, но пусть их будет немного. Каждое новое слово должно сопровождаться пояснением значением этого слова. Так вы еще и пополните словарный запас своего чада. Для более взрослых детей можно усложнить задачу и добавить еще тему, например животные или города. Упражнение на первый взгляд очень простое, но для ребенка это бесценный опыт в пополнения словарного запаса, закреплении знаний в определенных областях, умении группировать и систематизировать свои знания. И, конечно, без участия взрослых здесь не обойтись!

Удобство упражнений 2 и 3 в том, что они не требуют специальной обстановки, методических материалов и времени. Можно «играть» по пути домой, в транспорте, поликлинике. Согласитесь, это более полезное занятие, чем бесцельное беганье по коридорам.
Фото с сайта https://zoomtoy.ru - Пазл №2
Фото с сайта https://zoomtoy.ru - Пазл №2

Упражнение 4: Начинаем собирать пазл №2. Здесь нужно подбирать букву к картинке. Наверняка к этому времени есть уже несколько букв, которые ребенок хорошо запомнил, начните именно с них. Отличие от первого варианта пазла в том, что здесь взрослый ни в коем случае не подсказывает! Ребенок должен сам справиться с этим заданием. Вы лишь говорите об ошибке. Пусть сначала это будет всего несколько букв, большой путь начинается с первого шага.

Все занятия по чтению: Введение, с чего начать, первый этап, второй этап, третий этап, заключительный этап

Подписывайтесь, чтобы не упустить интересное! Пишите в комментариях Ваши мнения по данной методике.