Найти в Дзене
Наталья Баева

Что такое "человек"?

Простейший вопрос, на который человечество так и не нашло ответа!

Это же только ребёнку очевидно, что человек, в отличие от животного, ходит на двух ногах, одевается, говорит... А если онемеет, разденется и встанет на четвереньки? И очеловечится ли попугай, если его одеть? Ведь он на двух ногах - и говорит! Смешно... но подумать придётся.

Биологический вид? Конечно. Но как объяснить, в чём его уникальность, отличие от других видов, населяющих Землю? В том, что такое отличие есть, люди никогда не сомневались, но определить его не могли. Чувствовали, скорее, интуитивно. И назвали такой взгляд «антропоцентризмом» - от греческого слова «антропос» - человек.

Взгляды наших далёких предков донесли до нас священные книги всех религий.

-2

Согласно буддизму, всякое живое существо, в том числе и человек, уникально только формой тела, и соответственно возможностями, которые это тело предоставляет. Души же одинаковы у всех – человека, зверя, растения, и даже камня.

Души бессмертны, число их хоть и очень велико, но конечно. Вот почему силы света и силы тьмы борются за каждую душу, а человек наделён свободой выбора – в отличие от всех остальных.

Христианство же утверждает, что человек изначально создан

царём природы, он – единственный обладатель души, и в этом

его уникальность.

Ясно, что оба эти взгляда – крайности, но есть ли всё – таки грань, отделяющая человека от его соседей по планете? Вплоть до XVIII века даже учёные – материалисты писали, что животное – механизм, вроде часов или мельницы, только устроенный гораздо более тонко. В отличие от человека, наделённого божественным разумом. Трудно предположить, что они не видели вблизи ни одного животного, – скорее, предпочитали не ссориться с церковью.

Но вплотную проблемой своей «родословной» люди занялись лишь с середины XIX века, когда теория Дарвина о происхождении видов была принята образованным сообществом почти единогласно. И учёному миру, и простым смертным стало очень важно и интересно – где же та грань, что отделила человека от его животных предков?

Археологи увлечённо искали существо, которое можно было бы считать переходным звеном, существо, которое нельзя с уверенностью назвать ни обезьяной, ни человеком. Если бы удалось выяснить, что именно этот «Адам» знал и умел – вечная загадка, возможно, была бы разгадана.

-3

Долгое время полагали, что ни одно животное не пользуется орудиями труда. Но стоило лишь понаблюдать, чтобы убедиться – «подручными» камнями и палками пользуются не только звери, но и птицы. А обезьяна способна даже на следующий шаг – изготовить простейшее орудие. Заострить палку, или соорудить из камней пирамидку – «лестницу».

Но труд – это систематические целенаправленные усилия с определённым планом? Исходя из этого определения пчёлы, термиты или бобры именно трудятся… А вот могут ли они менять свои планы в зависимости от обстоятельств? Как правило, нет… Бобёр, родившийся в зоопарке, ухитряется и в сухой клетке построить плотину, а пчела не позволяет себе «лениться», даже если у неё никто не отбирает прошлогодний мёд.

Обезьяны, правда, способны скорректировать запланированные действия, но лишь подражая людям.

Не приходится считать исключительно человеческим качеством и способность к социальной жизни, к созданию больших коллективов с чёткой организацией. Это – обычный образ жизни многих видов животных. Организации муравьёв и люди могут позавидовать.

Речь? Казалось бы, при примитивных потребностях животных,

достаточно системы сигналов, которой животные и обходятся?

В какой – то степени это верно, но общение дельфинов, например, никак не назовёшь примитивным. Они даже окликают друг друга строго

определённой последовательностью ультразвуков, индивидуальной для

каждой особи, то есть имеют имена!

За полтора века фактов накоплено множество, в общих чертах картина ясна, но только в общих. Выяснилось, что ДНК человека и шимпанзе совпадает на 98%! Вот идеальный материал для изучения – стоит только нащупать предел возможностей шимпанзе…

А если попытаться изменить для животного условия жизни –

научится ли оно говорить? «Речь» пересмешников – попугаев или скворцов – результат дрессировки. Другое дело – обезьяны.

Очень интересны опыты американских психологов Аллена и

Беатрис Гарднеров. Их «ученики» могли произнести вслух не

более десятка слов, но понимали, совершенно очевидно, гораздо больше. Тогда, предположив, что голосовой аппарат шимпанзе не приспособлен к речи, но это ещё не означает, что не приспособлен мозг, Гарднеры принялись обучать маленькую Уошо языку глухонемых, общаясь с ней жестами – символами.

Беатрис Гарднер и Уошо
Беатрис Гарднер и Уошо

Результат превзошёл самые смелые ожидания – к пяти годам словарный запас Уошо составлял 350 слов, что сравнимо со словарным запасом её ровесников – детей. Легко ориентируясь в искусственном мире вещей, Уошо даже узнавала себя в зеркале! По собственной инициативе она начала обучать разговору на пальцах своего детёныша – и вполне успешно…

Ученица Гарднеров, студентка Френсина Петерсон, выпросила

«на время» в зоопарке детёныша гориллы – обезьяны, которую

считали агрессивной и необучаемой. И эта её гениальная воспитанница –

Коко не только освоила около 1000 слов – жестов, но даже научилась обманывать (сваливать на других свою вину – разбитые чашки), и обзываться, когда её разоблачали. Явные признаки абстрактного мышления, до сих пор считавшиеся способностью исключительно человеческой…

-5

Когда администрация потребовала вернуть Коко в зоопарк, дело дошло до суда. И известный адвокат, Томас Мэт доказал, что Коко, поскольку научилась общаться с людьми, более не может считаться животным. Она теперь личность, и, поскольку преступницей не является, не может быть лишена свободы. Уникальный судебный прецедент!

Но, быть может, животное способно к прогрессу только обучаясь у людей, когда люди прикладывают к этому максимум усилий, как в случае дрессировки? Тоже не совсем так…

Беспризорные кошки – собаки, живущие в городах, явно не от людей научились оценивать расстояние до идущей машины, когда перебегают дорогу. А кто не видел, как собака клянчит подачку, или кошка просит человека открыть ей дверь? Ведь в природе ни одно животное ни о чём не просит. Может – берёт, не может – отказывается. Значит, и некоторая способность к прогрессу налицо…

-6

Получается, путём стольких усилий, наблюдений и экспериментов, человек узнал много нового, но мало приблизился к пониманию своей «особости», уникальности.

Бесспорно одно – человек не становится человеком вне общества. Среди животных он вырастает животным - никакой «особости» не получается…

Всем известны истории детей-маугли, выращенных зверями. Волками, лисами, козой. Несколько лет назад даже подобрали заброшенного ребёнка алкоголиков, о котором заботилась только… кошка. Все эти дети освоили навыки выживания своих приёмных родителей, но никого из них не удалось научить говорить. Или привить им навыки жизни среди людей.

-7

Сама жизнь ставит жестокие эксперименты, доказывающие, что ни речь, ни социальные, ни трудовые навыки в генах не записываются. Человек – результат воспитания.

Вот мы и приблизились, насколько возможно, к пониманию уникальности человека. Любое животное рождается готовым представителем своего вида, его поведение генетически запрограммировано, и воспитание, обучение могут добавить ему очень немного.

Человек рождается, по сути, животным, но, в отличие от любого другого животного, его возможности безграничны. И представителем своего вида он становится лишь при условии жизни в обществе, социализации.

Уникальность человека в том, что он – существо БИОСОЦИАЛЬНОЕ.

Рекомендуем почитать