Найти в Дзене
Наталья Баева

Зачем учить насильно?!

Встречный вопрос: а ЧТО делать с теми, кто учиться не хочет? Ладно, десятикласснику найдём занятие. А первокласснику?

Зачем учить тех, кто приходит в школу только чтобы сорвать урок и поржать?! Зачем учиться тому, что не пригодится?! Эти вопросы поднимаются снова и снова, когда общество ... растеряно.

Причём растеряно настолько, что и школьникам не можем объяснить, "зачем учиться". "Чтобы занять достойное место в жизни"? Но дети довольно скоро замечают, что самые достойные места занимают НЕ самые образованные. А финал жизни училки... хорошо, если не помойка.

"Чтобы себя прокормить"? Но для этого достаточно читать - писать, остальное - в процессе практики. Только многие ли на это согласятся?! Чувствуем ведь, интуитивно чувствуем, что "запрограммированы" на что - то бОльшее!

"Чтобы реализовать программу, заложенную природой лично в тебя"? Так это же надо иметь какой - то независимый источник существования...

Начальная школа, как бы она прежде ни называлась (церковно-приходская, земская, народное училище) всегда была школой для простонародья. И оканчивалось это образование в двенадцать лет. Хватит. Дальше - специализируйся.

-2

А «дворянский» вариант образования ставил своей целью не подготовку к определённой деятельности, а максимальное раскрытие способностей ученика. Знания давали в таком объёме, который вряд ли пригодится в жизни, но ученик получал представление обо всех возможных сферах приложения сил — а значит, и максимальную свободу выбора.

-3

Сегодня нас удивляет то, что обычный, средний выпускник гимназии владел тремя иностранными языками. А «секрет» в том, что гимназия давала основу для изучения европейских языков — латынь. Это — общий предок всех языков романской группы. Для освоивших школьный курс латыни уже не были проблемой итальянский, испанский, французский, немецкий, английский — и каждый следующий язык давался быстрее и легче предыдущего. Одновременно — история, культура, искусство стран изучаемого языка.

Такое гуманитарное образование имело лишь один серьёзный недостаток — оторванность от потребностей практической жизни. Зато сохранялась связка «гимназия-университет».

Для остальных знаний предусматривалось ровно столько, сколько пригодится для будущего рода занятий, для заранее определённого места в жизни.

В наше время это делается не столь откровенно, тоньше и завуалированнее, но с тем же результатом. Школы — в большинстве стран — чётко делятся на те, что дают знания, и на те, основная задача которых — держать подростков под присмотром. Желательно — до совершеннолетия. Ничем другим нельзя объяснить удлинение срока пребывания в школе. Было 7 лет, потом — 9, 10, 11. И вот уже где 12, где 13…

-4

На практике «школа двух коридоров» может выглядеть и цивилизованно, и практично, как, например, в Англии. Начало обучения — в 5,5 лет, обязательное для всех, по единой программе. Но уже в 11,5 лет — «страшный суд». Экзамены, которые определяют дальнейшую судьбу.

Лучшие продолжат образование в школе категории А — ориентированной на Университет.

Категория В — технический ВУЗ, или, для особо одарённых, – школа искусств

Категория С — колледж, нечто среднее между нашими ПТУ и техникумом,

Категория Д — будущие рабочие. Основные предметы в такой школе — труд и физкультура. Остальное — по выбору.

Казалось бы — честно. Всё решают способности. Но…

Далеко не все способности проявляются до 11 лет;

Результаты достигаются, в основном, за счёт общего развития, а оно выше у тех, у кого больше возможности семьи, в том числе и материальные.

А главное — очень немногие в 11 лет способны осознать, ЧТО они теряют в случае невысокого результата.

И всё же это лучше, чем образование «просто платное». Когда качество «образовательных услуг» и «послешкольную перспективу» определяет одно — ДЕНЬГИ.

***

Советская система образования, господствовавшая у нас на протяжении почти всего ХХ столетия, была «дворянской», ориентированной не на результат, нужный для производства, а на раскрытие возможностей и способностей учащихся. Школа давала явно «избыточный» объём знаний.

Несмотря на то, что традиции университетского (и вообще высшего) образования в Российской империи были — и в Советском Союзе были сохранены, не будет преувеличением сказать, что в целом систему образования пришлось создавать заново. Ведь по статистике 1912 года в стране было неграмотно… 72% населения. Причём в грамотные зачисляли всех, кто умел расписываться.

Но уже через 12 лет с неграмотностью было практически покончено, в основном, благодаря системе ликбеза (ликвидации безграмотности) — так называлась сеть начальных школ для взрослых (обучение до 50 лет — обязательно, старше — по желанию).

-5

Обязательным для детей стало начальное, четырёхлетнее образование. Затем стало обязательным семилетнее, восьмилетнее… в начале 70-х лет обязательным стало полное среднее. 10 классов для всех.

Возражение против такого высокого образовательного ценза может быть только одно — не все могут, не все хотят — так зачем же учить насильно? Но не будем забывать, что в принципе любое воспитание, не говоря уж об обучении — это насилие над природой «в угоду» обществу.

Самым серьёзным достижением этой системы была преемственность между всеми этапами. Программа детского сада стала подготовкой к школе, программа начальной школы логически перетекала в среднюю, средняя — в высшую.

Из неполной средней школы можно было перейти в техническое училище или техникум. Продолжением программы техникума была программа технического ВУЗа.

Предусматривалась и возможность получения второго высшего образования, повышения квалификации, переквалификации…

-6

А система Дворцов пионеров — кружков, секций, студий — это система ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО образования.

Возникновение концепции НЕПРЕРЫВНОГО образования относят к семидесятым годам ХХ века. Но в эти годы идея была ещё только сформулирована на Западе — и уже осуществлена в СССР.

Однако «всеохватность», представлявшаяся в те годы достоинством, с изменением условий жизни стала выглядеть, скорее, недостатком — ведь человек выходил из школы, ещё не умея себя прокормить, не владея никакой конкретной специальностью. Опыт школ-коммун 20-х лет, бывших «по совместительству» производственными цехами, был надолго забыт.

Этим опытом воспользовались другие страны — ГДР (Восточная Германия), Куба фактически объединили школу и ПТУ — выпускник получал, помимо основного образования, рабочую специальность. Водитель, швея, токарь, слесарь… Даже медсестра или пчеловод (на Кубе). Но у нас этот опыт, к сожалению, остался в стадии эксперимента. Внедрялся за счёт энтузиазма педагогов — новаторов, но широкого распространения не получил.

(В этот эксперимент "попали" мы - в середине 70-х. Предлагался выбор между шестью специальностями - и ведь действительно осваивали, занимаясь в Учебном комбинате раз в неделю, по субботам. Я стала швеёй третьего разряда. Скучно, но ПРИГОДИЛОСЬ!)

В основном у нас сохранилась преемственность в образовании, и направленность образования на развитие личности. И попытки разрушить то, что уже было достигнуто — под предлогом «внедрения опыта передовых стран», это путь не в будущее, а в прошлое.

Что-то пошло не так, и нам не удалось загрузить комментарии. Попробуйте ещё раз
Рекомендуем почитать
"Порочная практика". Вопросов больше, чем ответов
«Порочной практики» сначала получать образование, а только потом рожать детей, вчера не коснулся только ленивый. Вчера я поленилась, поэтому порассуждаю на эту тему сегодня. Тем более, что как следование, так и не следование этой порочной практике имеет долгоиграющие психологические последствия и составляет некоторую долю обращений в опыте любого работающего психолога. Представим, что женщины массово прислушались к словам министра и сломали эту «порочную практику». С 18 до 30 каждая женщина не обучается и не работает, а занимается рождением 4-5 детей...
Поколение «мы всем всегда недовольны»
- В этих ваших интернетах все умные, а как в жизни на умных посмотришь, все терпят и не вякают, — Написала по поводу вчерашней публикации, вернее, комментариев к ней, одна из читательниц. Не понравились ей комментарии, что, мол, «если мамо просится в дом престарелых, то надо ее желание выполнить и ее туда сдать». Ну и вообще, не терпеть токсичных родителей. Она весьма справедливо отметила, что сдать кого-то в дом престарелых невозможно. Отправляют туда исключительно при добровольном согласии клиентов,...
Массовая школа калечит и родители это поняли. Но не все успевают спасти детей
Я учитель. И, наверное, я никогда не перестану им быть. Даже когда ухожу на рынок за картошкой или просто выхожу прогуляться. Мой внутренний «радар» всё равно ловит вопросы, похожие на те, что мне задают родители на консультациях: «А что с ним не так? Почему он был такой живой в первом классе, а сейчас гаснет на глазах?» Вот и недавно встретил знакомую пару — родителей девочки, которую я когда-то учил. Улыбки, неловкие объятия. А потом, между фразами про погоду, прорывается: «Мы ушли на семейное...
Следующая статья
Документы, вакансии и контакты