Клецкие мастера воссоздали свадебный наряд 1937 года

Подсказкой для авторов проекта — Ольги Пилецкой и Галины Ярош — послужили довоенные фотографии, сохранившиеся у жителей Клецкого района. По одной из них мастерицы и воссоздали мужской костюм и подвенечное платье. Ни одна деталь не ускользнула от внимания рукодельниц: даже букет невесты и бутоньерка для жениха сделаны по моде 1930-х годов!

Идея реконструировать подвенечный наряд родилась не случайно: 2019 год в системе учреждений культуры Минщины проходит под знаком свадебной обрядности. Чтобы воссоздать костюмы молодоженов 1937 года, Ольга Пилецкая, методист по народному творчеству Клецкого районного центра культуры и костюмер Галина Ярош потратили полгода. А еще почти 10 метров ткани, литр желатина и мифологические «цветы счастья».

— Пожалуй, самым сложным было начать работу. У кого узнать, какие цвета и украшения предпочитали невесты, из какой ткани шили костюмы женихи? И вообще, что было в тренде 70 лет назад? Единственное, что хоть как-то могло пролить свет на все это — фотографии, — говорит Ольга Пилецкая. — Но опять-таки, в довоенное время их делали не много: фотоателье работали не в каждом городе, а услуги мастера люди заказывали редко. Но кое-что все-таки сохранилось. По крайней мере, на нашу просьбу помочь воссоздать свадебный костюм 30-х годов жители района откликнулись охотно: присылали фотографии своих бабушек и дедушек. Параллельно мы сами ездили в экспедиции по деревням, да и просто подходили к людям на улице, спрашивали: не остались ли у них старые свадебные фотокарточки родственников.

В итоге насобиралось 20 раритетных снимков. Из них Галина Ярош и Ольга Пилецкая выбрали один — свадебное фото Елены Александровны и Степана Ивановича Великевичей из деревни Яновичи. Мужем и женой они стали 2 октября 1937 года.

На вопрос, почему именно эта фотография была взята за основу, методист ответила прямо: ее впечатлила как история создания подвенечного платья, так и само платье.

— Вы представляете, это три метра настоящего шелка, и плюс столько же ткани на подкладку! А еще три метра материала ушло на фату. Впечатлило обилие цветов и украшений. И речь идет не о бусинах, стразах или жемчужинах, которые сегодня можно найти в любом магазине. Чтобы сделать «цветы», платье предварительно вымачивали в желатиновом или крахмальном растворе, а затем самодельным приспособлением, напоминающим паяльник с шариком на конце, делали оттиск. К слову, Елена Александровна Великевич сама сшила себе платье на свадьбу — она была портной. Работала вечерами при свете лучины — об этом нам расказала ее внучка.

Клецкие мастера с точностью до мелочей воссоздали платье, в котором Елена Великевич выходила замуж. Кроем наряда занималсь Галина Ярош, а вот за аксессуары и украшения отвечала Ольга Пилецкая:

— С обувью, перчатками для жениха и невесты все было более или менее понятно, а вот с фатой пришлось помучиться. Клецкие модницы не носили свадебные венки, к которым традиционно крепится фата. Мы долго не могли понять, за счет чего же она держалась на волосах. Благо, во время одной из экспедиций по району познакомились с местной жительницей деревни Кухчицы, она и показала нам, как невесты носили фату. Весь секрет был в двух «невидимках»: ими крепили края фаты таким образом, чтобы они принимали форму бантика. Это было неожиданно: казалось, венок всегда был важным атрибутом свадьбы — но местные красавицы считали по-другому.

Что касается букета невесты, его Ольга тоже сделала в соответствии с модой 30-х годов. А тогда в приоритете были пионы, причем искусственные. С вероятностью в 90%, говорит методист, букеты покупались: слишком уж одинаковыми они выглядят на всех снимках.

Еще один обязательный свадебный аксессуар — бутоньерка для жениха. Ее делали исключительно из веточек аспарагуса — растения, которое внешне напоминает елочку.

— Когда-то аспарагус считался мифологическим цветком, символом счастья. Мы обратили внимание, что похожие веточки есть на всех ретроснимках, — отмечает Ольга.

Реконструированный наряд невесты получился очень нежным и скромным, даже «закрытым». Тому есть простое объяснение: раньше считалось неприличным оголять спину, открывать плечи и руки. К тому же девушки боялись порчи, и старались максимально защититься от «дурного глаза».

Костюм для жениха специально создавать не пришлось: шерстяные брюки и пиджак  1940-х годов удалось найти на чердаке одной из жительниц Клецка.

— Повторить мужской свадебный костюм того времени практически невозможно. Это сегодня мужские пиджаки пустые изнутри, а раньше в него вставляли специальный каркас-подкладку из конского волоса, чтобы «держать» грудную клетку. В наше время такую технологию применяют только модные европейские дома, — обращает внимание Ольга. — Так что нам действительно повезло: найденный раритетный экземпляр пиджака как раз и начинен такими невидимыми вставками из конского волоса.

По словам Ольги, увидеть уникальные наряды можно будет совсем скоро — на областном празднике ремесел «Слуцкие пояса», который пройдет в сентябре. А потом еще и на областном празднике тружеников села «Дожинки». Одна из жительниц Клецка вместе с мужем станут участниками шествия молодоженов и продемонстрируют костюмы широкой публике.

— Думаю, мы сможем удивить всех. Принято считать, что жители глубинки одевались как-то немодно, по-деревенски, но клецкая молодежь была исключением. Уже в 30-е годы в нарядах преобладал европейский стиль, изысканность и даже роскошь, — говорит Ольга Пилецкая. — Это о многом говорит: люди жили хорошо и могли позволить себе одеваться дорого.

Галина Наркевич

Фото sb.by и из архива Клецкого районного центра культуры 

Статья на Млын.by