Лишен ли сана Владимир Головин?

Не утихают "страсти по Головину".

Канал "Духовный Маяк" сменил тактику: вместо всяческого замалчивания информации о запретах и непослушании священноначалию, в прямом эфире целый час говорили о недействительности лишения сана. В действительности, ведущий с батюшкой несколько переиначили суть работы церковных судов, в который раз введя слушателей в заблуждение.

Современное устройство судов в РПЦ таково: суд принимает решение, которое вступает в силу, как только его подпишет епархиальный архиерей. И лишь в случае несогласия правящего епархиального архиерея с решением суда оно отменяется, архиерей решает сам, что делать с провинившимся и передает дело в общецерковный суд. Это суд второй инстанции, и его решения уже вступают в силу после утверждения Священним Синодом и Патриархом. Опять же, в случае несогласия Патриарха и Синода с решением общецерковного суда, Патриарх поступает как считает нужным, а дело переходит в высший суд - суд Архиерейского Собора. Однако в случае с Владимиром Головиным епархиальный архиерей утвердил решение церковного суда, то есть, Владимир Головин таки лишен сана. Оспорить - можно, но будем реалистами - это все будет лишней бюрократией.

Вопрос извержения из сана, безусловно, куда сложнее с духовной точки зрения. Однако, очень грубо объяснить разницу между пожизненным запрещением и извержением из сана все же можно. Запрет может происходить по самым разным причинам. Всем знаком пример Ивана Охлобыстина, который после нескольких лет служения понял, что пока что это все же не совсем его. Нельзя сказать, чтобы это было здорово, однако, и сейчас отец Иоанн не является ни богохульником, ни раскольником, и в принципе, может при желании вернуться к служению. Ему дана благодать священства, и, в самом деле, никто ее не отнимал.

Однако, если священник вел аморальный образ жизни или ушел в раскол, Церковь не просто отбирает благодать - она подразумевает, что этот человек САМ отвернулся от Бога и лишил себя благодати священства. И суд, по сути, лишь разбирается, действительно ли священник нагрешил настолько, что, скорее всего, уже извергнут Богом.

Да, можно сказать: а как вы узнаете, что там думает Бог? Как вы решаете за Него? На это можно ответить следующим образом: во-первых, при такой логике и принятие сана не должно происходить путем церковного таинства, а идти путем, например, Свидетелей Иеговы: там для того, чтобы стать "высшим управленцем" достаточно себя им почувствовать. Вот жил господин Н и ходил в общину иеговистов, читал их Библию и верил в то, что они проповедуют. А потом ему "открылось", что он не просто прихожанином должен быть, а должен учить других прихожан. Только в Православии не так, в Православии, как раз перед любимой цитатой Владимира Головина про "собранных во имя Мое" есть другое обращение к апостолам: "...Что вы свяжете на земле, то будет связано и на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено и на небе" (Мф 18:18). Церковь у нас Апостольская, все духовенство происходит от апостолов, существует также иерархия. Так что Дух, конечно, дышит где хочет, однако духовенству дана власть наделять священным саном и лишать его.

Кроме того, хочется заметить, что из Болгара часто звучат слова о том, что кто-то там хочет "дорезать" батюшку, что это "заказ", что священноначалие нечисто на руку. Хочется отметить, что А.Л.Дворкин ругает вообще все духовенство, вещающее в Интернете. Ну не нравится ему, кажется это плохой затеей - имеет право на свое мнение человек. Однако, люди спокойно продолжают дело миссии и никто их не "режет" по слову злого профессора Дворкина - одного батюшку Головина сразу же взяли в оборот. Возможно, потому что и до профессора с коллегами было много сомнений и критики "практик" Владимира Головина, и пунктов, как мы видим, набралось достаточно. И это отнюдь не одни оговорки, которые и правда бывают у всех.

А еще хочется задать почитателям Владимира Головина и любителям ругать Церковь "любимый" вопрос миссионера А.Дулевича (который он задает протестантам, и на который они ни разу не смогли дать ответ): "Где в Библии написано, что Церковь может уйти в раскол, ошибаться?". Нет, друзья - отдельные члены Церкви, в том числе и священники, и даже архиереи могут быть неправедны и неправы, но Дух Божий всегда в Церкви, и все решения всех судов происходят с Ним, так как сказано Самим Христом: "Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее" (Мф, 16:19).

Таким образом, единственный верный путь - следовать указам правящего архиерея и решениям суда. Владимир Головин сказал, что не нарушал запрет, однако в указах епископа о запрете говорилось помимо запрета священнодействовать еще и о том, что нужно перестать участвовать в видео, вещать на публику, а также носить подрясник. И ничего из этого тогда еще батюшка не сделал, легко, впрочем, отказавшись от главного для священника - совершения Евхаристии. Увы, главное падение в этом, и главный ответ на то, священник ли Владимир Головин или нет.

Главный вопрос - уйдет ли все же Головин в раскол. Следим за ситуацией. Подписывайтесь, чтобы узнать первыми!