Причины появления «хищнических журналов» и методы борьбы с ними

23 April 2019

Доклад представлен на Международной научно-практической конференции «ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА», проходившей 23 апреля 2019 года, г. Москва.

(Текст публикуется в авторской редакции)

Причины появления «хищнических журналов» и методы борьбы с ними

УДК: 004.056:[001.95+347.781.52]

Аннотация: В докладе анализируются характеристики «хищнических журналов» по сравнению с научными, а также выявляются основные причины появления и распространения подобных изданий. В завершение доклада дается список рекомендаций для авторов, научных журналов и реферативных баз данных по поводу борьбы с этим явлением.

Ключевые слова: хищнические журналы, реферативные базы данных, Web of Science, Scopus, методы борьбы.

Публикуя свои статьи, ученые, традиционно, предоставляют научным журналам информацию для связи, которая является одним из факторов научной коммуникации. Если до распространения интернета для этих целей использовался почтовый адрес и, изредка, телефон, то сейчас предоставляются в обязательном порядке телефон и электронная почта.

Эта информация обычно публикуется журналами рядом со статьей и используется другими учеными для связи с автором, чтобы обсудить статью, поблагодарить или предложить совместно поработать над проектом или другой статьей.

Эта контактная информация публикуется не только научными журналами, но и появляется в реферативных базах данных (например: Web of Science [1], Scopus [2]), в которых она может использоваться для идентификации авторов.

Однако, открытостью этих данных стали пользоваться так называемые «хищнические журналы». Общепризнанного определения этого понятия пока не выработано, поэтому мы остановимся на определении из Википедии: «Хищнические или мусорные журналы — публикующиеся в режиме открытого доступа периодические издания, претендующие на статус научных журналов, но фактически являющиеся ключевым элементом недобросовестной модели научной издательской деятельности, которая предполагает взимание платы с авторов рукописей без предоставления полноценных редакторских или издательских услуг (включая полноценную систему рецензирования), принятых в настоящих научных журналах (открытого и ограниченного доступа)» [3].

Более подробно это явление было освещено в обзоре некоторых выступлений прошедшей в сентябре 2017 г. Международной конференции «Информационная поддержка науки и образования: наукометрия и библиометрия» [4].

Этих журналов становится с каждым годом все больше и больше, следовательно, предлагаемая ими экономическая модель себя оправдывает. Борьба с «хищниками» также становится популярной. Многие научные, исследовательские и образовательные организации занялись составлением списков этих журналов (например: Высшая школа экономики [5]).

Традиционно в появлении и распространении «хищнических журналов» обвиняют самих авторов, поскольку они «попались на удочку» ложной рекламы. Для противодействия этому составляются различные списки признаков «хищников» и пишутся многочисленные статьи о том, как избежать и не попасть «в лапы хищникам».

Однако, эта борьба не приносит существенных успехов, поскольку «хищнические журналы» продолжают существовать и рекламировать себя. Таким образом, составление каких бы то ни было списков им особенно не мешает.

Чтобы бороться с ними, необходимо для начала разобраться в том, что привлекает авторов в этих журналах [3]:

  • скорость, т.е. быстрое принятие статей к публикации;
  • открытость, т.к. публикация осуществляется по модели открытого доступа;
  • широкий спектр научных дисциплин, принимаемых изданием;
  • реклама и лесть, т.е. рассылка электронных писем с предложением опубликоваться в журнале или войти в состав его редакционной коллегии;
  • цитирование в международных реферативных базах данных (например: Global Impact Factor [6], Scientific Indexing Service [7] и многих других);
  • сравнительно небольшая плата за публикацию.

В зарекомендовавших себя научных журналах, все обычно наоборот:

  • длительность, поскольку принятие статей часто длится около 6 месяцев;
  • закрытость, т.е. публикация обычно производится по модели закрытого доступа, либо с последующим открытием публикации через 3-6 месяцев;
  • узкоспециальные издания;
  • отсутствие рекламы, т.е. авторы должны сами провести поиск таких журналов;
  • цитирование в РИНЦ [8], Web of Science [1] и Scopus [2];
  • иногда авторы за публикацию получают авторский гонорар.

Несомненно, научные журналы предлагают качество, однако если автору необходимо срочно опубликовать статью, то он обратится либо к «хищническим журналам», поскольку они явно выигрывают по скорости работы, либо к активно развивающимся в последнее время сервисам самопубликации (например: Lulu.com [9], Amazon Kindle Direct Publishing [10], Ridero [11]).

Таким образом, если научным журналам увеличить скорость работы по анализу и рецензированию и сократить интервал между доставкой статьи в редакцию и выпуском самого журнала, многие авторы будут присылать свои статьи именно сюда. Это не только привлечет авторов, но и поспособствует привлечению новых читателей, поскольку статьи будут содержать самые актуальные сведения, которые часто устаревают за время публикации научных материалов.

Также хочется отметить отсутствие рекламы научных журналов на профильных мероприятиях, например, конференциях, выставках и т.д. Начинающие авторы, очень часто не знают о других журналах, кроме журналов своего вуза или места работы.

Таким образом, если доводить информацию до сведения всех заинтересованных лиц, то авторы перестанут обращаться к «хищникам», а количество читателей может увеличиться, что также будет полезно любому научному журналу.

Вышеописанный анализ характеристик журналов показывает, что не только авторы, как это обычно преподносится, виноваты в появлении и распространении «хищнических журналов», но и зарекомендовавшие себя научные журналы.

Если авторитетные издания косвенно виноваты в появлении и распространении «хищников», то авторы виноваты «напрямую», поскольку, оплачивая публикацию своих статей, они финансируют эти «хищнические» издания.

Однако, в связи с этим необходимо задаться вопросом: «Откуда авторы узнают о хищнических журналах?», поскольку они сами, как правило, не пытаются их найти с помощью поисковых систем интернета или каким-то другим способом. А причина довольно банальна и заключается в агрессивной рассылке электронных писем с предложением опубликоваться в журнале или войти в состав его редакционной коллегии. Но это подводит к следующему закономерному вопросу: «Как они узнают электронные адреса авторов?». В начале статьи был заранее дан ответ на этот вопрос: «контактная информация обычно публикуется журналами рядом со статьей» и «появляется в реферативных базах данных <...>, в которых она может использоваться для идентификации авторов.».

«Хищнические журналы», пользуясь незащищенностью электронных адресов, создают поискового робота, который просматривает сайт и ищет строку по шаблону (например: «*@*.*», где символ «*» (звездочка) представляет собой замену любой последовательности символов). Запуск такого скрипта, несомненно, можно производить по сайту журнала, но намного лучше это сделать на сайте, где собрано огромное количество статей и журналов. К таким сайтам относятся международные реферативные базы данных (например: Web of Science [1] и Scopus [2]), в которых присутствует информация о тысячах журналов, статей и авторов.

К сожалению, эти сайты не защищают должным образом контактную информацию, поскольку электронный адрес представляет собой просто текст, который легко находится поисковым роботом.

Конечно, это не означает, что надо запретить публикацию электронных адресов авторов, но защитить эту информацию вышеуказанные базы данных должны. Для защиты этих данных существует множество методов, игнорируемых ими, например:

  • разбивка строки электронного адреса на три строки, содержащие имя пользователя (до знака «@» (собака)), имя домена до и после знака «.» (точка), например, «yury@gpntb.ru» преобразуется в строки «yury», «gpntb» и «ru»;
  • преобразование строки электронного адреса в виде текста в рисунок, содержащий тот же адрес, но не читаемый поисковым роботом;
  • получение информации только по запросу пользователя с подтверждением (например: капча, диалог «Я не робот» и т.д.).

К сожалению, следует отметить, что эта проблема не только российской науки, но и всемирная. Она поразила всю мировую науку, и было бы замечательно, если бы именно Россия первой уделила внимание борьбе с недобросовестными изданиями. Одним из первых шагов на этом поприще мог бы стать сформированный Министерством науки и высшего образования РФ, а впоследствии опубликованный, список «хищников».

Подводя итоги, можно сказать, что часть вины в появлении и распространении «хищнических журналов» лежит не только на авторах, но и на самих научных журналах и реферативных базах данных.

В заключение хотелось бы дать небольшой список рекомендаций всем вышеуказанным:

  • до подачи своей статьи авторам следует внимательно изучить сайт издания, и проверить его наличие в рекомендуемых реферативных базах данных, а также игнорировать присылаемые письма с предложением опубликовать статью или войти в состав редакционной коллегии;
  • научным журналам следует уменьшить период от получения статьи до ее публикации, а также проводить рекламные компании для привлечения авторов и студентов профильных вузов в свои издания на профильных мероприятиях;
  • реферативным базам данных следует обратить внимание на защиту персональных данных, в частности на защиту электронного адреса.

Если вышеуказанные рекомендации, особенно реферативными базами данных, будут выполнены, то работа поисковых роботов «хищнических журналов» будет серьезно затруднена или даже невозможна, что повлечет за собой дополнительные траты на разработку новых поисковых роботов. «Хищники», конечно, будут искать новые способы получения электронных адресов, но при постоянном совершенствовании защиты персональных данных это может существенно снизить как количество подобных журналов, так и их активность.

ЛИТЕРАТУРА

  • Web of Science. – Режим доступа: http://apps.webofknowledge.com.
  • Scopus. – Режим доступа: https://www.scopus.com
  • Хищнические журналы. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Хищнические_журналы.
  • Боргоякова, К. С. Библиометрия и «охота на хищников» [Текст] / К. С. Боргоякова, А. И. Земсков // Научные и технические библиотеки : ежемесячный научно-практический журнал для специалистов библиотечно-информационной и смежных отраслей. – 2018. – №2. – С. 89-100.
  • Положение о Списке журналов и издательств, публикации в которых не учитываются при назначении академических надбавок и в оценке публикационной активности научных работников НИУ ВШЭ. – Режим доступа: https://www.hse.ru/data/2015/09/29/1074562819/Положения%20о%20Списке%20изданий.pdf.
  • Global Impact Factor. – Режим доступа: http://globalimpactfactor.com/.
  • Scientific Indexing Service. – Режим доступа: http://www.sindexs.org/.
  • Российский индекс научного цитирования (РИНЦ). – Режим доступа: https://elibrary.ru/project_risc.asp.
  • Lulu.com. – Режим доступа: https://www.lulu.com/.
  • Amazon Kindle Direct Publishing. – Режим доступа: https://kdp.amazon.com/en_US/.
  • Ridero – электронная система самиздата. – Режим доступа: http://www.the-village.ru/village/business/hopes-experience/158929-ridero.