Новорожденный

Рис. Анны Силивончик
Рис. Анны Силивончик

Какие проявления психической жизни мы обнаруживаем у человека в раннем детстве? Обладает ли он характером, интеллектом, догадывается ли о своей половой принадлежности? Ответ на этот вопрос вполне очевиден даже младшему школьнику. В период новорожденности и в первые месяцы жизни едва ли не единственным проявлением психической жизни и связующим звеном с окружающей средой являются ПОТРЕБНОСТИ и врожденные формы реализации потребностей – безусловные рефлексы и инстинктивные поведенческие реакции.

Любое живое существо постоянно находится в потребностном состоянии, даже во время покоя, удовлетворяя потребность в экономии сил. Отсутствие потребностных состояний фактически означает смерть живого существа. (Коматозное состояние или состояние летаргического сна – крайние варианты, когда биологические функции поддерживаются искусственно).

ПОТРЕБНОСТЬ (потребностное состояние) – специфическое состояние (движущая сила) живой материи, у высокоорганизованных существ предполагающее избирательное (селективное) взаимодействие с внешней средой с целью пластического, энергетического и информационного обеспечения, выживания отдельной особи или вида в целом.

Удовлетворение потребностей носит циклический характер: актуализация потребности – поиск средств удовлетворения потребности – удовлетворение потребности – период временного затухания потребности (латентный период). Так происходит, например, в цикле сон – бодрствование. Наличие латентного периода позволяет на некоторое время переключить активность на удовлетворение других потребностей, которые становятся в этот момент актуальными. Переключение потребностных состояний с одного на другое происходит по принципу доминирования. Доминирует та потребность, которая жизненно необходима в тот или иной момент времени и развития.

В первые месяцы жизни потребности носят преимущественно витальный (обеспечивающий жизнедеятельность, vita - жизнь) характер. Переход от внутриутробной жизни к существованию вне материнского организма характеризуется глубокой перестройкой всех систем жизнеобеспечения: плацентарное питание и обеспечение газообмена заменяется на грудное вскармливание и на легочное дыхание. Ребенок оказывается в условиях непрерывно изменяющихся температур, смены светового дня, увеличения потока информации, основным источником которой являются родители и т.д. Приспособление к новым условиям существования сопровождается некоторой потерей в весе, которая быстро компенсируется по мере роста резервов адаптации.

Тугое пеленание, мокрые пеленки, чувство голода или вздутие живота могут вызвать у ребенка чувство дискомфорта. Обо всех признаках актуального потребностного состояния ребенок сигнализирует матери плачем, беспокойством, возбуждением, двигательной активностью. Наоборот, стоит ему насытиться, почувствовать теплоту материнского тела, он быстро умолкает и засыпает, чтобы через некоторое время все повторилось вновь (потребностный цикл). Большую часть (до 80%) времени ребенок проводит во сне. Сон новорожденного не привязан ко времени суток и носит полифазный характер.

Система внешних детекторов новорожденного еще слабо развита и приспособлена к выделению во внешней среде только значимых (жизненно важных) объектов, которые могут удовлетворить ту или иную витальную потребность, в первую очередь пищевую. Доминирование пищевого поведения над всеми остальными позволил З.Фрейду выделить в развитии ребенка так называемую «оральную» стадию развития (сосательный, глотательный рефлексы).

Простейшие биологические потребности объединяют нас с окружающим животным миром. Отличие состоит в том, что человеческий «детеныш» рождается совершенно беспомощным и целиком зависящим от матери. Если слоненок через несколько часов после рождения готов следовать в составе группы взрослых животных, то ребенок лишен возможности даже зацепиться за мать руками, не говоря уже о самостоятельном передвижении. Можно сказать, что физически отделившись от матери после рождения он продолжает составлять с ней единое целое первые месяцы жизни.

Это интересно:

Давно известные факты о замедленном развитии ряда признаков у людей по сравнению с другими обезьянами (см.: L. Bolk, 1925. On the Problem ot Anthropogenesis) недавно дополнились важнейшим массивом информации по экспрессии генов в мозге. Сравнение характера возрастных изменений экспрессии многих ключевых генов, связанных с развитием неокортекса и синаптической пластичностью, у человека и других обезьян привело исследователей к выводу о «транскрипционной неотении» человеческого мозга (M. Somel et al., 2009. Transcriptional neoteny in the human brain). С одной стороны, очевидно, что растянутое во времени развитие человеческого мозга связано с его большим объемом и с трудностью прохождения большеголовых детенышей через родовые пути. С другой стороны, это не отменяет того факта, что налицо замедление онтогенетических процессов (в том числе – отсрочка момента прекращения роста мозга), то есть неотения в широком смысле.
http://www.vechnayamolodost.ru (Что общего у голых землекопов и "голых" обезьян? А.Марков

Уникальность существования человеческого дитя заключается в том, что мать предоставляет ребенку возможность удовлетворения всех без исключения потребностей. Вынужденное зависимое положение ребенка направляет вектор его развития в сторону большей привязанности к матери.

Врожденные поведенческие механизмы удовлетворения потребностей часто именуют инстинктами. Среди них выделяются защитные реакции – отдергивание при прикосновении, зажмуривание при мелькании предмета в поле зрения ребенка, сужение зрачка при предъявлении яркого светового раздражителя, или так называемый «хватательный» рефлекс, доставшийся нам от наших предков. А также «ориентировочные» реакции – реакция поиска соска матери при прикосновении к губам, поворот головы к свету, способность различать вещества на вкус.

Причем многие из врожденных реакций начинают проявлять себя задолго до рождения ребенка еще в лоне матери. Так плод может сосать свой палец, держаться за пуповину и свои гениталии, двигаться, толкаться и т.п. У него обнаруживаются и более сложные реакции, например, слуховое сосредоточение. Хорошо известно, что плод чувствителен к эмоциональному состоянию матери. Это свидетельствует о том, что у ребенка уже в этом возрасте проявляется потребность в информационном взаимодействии с окружающей средой (коммуникации).

Эмоциональный стресс матери сопровождается биохимическим дисбалансом у плода, статистически коррелирует с преждевременными родами и психическими нарушениями в постнатальный период развития. Напротив, позитивные материнские эмоции вызывают спокойствие, усиление роста и жизнеспособности плода. На этом основана так называемая пренатальная интенсивная стимуляция плода, когда родители «включают» сенсорные системы плода путем вербального общения с ним, поглаживания, специальных гимнастических приемов, музыкального сопровождения. Все это способствует лучшему включению моторных и зрительных навыков, возрастанию речевых способностей и интеллектуального потенциала ребенка.

Но ребенок далеко не пассивное существо, которое работает в режиме приема и переработки поступающей от взрослого информации. Первое, что ребенок научается делать самостоятельно – это выделять значимый объект из окружающего социального окружения. В этом ему помогают все органы чувств – обоняние, слух, и со временем – зрение. Появление матери, ее ласковое обращение с ребенком сигнализирует ему о скором удовлетворении его витальных потребностей. Умение ребенка выделять мать из окружающих людей и устанавливать с ней контакт свидетельствует о развитии способности ребенка к сосредоточению внимания и памяти. Происходит формирование нейронных ансамблей, которые в последующем лягут в основу более сложных форм поведения.

 Рис. Анны Силивончик.
Рис. Анны Силивончик.

Важно подчеркнуть, что инстинкты определяют лишь границы и направлен­ность удовлетворения потребности, при этом сохраняя возможность переключения с одного объекта удовлетворения потребности на другой (оставляя нам свободу выбора средств удовлетворения потребностей). Таким образом, развитие новорожденного предполагает постепенное вовлечение в сферу значимого новых и все более сложных объектов внешней среды.