Боязнь доски: симптомы, лечение, профилактика

Иногда мне снится странный и немного пугающий, сон. Будто я, со всем своим педагогическим опытом и багажом прошлых лет, вновь оказываюсь за партой, а учитель вызывает меня к доске.

И вот я не спеша продвигаюсь, беру в руки мел, чувствую, как дрожь поднимается от ступней всё выше и выше, как в горле застревают слова, а мел на доске выводит какие-то совсем непонятные каракули. И тут я просыпаюсь, чтобы собираться на работу, где мне снова предстоит вызывать к доске. Только уже своих учеников и учениц, многие из которых не в восторге от этого события.

Бывало ли в вашей практике, что подопечные отказывались выходить и отвечать у доски? Или отличник вдруг терял дар речи, ронял мел или маркеры и налету превращался в троечника? Думаю, да, потому что все педагоги сталкиваются с определённой и сильной фобией, которая мешает многим детям и подросткам. Боязнь доски, конечно, не выделена в отдельную психологическую проблему, но представляет серьёзный фактор, с которым надо считаться.

Думаю, с большой долей вероятности описываемые проявления можно назвать фобией. Как правило, современная наука под фобией имеет в виду иррациональный страх, зачастую неконтролируемый, или беспричинную тревогу, которая появляется в определённой ситуации или в присутствии определённого объекта. В нашем случае и ситуация есть, и объектов достаточно. Ничего удивительного, ведь обучение само по себе не всегда комфортный процесс, а психика растущего человека чрезвычайно изменчива и, в некоторой степени, ранима.

Что лежит в основе неуверенности и нежелания отвечать устно или решать задачу перед классом? Как сделать школьников и студентов более уверенными в публичных выступлениях и побороть фобию? Давайте разберёмся, и для начала выделим самые характерные причины, которые все вместе образуют «фобию у доски».

Страх. Универсальная черта нашей личности, изначально играющая роль предохранителя. Нам страшно, когда происходит нечто, представляющее угрозу нашему психическому или физическому благополучию, и именно страх помогает избегать подобных ситуаций. Я уверен, что подросток стремиться избежать выхода к доске именно потому, что прошлый негативный опыт уже научил личность: не ходи ни в коем случае, тебя там унизят и отругают. Вероятнее всего страх перед публичным ответом порождается и грубостью учителя, который при аудитории делает ряд замечаний отвечающему, и реакция всех остальных учащихся, которые иногда чрезмерно жестоко относятся к одноклассникам или одногруппникам.

Неумение говорить. Выступать перед аудиторией – это искусство, которым не все владеют. Особенно в детском или подростковом возрасте. Прибавьте к стрессу, который появляется от самого факта публичности, осознание, что тебя оценивают – вот мы и получаем тяжёлую ситуацию, с которой очень трудно справиться, причём в любом возрасте.

Фактор учителя. Да, к доске вызывают не просто так. Наряду с оценкой знаний или просто тренировкой памяти, внимания и умения держать себя на публике, некоторые педагоги освоили подобный приём опроса как способ наказать. Вертишься на уроке? К доске! Нет домашнего задания? К доске! Споришь с учителем? Ну, я думаю, вариант один, к доске конечно же. Дальше, в лучшем случае, происходит длительная пытка вопросами разной степени сложности, а в худшем – целенаправленное унижение, сопровождаемое оскорблениями и даже угрозами. Нужно ли говорить, что когда к доске вызывают с целью наказать, то оценка в журнале по итогам появляется отнюдь не радостная.

Итак, три фактора риска мы выделили. Будьте уверены, если ваши ученики и ученицы боятся выходить к доске, то именно из-за одной из перечисленных причин. Или из-за всех сразу. Безусловно, вашей вины в ситуации нет, если вы, конечно, не жёсткий авторитарный педагог. Зато в ваших силах исправить отношение подростков к публичным выступлениям. Исходя из собственной практики могу порекомендовать комплексный и поэтапный подход.

В первую очередь, надо решить для себя: никаких вызовов к доске в качестве наказания. Как бы ученик или ученица не провинились перед вами, есть много способов разрешить проблему. Если вы готовы пойти на такой смелый шаг, не забудьте озвучить своё решение перед аудиторией. Пусть школьники понимают, что как минимум публичная пытка перед классом отменяется.

Вторым шагом будет пересмотр критериев оценки. В конце концов, все мы понимаем, что тройки, четвёрки и пятёрки есть субъективное мнение педагога о трудах подопечных. Поэтому резонно будет оказаться от негативных оценок за результат работы у доски. Лично я сразу говорю, что за сам факт выхода и попытку ответить я уже поставлю четыре, а троек не будет в любом случае. Таким образом можно постараться исключить факторы страха и наказания, которые ассоциируются в юном сознании с ответом перед классом.

Спрашивайте то, на что подросток сможет ответить. Если вы заметили, что школьник или школьница немногословны, то резонным будет предложить ответить им на самые простые вопросы – они и так в состоянии стресса, сбоку преподаватель, сзади доска, впереди десятки пар глаз, которые неотступно следят за каждым движением, и десятки пар ушей, которые ловят каждый звук. Будьте проще, приучите человека верить в свои силы, ведь все мы знаем, что приятнее вспоминать победы, а не поражения.

Внедряйте элементы игры. Пусть к доске выйдет не один, а двое или трое, и решают задачи на время. Конечно, не стоит ставить оценку в зависимости от скорости выполнения, но можно придумать иные способы стимулирования: выдать победителю конфетку, значок или нечто похожее.

Научите актёрскому мастерству. В одной из своих статей для Инфоурока я уже писал о том, что учитель – актёр, а его аудитория – самые суровые критики, которых только можно придумать. Поэтому постарайтесь научить учеников держаться на публике. Расскажите и покажите им пару секретов, как правильно стоять, куда деть руки, которые так мешают выступать и всё норовят заползти в карманы, куда смотреть и как ставить голос. Вы это умеете, а задача учителя – передавать знания, так что немного расширьте рамки изучаемых областей.

Пресекайте любые попытки унизить и спровоцировать. Когда человек отвечает у доски, его самооценка не должна страдать, и он не должен отвлекаться, особенно, если его «подкалывает» кто-то из аудитории. То есть, скажем прямо, оскорбляет. Поэтому учитель должен взять на себя роль модератора и любыми адекватными средствами останавливать смешки, выкрики или замечания с мест. Это очень важный момент, который позволит убрать лишний стресс и повысит результативность ответа.

Разумеется, все эти принципы я проверил на собственной практике и возникли они не просто так. Виной тому собственный негативный опыт из средней школы, который ко многим из нас является в виде снов, и потрясающее и упорное нежелание выходить к доске, которое я вижу и у школьников, и у студентов. Приходилось вспоминать курс психологии, подробно искать информацию о фобиях и путях их преодоления. Надеюсь, мои рекомендации будут полезны для практикующих педагогов, особенно – для молодых. Также мне очень хочется, чтобы ваши ученики чувствовали себя спокойно и уверенно в любых ситуациях на уроке. Ведь педагог должен помочь личности справляться с трудностями. А не изобретать их.

Автор: Чумаков Сергей Александрович