Готовимся к ЕГЭ по английскому: полезные советы

Как бы ни был страшен ЕГЭ, непредсказуем его результат, к нему можно неплохо подготовиться, если хорошо проанализировать структуру экзамена.

Данный экзамен в первую очередь проверяет навыки аудирования, чтения, говорения, письма, и лишь во вторую очередь важны грамматика и лексика. Безусловно, эти два раздела проявляются в письме и говорении, но говорение, как правило, делается по клише, поэтому только разделы «письмо» и «грамматика и лексика» затрагивают непосредственно грамматику и словообразовании английского языка. Все это около 15 баллов, остальные 85 баллов посвящены все-таки проверке навыков, а не оцениваю знаний грамматических правил.

Получается, что если мы хотим подготовиться к ЕГЭ, то в первую очередь нам необходимо развивать навыки. Как уже было сказано, данный экзамен содержит следующие разделы: аудирование, чтение, говорение, поэтому каждое наше занятие по подготовке к ЕГЭ должно содержать задания по этим разделам.

Нет смысла всё занятие посвящать трем заданиям по аудированию, лучше сделать один ‘listening’, один reading и, к примеру, сравнить картинки из раздела «говорение». Часто встречаются вопросы: «Как делать аудирование? Что делать с ошибками при прослушивании?» Такие же вопросы возникают и при выполнении заданий по чтению. Ведь в целом ученик может и без преподавателя выполнять эти задания и сравнивать свои ответы с ключами.

Чтобы быть полезным для своих учеников при тренировке навыка аудирования и чтения, необходимо очень тщательно анализировать лексику, с которой сталкиваются студенты при выполнении этих заданий. Создатели экзамена специально усложняют вокабуляр, переходя от простого задания по чтению к более сложному. Например, в задании 10 вы столкнетесь со словом ‘temptation’, а в задании 12 это слово будет заменено синонимом ‘lure’. Подобные трюки выполняются и с аудированием.

Если вы прорешаете хотя бы 10 вариантов государственного экзамена, то заметите, что ключевые слова, которые обеспечивают необходимое понимание, повторяются. Ну, к примеру, если вы обучите своих учеников словам ‘encourage’, ‘involve’, ‘remain’, вы не прогадаете. Я совершенно серьезно. Возьмите teacher’s book, скрипт, текст для чтения, выделите основные слова хайлайтером, вы наберете 500 слов, которые совершенно точно надо изучить при подготовке.

Единственная проблема, что эти основные слова постоянно забываются, они сложные, похожие друг на друга, обозначают абстрактные понятия и с трудом остаются в и без того забитой огромным количеством информации голове учащихся. Как помочь запомнить? Постоянный drilling, то есть каждое занятие мы начинаем с того, что повторяем изученные на прошлом занятии слова.

Существует несколько способов повторять вокабуляр. Можно это делать с помощью тестов через карточки quizzlet, можно устно, можно писать переводные предложения под диктовку. Лично я предлагаю комбинировать все следующим образом. Например, тест пишем по одному блоку слов из первого варианта ЕГЭ, устно повторяем слова из второго варианта ЕГЭ, пока прорешиваем вариант 3. Когда переходим к 4 варианту (обычно один вариант занимает около 3-4 занятий), то тесты пишем по 2 варианту экзамена, устно проверяем слова из третьего варианта.

Устная проверка более эффективна, когда студенты придумывают примеры с изучаемыми словами, например, вы говорите им ‘curriculum’, а они - ‘My curriculum is inconvenient at school’.

Итак, давайте повторим, на какие вещи стоит обратить внимание при построении занятия для подготовки к ЕГЭ:

1. Включение всех типов заданий (аудирование, чтение, говорение) в одно занятие.

2. Тщательный анализ лексики в вышеперечисленных заданиях и выделение ключевых слов, которые обеспечивают понимание нужно информации.

3. Постоянный drilling изученных слов, по возможности, разными способами.

Конечно, существуют еще определенные нюансы по подготовке к каждому разделу, и мы об этом поговорим позже, но эти три принципа важны для каждого занятия по подготовке к ЕГЭ. С помощью них обеспечивается эффективное запоминание слов и комплексно-аналитический подход к оценке содержания заданий и их выполнению.

Автор: Ивкова Яна Анатольевна