«Лес рук», «А голову ты дома не забыл?», «Воспаление хитрости», «Выйди и зайди нормально» — все эти фразы знакомы каждому, кто посещал школу в России. Словно бы их вкладывают в головы молодым педагогам где-то там в педагогических университетах вместе с методикой преподавания и психологией.
Однако все эти фразочки появляются не просто так. Они результат профессиональной деформации, которая характерна не только для учителей. Так или иначе ей страдают представители всех профессий.
Например, редакторы и копирайтеры всегда обращают внимание на ошибки в текстах и речи и могут долго и подробно объяснять, почему надо писать или говорить именно так. Дизайнеры видят «висящие строки» и различия в шрифтах. Многие стараются не пользоваться продукцией с плохим дизайном. Руководители даже дома не могут перестать командовать, делегировать задачи и проверять качество их исполнения. А люди, работающие в клиентском сервисе, обычно очень дотошные и придирчивые покупатели.
Неудивительно, что длительная работа педагогом также накладывает на характер и поведение человека свой отпечаток.
Основные профессиональные деформации педагога:
1) Педагог имеет право наказывать, оценивать, контролировать поведение детей. Это не может не сказываться на характере. У большинства педагогов, которые в профессии более 10 лет, так или иначе проявляется авторитарность.
2) Неодобрительное, а подчас и агрессивное отношение к нерадивым и неуспевающим учащимся.
3) Пропагандирование моральных принципов и норм поведения с годами может превратиться в привычку морализировать, неискренность чувств и отношений.
4) Игнорирование индивидуальных особенностей учащихся. Появляется с годами как следствие эмоциональной усталости и отрицательного опыта работы с детьми.
5) Склонность к излишним объяснениям и нравоучениям. Наиболее часто её обнаруживают эмоционально сдержанные преподаватели естественно-математических и технических дисциплин, имеющие стаж работы более 15 лет.
Звучит не слишком приятно, но, даже если Вы вдруг заметили у себя какую-либо из этих особенностей, не расстраивайтесь, с ними можно работать! А ещё лучше — играть на опережение и предотвратить их появление.
Как бороться с профдеформацией
Основная причина подобных изменений — хроническая усталость. У педагога часто нет времени на то, чтобы побыть наедине с собой и отдохнуть. Неудивительно, что постоянное пребывание в «рабочем режиме» сказывается на поведении и характере.
Как же с этим бороться? Комплексно!
1. Работа с телом. Занятия спортом, снятие мышечного напряжения, усталости, головной боли, бессонницы
2. Работа с эмоциями. Снятие эмоционального напряжения, снижение уровня беспокойства, тревожности, подавленности, апатии.
3. Переосмысление своей профессиональной деятельности, снятие негативного отношения к своей работе. Тут важно еще раз оценить свою профессиональную деятельность, найти для себя новые стимулы и смыслы.
4. Работа с привычками. Избавляйтесь от действий и реакций, которые хочется сделать на автомате. Заменяйте их более осознанными и позитивными привычками.
Не знаете, с чего начать? Предлагаем попробовать самое простое упражнение для снятия напряжения. Займёт всего минуту, а делать его можно и дома, и в школе.
Сядьте максимально удобно. Напрягите всё тело: сожмите кулаки и попытайтесь коснуться тыльной стороной запястий плеч, нахмурьтесь, кончик языка прижмите к нёбу. Ноги выпрямите, потяните носки, втяните живот. Сделайте максимально глубокий вдох и задержите дыхание на 5 счётов.
А теперь медленно выдыхайте и расслабляйте всё тело. Разожмите пальцы, разгладьте лоб, разожмите зубы. Сядьте удобнее и снова сделайте вдох. Задержите дыхание на 5 счётов.
Ещё 15 секунд дышите медленно и глубоко, стараясь почувствовать, как Ваше тело постепенно расслабляется. Представьте, что Вы находитесь в каком-то очень приятном месте. Например, на пляже или красивой лесной поляне. Держите картинку в голове ещё 30 секунд.
После такого упражнения Вам будет проще справиться с усталостью и негативными эмоциями. Также мы собрали для Вас видеолекции и курсы повышения квалификации по теме. После просмотра Вы получите свидетельство, а после прохождения курса повышения квалификации — удостоверение:
🔹 Видеолекция «Профилактика профессиональной деформации у педагогов»
🔹 Курс повышения квалификации «Обучение без стресса. Психосоматика»
🔹 Видеолекция «Все о стрессе, выгорании, психическом здоровье в педагогическом сообществе»
🔹 Курс повышения квалификации «Управление стрессом и развитие стрессоустойчивости»
А как Вы относитесь к профессиональным деформациям? Есть ли у Вас способы борьбы с ними?