Арт рынок для всех и каждого?

Энди Уорхол.14 маленьких электрических стульев. 198
Энди Уорхол.14 маленьких электрических стульев. 198

В арт-индустрии доминируют устоявшиеся институции организации продаж: аукционные дома, инвестиционные фонды и частные дилеры. Однако, революция блокчейн, основанная на децентрализованной модели реестра транзакций, теперь изменяет и облик современного рынка искусства.

Технология блокчейн, на основе которой уже были созданы криптовалюты, позволяет оперативно записывать постоянные транзакции между двумя сторонами в зашифрованном и безопасном виде.

В блокчейне доверие построено на надёжной технологии, принципах коллективного согласования и взаимоконтроля, которые не зависят от посредников в виде централизованных институтов. Одним из самых интересных эффектов использования данной технологии является демократизация рынков, включая рынок искусств.

В июле 2018 года произошел один из первых в истории случай продажи на основе технологии блокчейн всемирно известного произведения искусства. Блокчейн-платформа Maecenas, позволяющая своим пользователям выкупать до 49% долей токенизированных предметов искусства, совместно с лондонской галереей Dadiani Fine Art представили на аукционе продажу работы Энди Уорхола «14 маленьких электрических стульев» (1980). 31,5% произведения было представлено для продажи в криптовалютах, включая Bitcoin и Ethereum, общая стоимость которых составила 5,6 миллионов долларов.

Несмотря на то, что большинство существующих на сегодняшний день платформ только приступили к работе с данной инновацией, исследования на эту тему ведут профессиональные учебные институции, такие как Институт арт-бизнеса и антиквариата. На семинарах и meetups Институт ставит важные вопросы на тему защиты подлинности произведений искусства в системе блокчейн. Например, дискутируется открытый доступ для внесения изменений, который возможно, грозит снижением доверия к новым платформам, а применение специальной экспертизы возвращает принцип децентрализации обратно в институции.

Эдвард Хоппер. Китайское рагу. 1929
Эдвард Хоппер. Китайское рагу. 1929

Уже в ноябре 2018 года Christie’s в Нью Йорке заключил партнерское соглашение совместно с блокчейн-платформой Artory. Основной продукт компании, Artory Registry, это цифровой распределенный реестр информации о произведениях искусства, предметах коллекционирования и их истории. Впервые такой крупный аукционный дом провел продажу в 318 миллионов долларов одной из самых значимых частных коллекций, Барни А. Эбсуорта, записывая все транзакции через блокчейн. После аукциона Christie’s передаст каждому покупателю регистрационную карту для доступа к зашифрованной информации об их покупке в Artory Registry. Кроме того, у каждого покупателя будет возможность контролировать распространение своих личных данных во время сделки, так как они не контролируются компанией и не хранятся в реестре блокчейн.

В целом, технология блокчейн обещает разрешить одни из главных и наиболее сложных проблем на рынке искусства. Сторонники инновации говорят о снижении расходов на организацию сделок и продаж, об усилении доверия и безопасности. Технология может упростить борьбу с подделками и сформировать более эффективное определение провенанса за счет создания более систематизированной базы данных необходимой информации.

Подлинность, история продаж и сохранность традиционно являются инвестиционными атрибутами произведения искусства. В связи с тем, что арт-рынок один из самых легко манипулируемых в мире, возможно, у блокчейн-технологии есть потенциал к его стабилизации при введении более широкой доступности к приобретению предметов искусства или их долевых частей. Как изменится экспертиза и оценка произведений искусства? Как новые технологии повлияют на коллекционирование? Приобретение долевых частей произведения искусства является коллекционированием? Как новые технологии повлияют на арт-бизнес в целом? Институт арт- бизнеса и антиквариата начал проводить дискуссионные семинары на эту тему.

Виллем де Кунинг.Женщина ландшафт.1954-1955
Виллем де Кунинг.Женщина ландшафт.1954-1955

Блокчейн - технологии в искусстве стали одной из модных тем для обсуждения на ярмарках по всему миру. Будет ли эта тема больше, чем модной на предстоящей биеннале в Венеции? Встреча с экспертами, с которыми можно и нужно будет обсудить эту тему пройдет этим летом на проекте Института арт-бизнеса и антиквариата «Венецианская биеннале – назад в будущее» в Венеции.

https://www.artinstitut.ru/art-tourism/venetsianskaya-biyennale-2019#content