Хранители Времени. Реставрация в Музеях Московского Кремля.

124 full reads
201 story viewUnique page visitors
124 read the story to the endThat's 62% of the total page views
1 minute — average reading time
Хранители Времени. Реставрация в Музеях Московского Кремля.

Фонд произведений, созданных в прошедшие эпохи, постоянно тает.
В 1964 году была принята Венецианская хартия, признанная в том числе и в России. В этом документе говорится, что цель консервации и реставрации памятников — «сохранение их и как произведения искусства и как исторического свидетельства». Сама реставрация является «исключительной высококвалифицированной операцией», задача которой — «сохранение и выявление эстетической и исторической ценности памятника на основании оригинального материала и подлинных данных». Труд реставратора - кропотлив и незаметен, если выполнен качественно. Институт арт-бизнеса и антиквариата посетил выставку «Хранители Времени. Реставрация в Музеях Московского Кремля», и готов рассказать о ней нашим читателям.
«Хранители Времени. Реставрация в Музеях Московского Кремля» - одна из самых важных выставок в сфере реставрации за последнее время. Проходит она в выставочных залах Успенской звонницы и Патриаршего дворца Музеев Московского Кремля.
На выставке «Хранители времени» представлены уникальные экспонаты – государственные регалии, личные вещи монархов, парадное оружие, древние иконы: - великолепные изделия работы русских и западноевропейских ювелиров.
Научная реставрация начала формироваться в России с середины XIX века. Реставрация в России имеет особую идеологию, тесным образом связанную с отечественной культурой, её достоянием и наследием. В отличие от архитектурной реставрации научная реставрация иконописи, а также оружия и предметов декоративного искусства принадлежит к сравнительно «молодым» дисциплинам. Отдел реставрация Московского Кремля существует с 1936 года. За это время сложилась Школа реставрации, в которой принципы реставрации развивались (и продолжают развиваться) несколькими поколениями, связанными преемственностью. Отдел состоит из нескольких секторов: реставрация живописи, тканей, металла, а также бумаги, книг и графических материалов. В работе участвуют специалисты разных направлений, что позволяет осуществлять комплексные работы.

Пример такой комплексной работы – реставрация Евангелия в окладе. Восстановление этого уникального памятника потребовало участия всех четырех секторов отдела научной реставрации, так как за три столетия своего бытования Евангелие получило повреждения разного типа: подверглось воздействию влаги, из-за чего на листах образовались затеки, обветшала шелковая ткань, из-за чего была утрачена часть переплета.

ЕВАНГЕЛИЕ, ОКЛАД ЕВАНГЕЛИЯ . Москва, Печатный двор, 20 июля 1644; переплет – середина XVII в.;
оклад – Москва, середина XVII в. (?);
шелк – Восток, первая половина XVII в.
Реставрация 2017 – 2019 годов 
Реставраторы О.В. Коликов, Е.Ю. Мухер, Н.П. Масленникова,  М.Е. Помыкалова
ЕВАНГЕЛИЕ, ОКЛАД ЕВАНГЕЛИЯ . Москва, Печатный двор, 20 июля 1644; переплет – середина XVII в.; оклад – Москва, середина XVII в. (?); шелк – Восток, первая половина XVII в. Реставрация 2017 – 2019 годов Реставраторы О.В. Коликов, Е.Ю. Мухер, Н.П. Масленникова, М.Е. Помыкалова
ЕВАНГЕЛИЕ, ОКЛАД ЕВАНГЕЛИЯ . Москва, Печатный двор, 20 июля 1644; переплет – середина XVII в.; оклад – Москва, середина XVII в. (?); шелк – Восток, первая половина XVII в. Реставрация 2017 – 2019 годов Реставраторы О.В. Коликов, Е.Ю. Мухер, Н.П. Масленникова, М.Е. Помыкалова

Один из важнейших экспонатов выставки «Хранители времени» - корона императрицы Анны Иоанновны. В недавних исследованиях выяснилось, что автором произведения был придворный ювелир Самсон Ларионов, создавший короны также для императрицы Екатерины I и императора Петра II.

 КОРОНА ИМПЕРАТРИЦЫ АННЫ ИОАННОВНЫ . Москва, март-апрель 1730 Мастера: Иван Шмидт, Самсон Ларионов, Никита Милюков, Калина Афанасьев, Петр Семенов, Лука Федоров  Реставрация 2018 года Реставратор В.Г. Яковлев
КОРОНА ИМПЕРАТРИЦЫ АННЫ ИОАННОВНЫ . Москва, март-апрель 1730 Мастера: Иван Шмидт, Самсон Ларионов, Никита Милюков, Калина Афанасьев, Петр Семенов, Лука Федоров Реставрация 2018 года Реставратор В.Г. Яковлев
КОРОНА ИМПЕРАТРИЦЫ АННЫ ИОАННОВНЫ . Москва, март-апрель 1730 Мастера: Иван Шмидт, Самсон Ларионов, Никита Милюков, Калина Афанасьев, Петр Семенов, Лука Федоров Реставрация 2018 года Реставратор В.Г. Яковлев

Большая императорская корона была выполнена в марте 1730, ко дню коронации Анны Иоанновны. Алмазов на ней более 2000 штук. Крупные камни - рубины и турмалины. Венчают корону алмазный крест. Со временем корона потемнела и потускнела, она не реставрировалась последние 70 лет.

Сейчас на помощь реставраторам приходят автоматизированные технологии, но заменить руку мастера им не под силу. Мелкие детали оружия, к примеру, часто реставрируется вручную. На пистолетах с ударно-кремневым замком гравировка выполнена вручную резцами из твердоплавленной стали под микроскопом, а затем тонирована черной мастикой. Эти пистолеты как "богатейшие по отделке" упоминал еще известный русский историк первой половины XIX в. А.Ф.Малиновский. Это самые дорогие и декорированные пистолеты, изготовленные в Оружейной палате в XVII столетии.

ПИСТОЛЕТЫ С УДАРНО-КРЕМНЕВЫМ ЗАМКОМ, ПАРА . Москва, Оружейная палата, 1660 – 1670-е гг. 
Мастера: Григорий Вяткин, Евгений Кузолев
Реставрация 2015-2018 годов
Реставратор О.В. Коликов
ПИСТОЛЕТЫ С УДАРНО-КРЕМНЕВЫМ ЗАМКОМ, ПАРА . Москва, Оружейная палата, 1660 – 1670-е гг. Мастера: Григорий Вяткин, Евгений Кузолев Реставрация 2015-2018 годов Реставратор О.В. Коликов
ПИСТОЛЕТЫ С УДАРНО-КРЕМНЕВЫМ ЗАМКОМ, ПАРА . Москва, Оружейная палата, 1660 – 1670-е гг. Мастера: Григорий Вяткин, Евгений Кузолев Реставрация 2015-2018 годов Реставратор О.В. Коликов

Реставрировать большие полотна – ответственный труд. В 2018 году в секторе реставрации художественного текстиля была произведена большая работа по реставрации коллекции шпалер. Шпалера «Муза истории Клио» была приобретена в Париже в 1716 г. для царя Петра его агентом Кононом Никитичем Зотовым. В том же году были заключены контракты с французскими ткачами мануфактуры в Бове. Мастера приехали в Россию специально для того, чтобы наладить работу на Петербурской шпалерной мануфактуре и обучить российских ткачей. При поступлении в реставрацию шпалера «Муза истории Клио» была сильно загрязнена и деформирована.

А вот так она выглядит сейчас:

ШПАЛЕРА «МУЗА ИСТОРИИ КЛИО» Франция,  Королевская мануфактура Бове, до 1710  
Ж.-Б. Моннуайе, Г.- Л. Вернансаль 
Реставрация 2018 года 
Реставраторы Л.А. Барбинова, Т.Н. Ващенко, В.С. Шабельник
ШПАЛЕРА «МУЗА ИСТОРИИ КЛИО» Франция, Королевская мануфактура Бове, до 1710 Ж.-Б. Моннуайе, Г.- Л. Вернансаль Реставрация 2018 года Реставраторы Л.А. Барбинова, Т.Н. Ващенко, В.С. Шабельник
ШПАЛЕРА «МУЗА ИСТОРИИ КЛИО» Франция, Королевская мануфактура Бове, до 1710 Ж.-Б. Моннуайе, Г.- Л. Вернансаль Реставрация 2018 года Реставраторы Л.А. Барбинова, Т.Н. Ващенко, В.С. Шабельник

В собрании русской деревянной скульптуры Музеев Московского Кремя, насчитывающем чуть более восьмидесяти произведений, всего семнадцать памятников были выполнены московскими резчиками XVII столетия. Один из таких памятников, автор которого неизвестен, - горельефный образ Богоматери Страстной. В ходе реставрации последних лет памятнику был возвращен его первоначальный облик.

БОГОМАТЕРЬ СТРАСТНАЯ  Резная икона. Москва, Оружейная палата (?),
конец XVII в.
Реставрация выполнена в 2007 – 2013 гг. 
Реставратор А.Н. Гусеев
БОГОМАТЕРЬ СТРАСТНАЯ Резная икона. Москва, Оружейная палата (?), конец XVII в. Реставрация выполнена в 2007 – 2013 гг. Реставратор А.Н. Гусеев
БОГОМАТЕРЬ СТРАСТНАЯ Резная икона. Москва, Оружейная палата (?), конец XVII в. Реставрация выполнена в 2007 – 2013 гг. Реставратор А.Н. Гусеев

Сектор реставрации металла участвует в обеспечении сохранности всего богатейшего собрания Музеев Московского Кремля: практически все музейные коллекции требуют постоянного наблюдения специалистов этого профиля. Кроме металла в секторе работают с такими сложными фактурами, как кость, стекло, дерево, камень, эмаль, что требует разносторонних знаний и безошибочного профессионального чутья.

Серебряный кубок, выполненный в первой половине 1640-х гг., реставрировался в 2015 – 2016 годах в секторе реставрации металла. Это настоящий шедевр декоративно-прикладного искусства эпохи барокко, соединивший в себе три драгоценных материала – золоченое серебро, из которого выполнена оправа, слоновую кость на корпусе, основании и в крышке, а также полихромные эмали.

КУБОК  Аугсбург, 1640 – 1645 
Мастер Давид I Швестермюллер 
Реставрация выполнена в 2015 – 2016 гг. 
Реставратор В.А. Вычужанин
КУБОК Аугсбург, 1640 – 1645 Мастер Давид I Швестермюллер Реставрация выполнена в 2015 – 2016 гг. Реставратор В.А. Вычужанин
КУБОК Аугсбург, 1640 – 1645 Мастер Давид I Швестермюллер Реставрация выполнена в 2015 – 2016 гг. Реставратор В.А. Вычужанин

Мы познакомили вас лишь с несколькими экспонатами выставки «Хранители времени. Реставрация в Музеях Московского Кремля». Выставка проходит до 13 октября 2019 года и наш институт советует её посетить.

Если Вы давно хотели изучать искусствоведение или получить опыт атрибуции и экспертизы произведений искусства, советуем Вам познакомиться с нашей программой по направлению «Искусствоведение. Атрибуция и экспертиза предметов антиквариата», на которую уже открыт набор!

Подробности вы можете узнать на сайте института -https://www.artinstitut.ru/courses/iskusstvovedeniye-atributsiya-i-ekspertiza-predmetov-antikvariata#content

Подписывайтесь на наш канал и следите за новыми публикациями. Обещаем вам еще много интересного!

#музеикремля #выставкикремля #хранителивремени #выставкахранителивремени #реставрация #искусствореставрации #реставрацияпамятников #гкд #кремлевскийдворец#кремлевскиймузей #kremlinpalace#palace#палатымузея#музеймосковскогокремля#музеикремля #институтартбизнесаиантиквариата #art #culture #top #collectors #painting#paint #artworld #artworks #artgram #artbussiness #arteducation #collection#collecting #artnews #success #auctions #auctioneer #искусство #артбизнес#коллекционирование #коллекционеры #историяискусства #искуствознание#артменеджмент #атрибцияпамятников #экспертизапамятников #антиквариат #обучниеискусству #образование