Слова об искусстве. Провенанс.

Фрагмент картины Балтазара Ван дер Боссе "В мастерской скульптора", из каталога аукционного дома Ader, 2019г.
Фрагмент картины Балтазара Ван дер Боссе "В мастерской скульптора", из каталога аукционного дома Ader, 2019г.
Фрагмент картины Балтазара Ван дер Боссе "В мастерской скульптора", из каталога аукционного дома Ader, 2019г.

Провенанс (англ. provenance — происхождение, источник, также месторождение (говорится о хлебе в хлебной торговле) --

-- история владения художественным произведением, предметом антиквариата, его происхождение.

На художественных и антикварных рынках провенансом подтверждается подлинность предметов. Провенанс обычно приводится и в аукционных каталогах. Провенанс является одним из базисных понятий арт-банкинга (финансово-консультационное сопровождение инвестиций в искусство).

Если произведение ранее находилось в знаменитой частной коллекции, это, разумеется, в разы повысит его цену, поскольку оно становится отмеченным особым «знаком качества»: за его благополучный провенанс можно не опасаться. Так, например, Рубенс или Ван Дейк из коллекции Галуста Гюльбенкяна (скупавшего картины во время скандальной продажи коллекций Эрмитажа в 1929-1934 годах) будут стоить дороже, чем полотна тех же авторов из собрания не известного коллекционера. Однако громкое имя бывшего владельца произведения иногда может дать и отрицательный результат. В случае, если в провенансе картины среди прежних владельцев значится имя Германа Геринга, то её будет крайне сложно или же вовсе не возможно продать. Большинство картин из коллекции рейхсмаршала было похищено из музейных и частных собраний оккупированных территорий во время Второй мировой войны. Трофейное искусство, как правило, всегда обладает отрицательным («чёрным») провенансом и плохо продаётся.

Как обстоит ситуация с провенансом в России?

“История, или провенанс, картины — кто написал, кому продали, где выставлялась, где публиковалась, на каких выставках видели, у каких хозяев была, — к сожалению, у нас в России часто искажена. Это происходило в течение ХХ века — тут и революция, и репрессии, и реквизиции, и война. Русский антикварный рынок и так был не очень большой, он еще больше сжался после революции, когда огромную часть вещей изъяли в фонды музеев, а другая часть ушла за границу, хотя, конечно, запасливое население что-то смогло сберечь. Антикварный рынок обмелел и в советское время был очень небольшим — официально продавать антиквариат могло только несколько антикварных магазинов. Продажи между частными лицами были под запретом, подпадали под статью «спекуляция». Собирать произведения искусства было законно, покупать в магазине было законно. Но если вы перепродавали произведения искусства, то это была спекуляция. Поэтому практиковались обмены: мы не покупаем, а меняемся, примерно устанавливая эквивалент. Или если это были продажи, то достаточно часто (если была нужна официальная версия происхождения картины) в провенанс «вписывали» покойных коллекционеров: «Я купил у Иван Иваныча, который умер в прошлом году».” -- Валерий Александрович Дудаков (цитата с сайта https://evg-crystal.ru/kartiny/provenans-kartiny.html)

Другие источники:

Коростылёва И. Красота спасёт деньги // Финанс. — 2006. — 27 марта.

http://int-ant.ru/news/news-culture/foreign-museums-and-auctions-k/provenance-of-old-master-paintings-intrigue-secrets-finding/