А. К.
0 subscribers

Ребенок сказал матерное слово… что делать?

<100 full reads
Ребенок сказал матерное слово… что делать?

Сегодня со стороны родителей уделяется очень много внимания детям. Не воспитанию детей, я бы сказал, а просто внимания им. И это замечательно, но порой доходит до абсурда. Раньше дети гуляли самостоятельно. Максимум на что можно было рассчитывать, что родители изредка будут посматривать с балкона - где ты там бегаешь. Сегодня же вокруг детей, играющих вместе на площадке, плотным кольцом гуляют разрозненные родители, ведя неустанное наблюдение. А все произошедшее за день в школе или детском саду вечерами выносится на общественное обсуждение в ватсап.

Довольно часто обсуждаются матерные слова, которые дети начинают узнавать уже с детского сада. И начинаются разборы, как говорится, полётов, находятся (обязательно!) виновный и взрослые дяди и тёти в ужасе от того, что таких детей носит земля, начинают распекать его родителей. Лично я не понимаю из-за чего такая повсеместная паника.

Когда я ходил в детский сад, вроде бы матерных слов мне там никто не говорил, да и я стал использовать их гораздо позже. Но в моей группе были три дружных мальчика. Если им не нравилось что-то, они подходили к обидчику, двое хватало его за руки, главарь бил в живот. От их ударов перехватывало дыхание. Я падал на землю и пытался снова научиться дышать. В такие мгновения казалось, что дыхание не вернется и жизнь заканчивается.

Гораздо позже, уже в сознательном возрасте, я узнал, что такое «бакланка», принципы построения вербальных и физических атак в этом искусстве ведения боя и ужаснулся от мысли, кто этому мог обучить детей. Так пришло осознание правдивости информации о том, что в местах лишения свободы провело в свое время половина страны.

Для девочек у них были свои сценарии. Их не били, но это не значит, что девочки не плакали. По началу, я пытался жаловаться родителям. Ответ был примерно таким, что нужно учиться стоять за себя. Подробности количества участников разборок с каждой из сторон никого не интересовал. Поэтому рассказывать о своих происшествиях за стенами родной квартиры я перестал довольно рано.

Пресмыкаться перед хулиганами я не стал, а из потрясающих голливудских боевиков, появившихся в нашей стране в то время, уяснил, что защита девочек – обязанность настоящего мужчины. Поэтому драки были по нескольку раз в месяц. И это только в детском саду, чего уж говорить о школе. Компашки по три, пять, семь человек встречались постоянно и везде. Чувствовать себя в безопасности можно было только дома.

И сегодня, когда я слышу гневные рассуждения о том, кто учит наших детей плохим словам в детском саду, сначала я умилительно улыбаюсь. Ну правда… это ли большая проблема, о которой надо переживать?! Родители негодуют, кто и как обозвал их ребёнка, но я думаю, что на самом деле обстоятельства несколько разнятся с их представлением о происходящем.

Наблюдая за современными детьми, я вижу много тепла и взаимопонимания между ними. Они с удовольствием общаются, играют и проводят вместе время. И скорее всего, случайно засевшее в сознании прикольное и новое «словцо» просто рассказывается одним из них другим. Восхищенные дети решают дома поделиться новым знанием с родителями, с ходу натыкаясь на негативную реакцию. Взрослые отказываются верить, что такое слово могло быть произнесено просто, без адресата и экспрессивной направленности. Они организуют допрос своим чадам, получая в итоге ТУ ВЕРСИЮ, КОТОРАЯ ИХ УСТРАИВАЕТ. Под страхом родительского гнева, дети вынуждены врать, что это не они узнали данное слово из, скажем, видеоролика в интернете, а им его сказали, да еще не просто сообщили (слово-то оскорбительное), а их этим определением обозвали… Кто? – ну вот, к примеру, этот мальчик.

Попали родители мальчика… ну и мальчику прилетит соответственно.

Такая реакция на новые познания ребенка о мире далеко не полезна. Ошибочно полагать, что дети никогда таких слов не узнают, нечестно запрещать им использовать эти слова, если мы используем их сами, и совсем глупо пытаться решить за них вопросы со сверстниками.

Нецензурная брань – как опасный бытовой предмет. Ну, скажем, нож. У вас есть дома нож? Ну, на кухне хотя бы? А у ваших соседей есть? У друзей, родственников? Хоть у кого-то, да имеется. В определенной ситуации нож может стать и незаменимым помощником, и опасным оружием. А вы планируете учить детей обращаться с оружием? Нет? А с ножом? Вот тут и нестыковочка.

Мат сегодня используется повсеместно. Им насыщен интернет, телевидение и даже книги, его полно на улице, особенно в её темных переулках. Потому непонятно – от чего пытаются детей оградить? От жизни? Наши малыши просто узнают новую информацию. С момента рождения они постоянно сталкиваются с чем-то незнакомым и опасным: розетки, животные, автомобильные дороги. И мы понимаем, что это социум, окружающий мир, в котором им ещё жить и жить. И объясняем им, как пользоваться предметами, чтобы было полезно, эффективно и безопасно.

Также и с нецензурной лексикой. Это просто инструмент, который в определенной ситуации поможет скрасить шутку, а в другой станет опасным оружием самообороны. Любой более менее нормальный мальчик слышал от своей мамы фразу «Любой конфликт можно решить словами». Но знают ли мамы истинный смысл этих слов?

Вывод такой. Родители ничего не смогут поделать с тем, что дети в жизни столкнутся с неприятными (для родителей в первую очередь) ситуациями… Отодвигая неизбежное, мы делаем только хуже. Стараясь решить за них проблемы – не учим их находить решения самостоятельно. А занимаясь поисками внешних виновников в рядовых ситуациях – подталкиваем своих детей к вранью, чтобы выгородить себя.

На мой взгляд, наилучшим решением будет объяснить ребёнку общие правила применения великого и могучего русского языка. Рассказать, что с любимыми лучше общаться слогом классиков, с коллегами использовать деловой стиль общения, а на всяких бл@ть агрессивных матершинников реагировать соответственно, чтоб не повадно было.