по городам и странам за 80 лет

1. ВЫБОРГ, ПРИОЗЕРСК, НОВАЯ ЛАДОГА

Карельский перешеек - это еще одна страница моей жизни. Будучи молодыми еще научными работниками, мы, группа приятелей, заразились рыбалкой. Но это произошло не сразу. Один из нашей компании, Вэл, увлекался альпинизмом, что в ленинградских вузах было довольно распространенным явлением. Очень сильная секция была и в нашем институте. Все альпинисты города ездили на тренировки и соревнования на скалы в районе озера Ястребиное на Карельском перешейке. Вэл так увлекательно рассказывал, какие красивые места в тех краях, что мы решили тоже туда съездить. Была одна проблема: это озеро находилось в пограничной зоне, и напрямую туда доехать было невозможно. Для этого надо было на поезде доехать сначала до г. Приозерска, что тоже было непросто, потому что тогда электрички ходили только до ст. Сосново. Там нужно было пересесть на паровичок до Приозерска. Поезд шел и дальше, но пограничный контроль туда без пропусков не пускал. Эти долгие поездки до Приозерска были довольно скучны. Именно тогда я изобрел очень заводную карточную игру в подкидного дурака, в которой может принимать участие любое количество игроков от двух до тридцати шести, что позволяло скоротать время

От Приозерска надо было ехать на автобусе до пос. Кузнечное, который тоже был в зоне, по пограничники автобусы не проверяли. А из Кузнечного нужно было идти с полной выкладкой 14 км до озера. Обратный путь был значительно легче, поскольку от озера до ст. Куликово было всего 4 км., а из зоны пограничники выпускали уже свободно. Поезд из нескольких вагончиков был забит альпинистами. Конечно, никто за билеты не платил, что бесило контролеров, пели песни под гитары.

Первый раз мы поехали туда нашей компанией просто отдохнуть. В тех местах множество небольших озер, богатых рыбой. А народу там мало из-за пограничных ограничений. И нас захватила идея поездить на эти озера на рыбалку.

Первый выезд на озеро Щучье был очень тяжел. Во-первых, все необходимое: палатку, надувную лодку, посуду, рыболовные снасти, питание надо было тащить на себе. Во-вторых, очень трудная дорога: от Кузнечного на автобусе до Севастьянова, а дальше километров 6 до озера пешком. Эта поездка нас окончательно заразила вирусом рыбацкого азарта. Тогда мы поймали на спиннинг 51 щуку. Нам не нужно было столько рыбы – ведь каждому пришлось тащить в рюкзаке обратно по 17 щук, весом каждая в 1 кг. Но, кто ловил со спиннингом, понимает, как трудно удержать свой азарт. Была еще попытка выехать на рыбалку на залив. Такое место нашли в районе г. Выборга, в поселке Советский. Рыбалка прошла удачно, поймали несколько крупных лещей, окуней. Эта поездка позволила ознакомиться и этим незаслуженно забытом городом.

Г. Выборг был основан шведскими рыцарями еще в 13 веке. Позже он перешел к финнам. Дальнейшая бурная история города связана с Россией. Выборг вместе со всей Финляндией входил в состав Российской империи. В 1917 году Финляндия получила суверенитет, но после русско-финской войны 1939 года Выборг опять стал советским. В начале Второй мировой войны финны вновь заняли Выборг, а в 1944 Россия вернула его себе. Наибольшего развития Выборг достиг после открытия Сайменского канала в 1856 году. Город бы электрифицирован, газифицирован, оснащен телефонной связью и железнодорожным сообщением. Перед войной в нем действовало 38 промышленных предприятий.

Сейчас он выглядит довольно обедневшим и плохо ухоженным провинциальным городом. Но прелесть старинного города с красивейшей, но разрушающейся крепостью и старой еще шведской и финской застройки старым городом просто восхищают.

Было ясно, что надо кончать с первобытными выездами на рыбалку и переходить на современные и комфортные методы. А это значит, надо строить свою большую лодку и держать ее на озере. Прочитав много книг, получив советы бывалых рыбаков, мы пришли к выводу, что нужно построить большую лодку, обосноваться на озере Вуокса с базой в пос. Синево, что даст возможность выходить в Ладожское озеро. Для постройки лодки мы выбрали верфь в Новой Ладоге, что в 120 км от Ленинграда на берегу Ладожского озера при впадении в него реки Волхов.

Во время Северной войны по приказу царя Петра I в 1702 г. территория Николо-Медведского монастыря была обнесена земляным валом и рвом, а в устье Волхова создана судостроительная верфь. В 1704 г. Петр I основал здесь город Новая Ладога и сразу начал строить обводной Ладожский канал. Позднее в 1861 – 1866 годах параллельно старому Петровскому каналу по самому берегу Ладожского озера прорыли новый, более глубокий канал — Новоладожский. Этот канал входит в состав Волго-Балтийского водного пути.

Мы разыскали верфь, выбрали конструкцию деревянной лодки, пригодной для плавания по Ладоге. Лодка оказалась довольно большой, почти 6 м в длину с раздвоенной кормой. Заключили договор. Дерево поставлял исполнитель. Медные заклепки мы изготавливали сами на прессах в нашей лаборатории. К лету мы ее получили. Перевезли на нанятом грузовике на лодочную базу Минобороны в Гавани. Там мы укрепили шпангоут, поставили бортовую окантовку, пропитали горячей олифой, покрасили суриком, а затем краской. Лодка получилась просто красавица, и мы назвали ее «Пенелопой», сокращенно – «Пиня».

Потом была проведена операция по переправке лодки в п. Синево. Мы ее везли в багажном вагоне поезда, выгрузили на вокзальные пути Приозерска, доволокли до озера и спустили на воду. Прикрепив к ней захваченный с собой лодочный мотор, мы своим ходом по озеру доплыли до Синево. Там у нас уже на берегу был построен металлический сарайчик для хранения моторов, и была договоренность с одним из жителей Синева о хранении у него части нашего скарба: палаток, посуды, снастей и т.д.

Так мы стали полностью оснащенными не только для большой рыбалки, но и для семейного отдыха на природе. Впоследствии мы сами построили из стеклопластика катамаран, а наш приятель подарил нам плоскодонный скутер, который мог выходить на глиссирование. Т.е. у нас появился целый флот.

В первые годы мы осваивали большущее озеро Вуокса, располагаясь на красивых островах за вторым плесом. За продуктами и пойлом ездили на скоростном скутере в поселок Горы. Потом нам стало тесно на озере и мы начали выходить на Ладогу. К первому путешествию мы провели дополнительную работу, а именно мы построили над лодкой каюту, превратив лодку в катер со спальными местами и столиком для еды, установили рулевое управление. Это было необходимо, учитывая суровый и непредсказуемый характер Ладожского озера.

В Приозерске есть два выхода из озера Вуокса в Ладогу: в южной части города река Бурная, а севернее города – длинная, узкая и мелкая речка Тихая. Если по течению выход в Ладогу был предпочтительнее по Тихой, то возвращаться приходилось через Бурную. В пределах города она сильно порожистая, поэтому лодку приходилось толкать против быстрого течения руками, цепляясь за камни ногами и одновременно тащить веревкой. Это очень тяжелая работа. Но удовольствие от Ладоги все перевешивало.

Выйдя из речки Тихой, мы брали путь на север. И попадали в царство изумительных по красоте ладожских шхер. Они уходят далеко вглубь материка, а по высоким каменистым берегам стоят сосны и прочая бурная растительность. Такая красота, как говорят, есть только в Норвегии. Рыбалка на Ладоге тоже своеобразная. Под вечер рыба идет из глубины к берегу. Поэтому, передвигаясь на лодке от луды до луды в сторону берега, можно перехватить один и тот же косяк рыбы. Луда – это большой плоский камень, едва торчащий из воды. В такую охоту за полчаса можно наловить ведро приличных окуней, плотвы и подлещиков.

В Приозерске жила и работала моя двоюродная сестра Надя. Она была местной знаменитостью. Преподавала в школе и была депутатом городского Совета. Поэтому у меня был повод и возможность осмотреть город, заходя к ней в гости.

Сам г. Приозерск известен с XIV века, сначала как шведский город Кексгольм, затем финский Корела. В 1940 году Россия отобрала город себе, но с 1941 по 1944 его вернули себе финны. В 1944 году он снова и окончательно стал русским с названием Кексгольм., и только в 1948 г. переименован в Приозерск. В течение двух войн город сильно пострадал и старых построек осталось крайне мало, поэтому его архитектура современна и довольно скучна.

Перегоняя нашу Пенелопу в Ленинград в 1980 году, мы останавливались у приозерского причала, который стоял на толстых деревянных сваях. Местные говорили, что эти дубовые сваи сохранились в воде с петровских времен.